Как продакт менеджеру выбрать работу, которая ускорит карьеру

Все тезисы — продукт моего личного опыта и ошибок

Есть такая цитата:

“Get on a rocket ship. When companies are growing quickly and they are having a lot of impact, careers take care of themselves. (...) If you’re offered a seat on a rocket ship, don’t ask what seat. Just get on.”

Источник: https://youtu.be/2Db0_RafutM?t=311 (выступление Facebook COO Sheryl Sandberg в Harvard Business School)

Во время быстрого роста в компаниях открываются возможности (новые роли и направления работы), которые особенно легко использовать для развития своей карьеры, уже находясь внутри компании.

Мне нравится сравнивать выбор будущего работодателя с тем, как выбирает компанию венчурный инвестор. Сотрудник тоже делает инвестицию, только вместо денег инвестирует время — несколько следующих лет своей карьеры. В отличие от инвестора сотрудник не может одновременно инвестировать в несколько компаний, поэтому цена ошибки гораздо выше.

Как распознать компанию, которая в ближайшее время будет расти? Какая вакансия, будет благоприятнее для развития карьеры?

Продукт

Действительно ли это хороший ценный продукт? Это оценка, которую стоит сделать исключительно субъективно — просто поставив себя на место пользователя из целевой аудитории.

Я видел продукты возрастом в несколько лет со сходящейся юнит-экономикой, которые на деле не несли в себе существенной ценности. Например, такое возможно в B2C приложениях с подписочной монетизацией, где большинство подписок продается на онбординге — еще до того, как пользователь попробует приложение на практике.

Команды, которые я наблюдал в таких ситуациях, понимали, что состояние продукта мешает им расти дальше. В одних случаях они старались перепридумать продукт, чтобы он решал ту же проблему/задачу, но существенно лучше. В других — создать для аудитории этого продукта что-то принципиально новое (например, если есть много бесплатного органического трафика). В обоих случаях работа с таким продуктом будет напоминать pre-MVP стадию. Значит, будет и высокий риск неудачи.

Поэтому важно прислушиваться к личному впечатлению о продукте, не игнорировать его.

Команда

Был ли у команды топ-менеджмента успешный опыт создания и развития подобных компаний или решения задач аналогичных тем, что сейчас стоят перед стартапом?

Зачастую ответ будет "нет", и это нормально. Но на раннем этапе развития компании, когда продукт и бизнес-модель еще в проработке — гораздо безопаснее для карьеры будет принимать оффер от команды с релевантным опытом.

Подчеркну, что говорю именно про релевантный опыт. На мой взгляд, успешный опыт основателя в другой сфере не показателен. На новом пути в любом случае придется учиться и ошибаться заново.

Стартапы иногда предпочитают нанимать только Senior специалистов, которые уже умеют делать то, что сейчас требуется компании — потому в стартапе что цена ошибок и неудачных решений высока. На уровне топ-менеджмента решения особенно сильно влияют на компанию, и значит, цена ошибок еще выше.

Бизнес-модель и другие объективные факторы

Я не скажу здесь ничего нового, но на это стоит обращать внимание.

  • Размер рынка, тренды
  • Фактическая сходимость юнит-экономики
  • Текущие темпы роста компании
  • Запас инвестиций и договоренности о привлечении новых

Потенциальная exit стратегия

Уже на этапе инвестиции инвестор думает о том, как потом сможет продать свою долю в компании. Для сотрудника выбором новой компании в моменте определяется будущий опыт — как и камим компаниям его можно будет продавать через несколько лет, когда придет время двигаться дальше. Некоторые примеры off the top of my head:

  • Количество пользователей. Мне лично нравится работать с продуктами, где много пользователей. На такой опыт нередко обращают внимание при найме в команды больших B2C продуктов.
  • B2C / B2B. Зачастую продакт менеджеров с опытом в B2B не готовы нанимать в B2C продукты, и иногда наоборот.
  • Consumer-facing. Например, опыт в маркетплейсах с пользователями supply side (исполнители услуг, продавцы) может быть не очень релевантен, если вакансия предполагает работу с consumer-facing продуктом и его конечными пользователями.
  • Операционная составляющая. Часто вакансии в продуктах с операционной составляющей предполагают, что у кандидата уже был опыт работы с такими продуктами.
  • Модель монетизации. Не раз видел вакансии в подписочных продуктах, где обязательно нужен был опыт с подпилочными продуктами.

Риски новых проектов в успешных компаниях

Я считаю, что развивать и оптимизировать продукт с найденным Product-Market Fit вокруг уже существующей ценности — по умолчанию наиболее простая (но от этого не менее интересная) задача. При этом в среднем она тем сложнее, чем больше усилий в компании уже вложили в это.

Логичный шаг, когда развитие и рост текущего продукта замедляются — создавать что-то новое. Например:

  • Создавать новую ценность внутри существующего продукта
  • Развивать часть продукта, которой раньше не уделяли внимания

Эти два случая рискованны тем, что в компании могут недостаточно хорошо обдумать новую инвестицию и слишком рано открыть новую вакансию на роль продакт менеджера.

На мой взгляд, оптимальный момент открытия вакансии (с точки зрения кандидата) — когда текущая команда уже сделала предварительный рисерч, а в идеале — запустила MVP и подтвердила гипотезу ценности. Важно убедиться, что инициативу валидировали заранее. Иначе есть риск присоединиться к команде, а спустя несколько месяцев работы прийти к выводу, что новая инициатива нецелесообразна, и не найти для себя другой интересной роли внутри компании. Тогда получится, что эти несколько месяцев (в лучшем случае) пройдут для развития карьеры впустую.

Пайплайн проектов для инвестиций

Все, что я написал выше, не имеет смысла, если нет возможности выбирать.

Чтобы расширить выбор, полезно отсматривать как можно больше проектов для инвестиций (больше компаний для трудоустройства). Даже тогда, когда точно нет планов менять работу. Планы могут поменяться в процессе собеседования.

Даже если планы не поменяются, нанимающий менеджер и рекрутер точно запомнят того, кому они сделали оффер. Возможно, они позже вернутся с другой вакансией — и это уже будет актуально. Даже если так не поизойдет, когда–то потом придет время искать новую работу. Будет очень удобно самостоятельно написать и напомнить о себе. Даже если к тому моменту все уже будут работать в других компаниях.

1 комментарий

Артем, а какой твой личный вклад в b2c приложении, где подписки продавались на онбординге?)

Ответить