Финансовые затраты на членство в СРО. Учет в бухгалтерии и налогообложении

Саморегулируемые организации (СРО) создаются для управления различными сферами, такими как строительство, архитектура, системы тепло- и энергоснабжения, аудиторские услуги и автотранспорт. Члены этих организаций обязаны уплачивать определенные взносы как при вступлении, так и в ходе участия. Как правильно вести учет членских взносов в СРО и возможно ли учитывать их как налоговые расходы?

Юридические нюансы учета взносов в СРО

Саморегулируемые организации (СРО) действуют как некоммерческие объединения, и их финансовое обеспечение осуществляется за счет взносов от участников, которые могут быть вступительными, компенсационными и регулярными. В бухгалтерии такие взносы учитываются только в том случае, если членство в СРО является обязательным для осуществления профессиональной деятельности.

Нормативные требования

При внесении платежей в саморегулируемые организации важно правильно отражать бухгалтерские записи, касающиеся членских взносов. Эти взносы также должны учитываться в налоговом учете, при условии, что они не являются добровольными. Для корректного отражения расходов на СРО в бухгалтерском и налоговом учете следует руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Статья 272 Налогового кодекса Российской Федерации
  • ПБУ 10/99
  • Федеральный закон № 315-ФЗ от 01.12.2007
  • Письма Минфина: 03-03-05/52 от 26 марта 2009 года, 03-03-07/25 от 9 октября 2009 года, 03-03-06/1/254 от 16 апреля 2009 года

Членские взносы в СРО при расчете налога на прибыль учитываются в момент их уплаты. В бухгалтерском учете такие расходы принимаются к учету согласно методике, установленной учетной политикой предприятия.

Бухгалтерские проводки для взносов в СРО: как оформлять и примеры

Постановка расходов на бухгалтерские счета зависит от типа деятельности компании, которая является членом СРО. Например, промышленные предприятия и строительные фирмы записывают свои расходы на счет 20, тогда как торговые компании используют счет 44.

Основные документы и оформление

Чтобы корректно учесть расходы на членство в СРО, документы от организации должны включать:

  • Подтверждение о вступлении, включая первоначальный взнос
  • Документ, удостоверяющий допуск к выполнению работ

Эти расходы отражаются в бухгалтерских проводках на основании первичных документов, связанных с основной деятельностью компании.

Компенсационные взносы

В строительных компаниях разрабатывается проектная документация для выполнения работ. Согласно требованиям, застройщик должен внести компенсационный взнос, который обеспечивает имущественную ответственность членов СРО за выполнение проекта.

В бухгалтерии такой взнос фиксируется следующими проводками:

  • Дебет 76, Кредит 51 — оплата взноса
  • Дебет 20 (26, 44), Кредит 76 — учет в расходах

Эти проводки применяются при условии, что учетная политика компании допускает методику единовременного списания расходов.Учет членских взносов

Когда компания ежегодно вносит членские взносы в саморегулируемую организацию (СРО), и в учетной политике предусмотрено отнесение таких взносов к расходам будущих периодов (РБП), применяются следующие бухгалтерские проводки:

  • Дебет 76, Кредит 51 — оплата взноса
  • Дебет 97, Кредит 76 — отражение в расходах будущих периодов

Пример: Строительная компания "Зодиак" выбрала в своей учетной политике метод учета членских взносов через счет 97. Если ежегодный взнос составляет 500 тыс. рублей, бухгалтеру необходимо сделать такие записи:

  • Списание с расчетного счета: Д 76, К 51 — 500 000 рублей
  • Отражение взноса в расходах будущих периодов: Д 97, К 76

Вступительные взносы

При вступлении в СРО компания выплачивает единовременный вступительный взнос. Так как трудно определить точный срок пребывания в организации, такие взносы, как правило, списываются сразу:

  • Дебет 76, Кредит 51 — уплата вступительного взноса
  • Дебет 20 (26, 44), Кредит 76 — учет вступительного взноса в расходах

Для правильного учета используется информация из банковских выписок и первичные документы от СРО.

Налоговый учет: основные принципы и требования

При учете взносов в саморегулируемую организацию (СРО) для целей налогообложения следует учитывать несколько ключевых моментов:

  • Списание единовременно. Взносы в СРО должны быть списаны в расходы сразу, а не распределяться на несколько периодов.
  • Обязательность членства. Возможность учета взносов в налоговых расходах предоставляется только в случае, если членство в СРО является обязательным для ведения конкретной деятельности.
  • Период отражения в декларации. В декларации по налогу на прибыль взносы должны быть учтены в том отчетном периоде, в котором они были фактически уплачены.

Заключение

Членство в саморегулируемых организациях может быть как обязательным, так и добровольным. В бухгалтерии взносы можно учитывать либо сразу в полном объеме, либо распределять на несколько периодов, используя счет 97. В налоговом учете такие взносы включаются в расходы в том отчетном периоде, когда они фактически были уплачены, при условии, что членство в СРО является необходимым для ведения бизнеса.

реклама
разместить
Начать дискуссию