Профессия педагогического дизайнера: что нужно делать, чтобы стать лучшим
Пожалуй, самый частый вопрос, который слышит педагогический дизайнер от своих знакомых, а иногда и заказчиков: «Как ты можешь сделать курс по этой теме? Ты же специалист совсем другого профиля!»
Ответ на этот вопрос, с одной стороны, прост: педагогический дизайнер – это эксперт не по части объекта изучения, а по части технологий обучения. Ему необязательно изначально глубоко разбираться в теме, чтобы создать наилучший продукт, по которому другие люди смогут эффективно обучаться.
Но, с другой стороны, педагогический дизайнер должен владеть знаниями и навыками из, казалось бы, совершенно разных сфер.
Профессионал в сфере педагогического дизайна должен:
- уметь выстраивать коммуникации
- обладать системным мышлением
- уметь анализировать и структурировать огромные массивы информации
- владеть методологией обучения
- чувствовать единство стиля
- проявлять креативность
А ещё знать:
- основы педагогики и андрагогики
- особенности восприятия информации
- принципы UX-дизайна
- современные цифровые технологии и программное обеспечение
Как всё это сочетается в работе одного человека, расскажем на примере этапов разработки дистанционного курса по модели ADDIE (аббревиатура от названий основных этапов - analysis, design, development, implement, evaluate).
Первый этап называется анализ. Педагогическому дизайнеру необходимо проанализировать текущую ситуацию, целевую аудиторию и её потребности, чётко понять задачу и результат, к которому необходимо прийти.
Однако для того, чтобы всё это стало возможным, ему важно научиться правильно снимать запрос заказчика, грамотно выстраивать коммуникацию с руководством компании и конечными пользователями, систематизировать всю полученную информацию и расставлять приоритеты.
Второй этап – проектирование. На этом этапе педагогический дизайнер продумывает структуру курса с учётом задач и особенностей целевой аудитории.
Он активно взаимодействует с экспертами для получения «сырого» материала и начинает методологическую работу. На этом этапе необходимо выстроить учебный контент так, чтобы он был понятен и легко усваивался, продумать формат изложения информации, задания, помогающие лучше усвоить материал, и формы контроля знаний. Понимание основ андрагогики позволяет продумать обучение с учётом возрастных особенностей аудитории. Системного мышления помогает структурировать информацию и решать задачу с учётом интересов всех сторон.
Третий этап - разработка. На этом этапе структура наполняется материалом, создаются презентации, видеоряды. И здесь профессионалу необходимо гармоничное сочетание креативности и единообразия: ведь, с одной стороны, важно создать уникальный продукт и использовать разные формы представления материала для переключения и удержания внимания обучающегося, а с другой стороны – придерживаться единого стиля и раскрывать схожие по форме и смыслу элементы одинаковыми способами, чтобы избежать когнитивной перегрузки.
Для этого педагогический дизайнер должен знать теорию восприятия информации и обладать критическим мышлением, чтобы постоянно ставить себя на место обучающегося и оценивать грамотность, простоту и понятность изложения. А ещё важно владеть основами графического дизайна для правильного использования цвета, инфографики, шрифтов и расположения объектов на странице курса.
Это ещё и самый техничный этап. На этом этапе происходит общая вёрстка курса в таких редакторах, как Articulate Storyline или CourseLab. Некоторые педагогические дизайнеры владеют навыками работы в них и сами «собирают» в них курсы. Однако у нас в СмартЛайне над каждым электронным курсом работает команда профессионалов, и педагогический дизайнер передаёт сценарий курса в руки специалистов-разработчиков.
Четвертый этап - внедрение. Теперь мы вписываем курс в образовательную систему компании. Курс становится доступным для прохождения первым пользователям, и на основе их опыта собирается обратная связь для доработки учебного продукта. Здесь педагогическому дизайнеру важно оставаться открытым ко всем замечаниям и обладать системным мышлением для выявления и устранения всех «узких» мест.
Пятый этап - оценка. На последнем этапе оценивается соответствие курса заявленным целям, его эффективность, выполнимость заданий целевой аудиторией и т.д. И тут педагогическому дизайнеру снова не обойтись без анализа и системного мышления.
Такое сочетание знаний из разных областей и ключевых метанавыков позволяет педагогическому дизайнеру создавать качественные учебные программы и находить новые интересные пути решения запросов бизнеса.