Мотивация везде и нигде

“Съешь осиновой коры -

И взбодришься до поры:

Чай, не химия какая,

Чай, природные дары!”

Баба-яга

Леонид Филатов

Все руководители мечтают примерно об одном и том же: что им кто-то однажды даст волшебную таблетку, от которой все сразу будут мотивированы. Ради этого большинство из них иногда даже ходят на тренинги и читают книги. И вот однажды им кажется, что они нашли этот священный грааль. Но иллюзия быстро растворяется в воздухе, потому что оказывается, что и самому (или самой) тоже надо что-то делать. А в их управленческом чемодане появляется еще один инструмент под названием “не работает”.

Что точно не нужно делать в рамках мотивации подчиненных:

  • ждать подходящего момента. Как в том анекдоте: “Как ваше здоровье, Рабинович? - Не дождетесь”. Нет подходящего момента и места для мотивации.

  • думать, что общая цель без понимания каждым своего вклада даст гарантированный результат.

  • думать, что отличные KPI сотрудников без единой цели приведут тебя к выдающимся результатам.

  • без тщательной подготовки пытаться сказать вдохновляющую речь. Говорят, что к двадцатиминутным выступлениям на Tedex спикеры готовятся от 3х до 6ти месяцев.

  • давать обратную связь спустя долгое время после ситуации: “Помнишь в сорок пятом под Берлином ты сказал/сделал…” Кто старое помянет, тому глаз вон!

  • спрашивать “как дела?” или “у тебя все хорошо?” и думать, что после ответов на этот вопрос вы поймете, что у человека происходит на самом деле.

  • давать всем грамоты, если она вас мотивируют. На радио диджеям говорят: “Нравится песня - слушай дома!” Важно отталкиваться от предпочтений целевой аудитории.

  • предлагать сотруднику пойти в отпуск, когда он демотивирован. Во-первых, может не вернуться, во-вторых, с чего вы взяли, что это его замотивирует? Он и так имеет право ходить в свой заслуженный отпуск.

  • догнать и отмотивировать. Это обычно выглядит, как изнасилование, даже если добрым словом.

  • говорить “молодец” и считать себя мастером мотивации.

  • в сложных и кризисных ситуациях решать, что “они” понимают сложность ситуации и будут пахать, как "папы карлы".

Мотивация - очень популярная отмазка всех людей на планете земля. Тем более для руководителей. Мы часто пользуемся фразой “у меня нет мотивации” или “у него нет мотивации”. Как известно, и стар, и млад обманываться рады, поэтому нам так удобно рассказывать красивые истории себе и другим. Эпизодами, нам кажется, что подчиненные должны сами быть заинтересованы в тех целях, которые мы им ставим, ведь, в конце концов, они получают зарплату. Сколько бы мы себя этим не уговаривали, они не будут выполнять наши задачи, как свои. Поэтому нам нужно осознать необходимость мотивировать подчиненных на выполнение задачи.

На мой взгляд, если бы в сознании руководителей не было этого понятия в принципе, то качество управления во всем мире было бы гораздо выше. Это мое мнение и мне с ним жить. Но я буду и дальше употреблять это слово, потому что в бизнес-среде так принято.

Итак, я предлагаю тебе на суд свою "теорию мотивации”.

Представь, что есть два полюса: север - это дисциплина, юг - это смысл. А ты путешествуешь в поисках той самой энергии на букву М. Если долго сидеть на севере в суровых краях, то надолго тебя не хватит, дисциплина изнуряет, нужно иногда летать на юг искать смыслы. А что если ты не можешь найти смыслы? Тогда лети на север и не теряй время. Возможно, в твоем случае мотивация и есть дисциплина. Секрет же не в том, чтобы стать лучшим следопытом, поисковиком или объехать больше стран и накопить мили. Секрет в том, чтобы обнаружить в каждом моменте или предмете то самое и заметить ЕЕ. Я бы хотела написать, что она внутри тебя и тебе просто нужно к ней проложить доступ или проход, но я обману тебя. Наверняка были ситуации, когда одно небрежно сказанное важным человеком слово разворачивало тебя на север или на юг. То есть да, поворачивается что-то внутри нас, но триггер приходит извне.

Я люблю говорить, что мотивация вездесущая! Тогда нет причин ходить за ней в конкретное место, например, на тренинг. Если она повсюду, то твоя задача развивать внимательность и наблюдательность, чтобы вовремя закрыть ловушку.

Главное, помни - мы живые! А все на земле эволюционируют с учетом той среды обитания, в которой находятся. Одна экосистема способствует росту, другая нет. А бывает и так, как случилось с динозаврами. Никто не живет один на острове. Мы все являемся частью сложных систем - таких, как наша семья, бизнес-партнеры, команды и общество. Системы похожи на паутину: стоит дотронуться до одной нити, и вся конструкция начнет двигаться.

Ошибочно думать, что ты - отдельный подвид, живущий в изоляции. Ты есть целостная система, на которую влияет все: работа, отрасль, окружение, социальные сети, город проживания, страна, континент… Поэтому лежать на диване и думать о жизни можно, но за смыслами и дисциплиной нужно выходить в разные имеющиеся подсистемы и создавать себе новые.

У тебя наверняка был такой опыт, когда подчиненный в процессе работы стремительно рос по карьерной лестнице только для того, чтобы обнаружить, что его семья, партнер, сильно сопротивлялись переменам. Нравится нам это или нет, мы запутались в сети отношений и связей систем, которые постоянно влияют на нас.

К счастью, география не заканчивается двумя полюсами. Есть вариант податься на запад или на восток. В моей “теории мотивации” запад - это все наши убеждения, пришлые из вне. Запад нам диктует, что думать, что носить, как красиво жить. И вольно или не вольно мы, как часть системы, включаемся в этот бег мыслей под диктовку. Убеждения у нас на языке, мы их вещаем 24/7. Это наша правда. Большая часть из них сформирована нашими ближайшими системами, например, семьей, а точнее ближайшими родственниками и теми травмами, которые они любя нанесли. Да, мотивация извне вся построена на манипуляции на наших душевных ранах. Как только к ним подобрали правильную мазь, нас не остановить; как только случилось "не сыпь мне соль на рану, она ещё болит", мы впали в пресловутую демотивацию.

Что же тогда на востоке? Говорят, дело тонкое - буддизм, даосизма, индуизм, сплошная философия. Восток про ценности, которые иногда очень неуловимые для нас. Кто-то считает, что они в душе и часто мы их путаем с убеждениями. Потому что, все что в голове и на языке, не всегда в душе.

Мотивационная беседа

Цель: научиться вести структурированный диалог о прошлом, настоящем и будущем, после которого подчиненный уходил бы воодушевленным.

Когда использовать:

  • не понятна структура мотивации сотрудника
  • хочешь узнать карьерные ожидания/жизненные цели на конкретный период
  • нужно отследить изменения ценностей, убеждений, восприятия.

Время выполнения: 30-60 минут.

Пояснения: важно избегать формальных или закрытых вопросов, подчиненный должен говорить 70-80% от времени беседы. Задавай вопросы и слушай! Этот разговор должен быть легким, непринужденным и в доверительной обстановке. Только тогда ответы будут искренние. Сначала отвечает сотрудник, затем обязательно добавляй ты или же со всем соглашайся. Без критики и с большой любовью!

Шаги:

0. Спроси разрешения: “Можно я задам тебе вопросы про текущую работу и твои будущие цели? Потому что для меня важно знать, как у тебя дела”. Получи твердое “ДА”. Скажи: “Это не отчетное собрание и если вопрос будет неуместен или не комфортен, ты можешь сказать мне об этом и не отвечать”.

1. Прошлое. Задача этапа найти, что уже является фундаментом для того, чтобы двигаться дальше.

· Какие прогрессы в своей работе ты замечаешь?

· Что изменилось с начала нашей совместной работы/последней встречи?

· Чем особенно гордишься? Какими результатами?

· Как ты этого достиг(ла)? За счет чего?

2. Настоящее. Задача этапа понять, что сейчас происходит в уме и в душе.

· Что пока трудно дается? Какие вызовы перед тобой сейчас стоят?

· Благодаря каким своим способностям ты можешь справиться с вызовами?

· На чем сейчас важно держать твой фокус внимания?

· Каким(ой) тебе нужно быть, чтобы следующий период (месяц, год) прошел наилучшим образом?

3. Будущее. Задача этапа - вывести на первый план то, ради чего сейчас ведется работа. Сформировать видение.

· Какие возможности ты видишь сейчас для себя?

· Какие цели перед тобой сейчас стоят в долгосрочной перспективе? (рабочий и жизненный контекст). Почему они важны для тебя?

· Какие цели перед тобой стоят на ближайшие 1-2 месяца? (рабочий и жизненный контекст)

· Как твои короткие цели продвигают тебя к большим целям?

4. Настоящее. Задача этапа - спланировать совместные договоренности

· Чем я тебе могу помочь?

· Какая поддержка тебе еще нужна и от кого?

· Какие навыки тебе важно развивать?

· С чего начнешь? Какие шаги предпримешь?

Мотивационные беседы требуют регулярных тренировок. Мы должны постоянно качать эту "мышцу". Экспериментировать с вопросами, формулируя их каждый раз по-новому. Начинай с тех сотрудников, с которыми тебе проще всего общаться, с кем доверие находится на высоком уровне. Затем переходи к сложным случаям. Настроишь график таких бесед раз в квартал, и в твоей команде будет меньше сюрпризов. Не обязательно идти по всем вопросам сразу, ты можешь начать с “прошлого” и остановиться на “настоящем”, а на следующей встрече прояснить про “будущее” и закончить “настоящим”. Твоя задача, чтобы после таких бесед, твой подчиненный увидел свои ежедневные рутинные действия, как часть пути к его большим целям. Главное практиковаться и создавать систему мотивации подчиненных, нацеленную на долгосрочное сотрудничество компании и работника. Не бойся показать, что ты понимаешь, что мы все не вечны на своей должности, потому что развитие по вертикали и по горизонтали это естественная эволюция наших карьер.

Чем понятнее тебе будет становиться подчиненный, его видение ситуации относительно его результатов, перспектив на будущее, тем успешнее ты сможешь подбирать и применять стимулы, соответствующие его ценностям.

Задавая вопросы про будущие цели и задачи в разных областях и сферах жизни, ты каждый раз проясняешь и для самого человека, а что он хочет для себя. Так сказать, из раза в раз, ты будешь протирать запотевшее от ежедневной гонки стекло. Чтобы тот, за кого ты в ответе, видел свет в конце тоннеля, побуждая его к достижению поставленных целей и решению задач.

реклама
разместить
Начать дискуссию