Первый шаг финансового образования детей внутри семьи

Как-то к нам на курс по финансовой грамотности пришёл мальчик. Мальчик из очень обеспеченной семьи, с очень большими проблемами. Но сначала немного предыстории.

На первых уроках мы с детьми разбираем их цели. Вроде тема очевидная, но спотыкается на ней почти каждый первый. Многие наши ученики из семей предпринимателей. Как правило, это те семьи, где базово не нужно объяснять важность значения финансовой грамотности с детства. Но есть обратная сторона медали, часто в таких семьях соблюдается принцип вседозволенности. Культ изобилия. И дети перестают что-либо хотеть. А зачем, собственно? У них и так все есть. С одним из таких детей и состоялся диалог.

Педагог предложила:

— Давай будем копить на велосипед!

— Зачем? У меня их и так два.

— Хорошо. На самокат?

— У меня их три. Два на даче, один — в городе.

Основная задача педагога — первым делом, раскрыть мальчика. Важно определить, что же может хотеть такой ребёнок? Они перебирали почти весь урок, пока не дошли до его истинного желания — золотая рыбка. Собаку нельзя, у папы аллергия на шерсть. А вот рыбку…

Глаза у ребёнка загорелись. От “ничего в этой жизни не хочу” перешли к цели, которая зажигает. Тот момент, когда появляется понимание: а зачем вообще надо копить!

Мозгу важно ставить четкие задачи. Появляется цель и вместе с ней — реальные возможности её достижения. Нет цели — значит, мозг не будет искать решение.

Большая часть родителей хотят, чтобы дети перестали просто так тратить деньги. Понимали свои действия. Копили грамотно. А как грамотно? Как правильно поставить задачу мозгу, чтобы он искал способы ее решения?

Родителям сложно показать на своём примере, самим объяснить. Кто нас-то учил копить? (Спойлер — никто). Когда погружаешь ребенка в контекст, где тема денег не табу, не важно сам или при помощи наставника, то и деньги для него становятся не просто деньгами, а целью, грамотным вложением, и даже инвестированием (сюрприз–сюрприз). Перед тем, как потратить те же самые карманные деньги, он задумается: подходят ли ему такие траты? Приближает ли эта покупка к реализации его цели?

Однако выявить цель — это полдела. Вот смотрите. Задайте себе вопрос: что хотите сейчас? Допустим, компьютер. А какой? Старенький Windows 98 подойдёт? А может, MacBook 22? А цвета какого? За сколько? Когда?

Понимаете? Больше деталей. Больше конкретики. Погуглите, в конце-то концов, цели по SMART. Подробнее, раскрою эту тему в следующей статье: как научить ребенка ставить финансовые цели?

И ведь поставить чёткую цель, отыскать именно то, к чему хочется стремиться, да так, чтоб глаза горели — вот что действительно важно. Не только внешняя, но и внутренняя мотивация, которая не дает слиться на пол пути и потратить на очередной килограмм конфет.

Научиться самим, научить детей. С этого начинается финансовая грамотность. Вот он первый шаг. Перестать замалчивать тему денег внутри семьи и научить правильно ставить цели. Именно цель определяет результат, а путь к ней совершенствует всех нас как личность.

P.S. На нашем Телеграм-канале вы можете слушать сказки по финансовой грамотности, разгадывать головоломки и узнавать много нового. А также записаться на первый БЕСПЛАТНЫЙ урок по финансовой грамотности детей. Приглашаем каждого.

Первый шаг финансового образования детей внутри семьи
22
1 комментарий

Мои родители давали мне деньги за домашние дела (уборка, мусор, погулять с собакой и т.д). Давали немного, но на вкусняшку из ларька хватало)) Я понял, что деньги родителям даются тяжело и начал их ценить. Но теперь во взрослом возрасте иногда замечаю за собой, что тратить не люблю, люблю копить как Плюшкин вещи

Ответить