Инвентаризация времени: парадоксы тайм-менеджмента и учеба как вишенка на торте

Многозадачность — неукротимый бич современности. Кто-то в восторге от возможности жить на максимальных скоростях, а кто-то, не выдерживая ритма, впадает в хроническую усталость и депрессию. В общем, к этому можно относиться по-разному, но динамика жизни не оставляет нам выбора — либо мы приспосабливаемся, либо неизбежно слетаем с корабля успешности.

Инвентаризация времени: парадоксы тайм-менеджмента и учеба как вишенка на торте

По данным психологических исследований, страх “не успеть” — один из самых распространенных социальных страхов. Почему так происходит? Мир не приспосабливается к индивидуальным ресурсам каждого человека, а значит, требования соответствия едины для всех: и для тех, кто готов мчаться, выполняя на бегу сотню дел, запивая их шестой чашкой капучино, и для тех, кому надо время “на подумать” и спокойная обстановка, чтобы все решить. Как результат — видимый разрыв между первыми и вторыми. Как последствие — снижение самооценки и постоянная внутренняя паника. Особенно часто такие проблемы встречаются у тех, кто выполняет организационную работу.

Возьмем цифрового маркетолога. Он одновременно анализирует различные цифровые каналы, поддерживает конкурентные преимущества бренда, ищет, проверяет и внедряет новые решения, исследует цели потребителей, строит стратегию, управляет системой постоянного взаимодействия с потребителями и многое-многое другое. И да, маркетолог тоже жить хочет. И домой приходит, и в магазинах еду покупает, и хобби у него есть и спать он любит не по 3 часа в сутки. Ну и желательно еще квалификацию периодически повышать…

И да, маркетолог тоже жить хочет.

“В помощь” несчастным — сотни советов от гуру тайм-менеджмента, которые уверяют нас в том, что “надо просто правильно распределять время”. Посыл верный, но реальное положение дел состоит в том, что наука управления временем не помещается в границы правильного математического расчета.

Настоящий тайм-менеджмент — это про связь психологии, философии, социологии, биологии, физики и множества других наук.

Мало кто из специалистов по тайм-менеджменту обладает знаниями в каждой из данных областей. Попытка насильно интегрировать сухую теорию в жизнь только усугубит ситуацию и принесет разочарование в возможности правильно распределять время. Но это не значит, что все безнадежно плохо. Наша задача — соотносить теорию управления временем со своими внутренними ресурсами, биоритмами, состоянием здоровья, обстоятельствами жизни и настроением, в конце концов.

Главное, с чего надо начать — признать, что нет стандартов времени.

Ну нет и все тут! Каждый человек тратит время впустую. У всех нас свои стандарты скорости и все они — нормальны. Тот, кто бежал впереди, не останавливаясь на отдых и сон, когда-то устанет и провалится во “временную дыру” для восстановления сил и энергии. Тот, кто медленно полз к цели, попутно рассматривая облака на небе — когда-то спокойно доползет. Но и тот, кто смог идеально грамотно распределить время — придет примерно в тот же срок. И все эти варианты пути — нормальны.

Обмануть природу — невозможно. Ни один специалист не сможет изменить внутренний ритм. Единственное наше оружие — инвентаризация времени и его правильное распределение. Наша задача — не “успеть все”, наша задача — успеть истинно главное.

Итак, инвентаризация времени — некий хронометраж или количественный учет времени, которое уходит у нас на различные виды деятельности например, семью, работу, учебу и вечерние беседы с котом. Да! правильно и честно посчитать — залог успеха. Если мы уберем из планирования столь необходимые нам ненужные, но важные ритуалы жизни, мы очень скоро обнаружим себя истощенными и лишенными радости жизни.

Самый простой и доступный каждому способ инвентаризации времени — заключается в вычислении абсолютных или относительных затрат времени по видам деятельности. Будет неплохо посчитать все в простых числах и в процентах. Например, 30% я сплю, 30% работаю, еще 10% достаются семье и тому самому коту, а вот между оставшимся 25% идет борьба между листанием ленты соцсети и, например, учебой. Оставшиеся 5% — так называемые “временные помехи”. Время, ушедшее куда-то само. Внутри процентов, выделенных на работу тоже надо расписать проценты на ту или иную деятельность. Столько-то процентов на работу с брендом, столько-то на анализ аудитории… и так далее.

Так что задание № 1 — рассчитать в часах и процентах — на что уходит время.

Дальше — больше. Поставим три основные «исследовательские цели», ради которых, собственно, вся эта история и затевалась.

1. Разведать. Узнаем, что, собственно, вообще у нас со временем происходит. Если вы уверены, что знаете, разуверьтесь обратно и идите посчитатйте. Результат вас удивит.

2. Объяснить, понять, и (возможно), простить. Когда мы посчитали все, нам надо понять причинно-следственные связи. Важно уловить, что мешает выполнению определенной деятельности и в какой области? Какая работа связана с затратами различных видов энергии?

3. Предположить. Нам нужно понять, что будет, если соотношение времени где-то поменяют и как будут обстоять дела, если мы что-то изменим? На что стоит тратить меньше времени? А на что можно и увеличить?

И только после этого — можно моделировать и проектировать.

До инвентаризации — даже не пытайтесь. Перед тем, как будем создавать новую карту времени, запомним. Наша задача — не отказаться от отдыха, милых глупостей и законных 30 минут безделья — наша задача вписать это в условный график и делать это с чистой совестью.

Если мы хотим, что-то добавить в наш и без того забитый ритм жизни, например, учебу, то надо правильно расставить цели. Итак, мы работаем, выгуливаем собаку, покупаем продукты, общаемся с семьей, готовим еду дома, встречаемся с друзьями и… и мы хотим получить новую профессию. Невозможно? Напротив.

Расписываем все, что мы делаем по целям и смотрим, что соответствует нашим потребностям, а что нет:

S (specific) — каждая цель должна быть описана как четкий, конкретный результат;

М (measurable) — цель должна быть измеримой с помощью конкретных индикаторов и стандартных процедур измерения;

A (assignable) — цель должна быть неслучайной, обоснованной, доказанной, жизненно необходимой для организации;

R (realistic) — цель должна быть реалистичной, в принципе достижимой;

Т (time related) — цель должна быть четко определена во времени.

Учеба вписалась? Вписалась! Очередная, уже надоевшая, пятница в клубе с друзьями вписалась? Нет, не очень. Вуаля, вечер на учебу освобожден.

А что дальше?

На самом деле, конкретный метод тайм-менеджмента уже не столь важен. Тут кому что нравится. Главное, это то, какую подготовительную работу мы провели. Перечислим несколько практик, а вы уже выбирайте:

  • Принцип Парето
  • Матрица Эйзенхауэра
  • Интеллект-карты или Mind maps
  • Пирамида Франклина
  • Метод «АБВГД»
  • Сначала съешьте лягушку

Главное, не забываем, что время - наш индивидуальный, личный ресурс. И от того, как мы им воспользуемся будет зависеть то, как мы себя будем в этой жизни ощущать.

33
Начать дискуссию