Как обеспечить пожарную безопасность в офисе без лишних затрат?

Часто от клиентов можно услышать примерно такие запросы: «Хочу всё и срочно, завтра проверка. Планов эвакуации нет, договора на техобслуживание АПС нет, есть какие-то датчики, исполнительной документации на АПС нет, работает ли система или нет – не знаем. Есть один огнетушитель, стоит в углу без подставки. Срочно приезжайте!»

Чтобы не оказаться в такой ситуации, пожалуйста, не откладывайте решение вопросов пожарной безопасности до прихода инспектора. Вы рискуете не только неприятностями, которые вас ждут в случае проверки, но и жизнью и здоровьем людей, за которых несёте ответственность.

Офисные помещения относятся к объектам с постоянным пребыванием людей, поэтому перечень требований пожарной безопасности будет опираться на следующие моменты:

- планировочные и объёмные решения здания и помещений;

- характеристики здания, его категория пожарных рисков;

- численность людей, которые могут одновременно находиться на объекте.

Если вы арендуете помещение под офис, обратите внимание на разделение ответственности за пожарную безопасность на объекте между арендатором и арендодателем при подписании договора аренды. Необходимо до подписания проверить состояние объекта и его соответствие требованиям пожарной безопасности.

Например, если отсутствует система пожарной сигнализации или состояние помещения внушает опасение, не торопитесь подписывать договор. Потребуйте исправления всех недостатков — или вам придётся делать это самим, ведь ответственность переходит на вас.

Кто отвечает за пожарную безопасность в офисе?

За пожарную безопасность в офисе отвечает руководитель компании. Он может назначить ответственных за пожарную безопасность на каждом этаже или в каждом кабинете, но всё равно остаётся главным ответственным лицом.

С 2021 года обязанность назначать ответственных лиц убрали из Правил противопожарного режима. Однако для большинства организаций такое назначение всё равно остаётся необходимым.

Вот самые важные моменты из обязательных требований по пожарной безопасности для офисных зданий и помещений:

- руководитель обязан разработать и утвердить локальные акты, описывающие правила противопожарного режима;

- в каждом офисном помещении должны быть пожарные извещатели и огнетушители;

- на видных местах этажей и в помещениях размещаются планы эвакуации, в соответствии с которыми нужно действовать при возникновении пожара;

- в помещениях и на этажах размещаются элементы системы оповещения и управления эвакуацией — табло, указатели, громкоговорители и т. д.;

- для ремонта и отделки офисных помещений нужно использовать материалы, имеющие необходимые разрешительные документы. Например, на многие виды отделочных материалов необходимо иметь пожарный сертификат или декларацию по Закону № 123-ФЗ;

- в помещениях разрешено использовать только исправные электроприборы и оборудование, а сотрудники должны быть знакомы с правилами безопасности при их эксплуатации;

- приказом руководителя или правилами пожарной безопасности определяются места для курения — за пределами здания или в изолированных проветриваемых помещениях с системой вентиляции.

Самый простой способ обеспечить пожарную безопасность на объекте — разработать план эвакуации. Вместе с планом клиент получает информацию о количестве первичных средств пожаротушения, местах их нахождения и местах размещения знаков безопасности.

Как только на объекте появятся огнетушители, необходимо завести журнал их учёта и технического обслуживания.

Что входит в стандартный пакет документов по пожарной безопасности в офисе?

- Правила и инструкции по пожарной безопасности.

- Приказы о назначении ответственных за безопасность лиц.

- Журналы первичных и последующих инструктажей сотрудников.

- Планы эвакуации.

- Правила пользования электроприборами.

- Журналы учёта, поверки и перезарядки огнетушителей.

- План противопожарных мероприятий.

- Планы проведения тренировок по эвакуации и пожарных тренингов.

- Договоры с лицензированной компанией (при наличии) на техническое обслуживание и ремонт всех систем противопожарной защиты.

С установкой и обслуживанием систем автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) связаны определённые сложности. Для каждой системы, установленной в помещении, необходима проектная документация.

Разработка проекта для уже установленной системы стоит дорого. Поэтому наиболее разумным решением будет заказать разработку проекта и монтаж АПС на этапе ремонта помещения. Это позволит сэкономить как время, так и деньги. В уже работающем офисе монтажникам будет сложнее выполнять свою работу.

Какие мероприятия по пожарной безопасности являются обязательными?

- Инструктажи с сотрудниками.

- Обучение и повышение квалификации ответственных за пожарную безопасность.

- Контроль состояния эвакуационных путей и аварийных выходов.

- Регулярное проведение огнезащитной обработки конструкций, если это требуется.

- Обеспечение всех помещений средствами первичного пожаротушения.

- Проведение плановых тренировок по эвакуации с задействованием сотрудников и посетителей.

- Уборка помещений и мест общего пользования от упаковки, отходов и других предметов, которые могут привести к возгораниям или осложнить эвакуацию.

В целом, мы рекомендуем руководителям организаций заранее позаботиться о пожарной безопасности. Не стоит ждать внезапной проверки, чтобы потом в спешке пытаться привести помещение в соответствие с нормами пожарной безопасности. Это практически нереально сделать за два-три дня.

Необходимо последовательно и регулярно проводить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Даже при ограниченном бюджете можно решить все вопросы за 2-3 месяца, особенно если воспользоваться услугами наших экспертов, которые подберут оптимальные решения для вашего объекта с учётом его особенностей. Тогда вы будете уверены, что сотрудники находятся в безопасности, а при проверке сможете быть спокойны за её результат.

Начать дискуссию