{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Что такое деловая репутация с юридической точки зрения

В последнее время защита деловой репутации является мэйнстримом. Чаще всего у компании или индивидуального предпринимателя в истории был хотя бы один случай распространения о них порочащих и недействительных сведений.

Но далеко не все знают, в каком порядке действовать, чтобы защитить свою деловую репутацию.

Что такое деловая репутация

Весь механизм защиты деловой репутации урегулирован на законодательном уровне всего лишь в одной статье - 152 Гражданского кодекса РФ. Но законодатель не определил, что это за категория «деловая репутация». Поэтому четкого определения в ГК РФ нет.

На помощь приходит судебная практика: деловая репутация – это представление общества о деловом поведении конкретного лица (как правило, юридического или ИП) на рынке, его деятельности в сфере экономического оборота.

Наличие сформированной положительной деловой репутации у таких лиц презюмируется. То есть изначальное наличие деловой репутации до нанесения ей ущерба не нужно доказывать в суде.

На это не влияет дата государственной регистрации: компании, созданные, например, месяц назад, имеют ровно такие же права, что и зарегистрированные десять лет назад. Единственное, на что может повлиять продолжительность существования, – на возможность взыскания репутационного вреда и его размер. Но об этом поговорим позже.

Для удовлетворения требований о защите деловой репутации необходимо доказать одновременно (!!) три обстоятельства:

- факт распространения сведений,

- порочащий характер сведений,

- несоответствие действительности сведений.

На плечи истца ложится доказывание факта распространения и порочащего характера сведений, а на плечи ответчика – соответствие сведений действительности. Но на практике истцу еще нужно доказать:

- распространена информация именно об истце (а не о его работнике, например),

- информация является не мнением, а утверждением о факте.

В этом то и заключается первая сложность. Не все юристы обладают познаниями в области лингвистики, поэтому чаще всего приходится прибегать к помощи эксперта еще на стадии подачи иска в суд…

Вроде все просто и понятно, но…В практике встречаются с первого взгляда выигрышные и предсказуемые споры, но исход оказывается прямо противоположным. Это происходит потому, что здесь очень многое остается на усмотрение суда и его личное субъективное восприятие. Квалификация и опыт юриста часто могут не играть роли (бывает, суды удовлетворяют «слабые» с точки зрения обоснования иски, а в удовлетворении «сильных» могут отказать). Поэтому с точностью предсказать итог спора удается далеко не всегда, скорее - почти никогда.

0
1 комментарий
Наталья Михеева
Автор

Еще больше о защите деловой репутации читайте в ТГ-канале - https://t.me/natalya_legal

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда