Кто такой хороший наставник для новых сотрудников и как им стать

Кто такой хороший наставник для новых сотрудников и как им стать

Обычно в команде есть две понятные роли: руководитель и подчинённый. Когда приходит новый сотрудник, руководитель помогает ему освоиться и влиться в работу. Но если команда большая, а нагрузка на руководителя серьёзная, он не всегда может уделять достаточно времени онбордингу новичка. Тогда на помощь ему приходит наставник.
В статье расскажем, чем наставник может помочь руководителю и новичку. А ещё дадим несколько советов о том, как стать хорошим наставником.

Кто такой наставник и что он делает в компании

Наставник — это не руководитель, а опытный сотрудник с необходимым набором хард- и софт-скиллов. Он берёт на себя несколько функций: помогает новичку адаптироваться и разобраться с рабочими задачами, а руководителю — принять решение об окончании испытательного срока (ИС).

Наставник должен быть экспертом в своей области: если знаний и опыта не хватает, он не сможет нормально обучать новичка и отвечать на все его вопросы. В нашей команде менеджеров обучает менеджер, дизайнеров — дизайнер и т. д. Наставник показывает новичку, как выполнять работу, какие могут быть тонкости в конкретных задачах, как справляться с трудностями.

Кроме экспертности, наставник должен обладать хорошими навыками общения. Если он не сможет расположить к себе нового сотрудника, то не получится и дружелюбно адаптировать его в команде или вовремя выявить проблемы.

Как стать хорошим наставником

Чтобы стать хорошим наставником, мало просто общаться с новичком и учить его выполнять рабочие задачи. Наставник должен сделать процесс адаптации нового сотрудника понятным и комфортным и для него самого, и для команды. Вот несколько правил и инструментов, которые помогают наставникам в нашей компании успешно справляться с этой задачей.

Разделите зоны ответственности с руководителем

Наставник может помочь новичку в большинстве случаев, но не всегда: некоторые вопросы может решить только руководитель. Поэтому перед началом работы проговорите с руководителем все важные моменты:

  • кто будет отвечать за организационные вопросы, например, оформление документов и знакомство с командой;
  • как именно вы будете помогать новичку в работе;
  • как часто вы будете встречаться с новичком и руководителем;
  • в каком формате и как часто вы будете давать руководителю обратную связь по работе новичка;
  • как будет оцениваться эффективность нового сотрудника и ваша как наставника.

Обязательно разъясните новому сотруднику, к кому с каким вопросом можно обращаться, кто и когда даёт обратную связь. Если он будет чётко понимать всё это, то будет больше концентрироваться на выполнении рабочих задач, а не на своих переживаниях.

В первые месяцы работы новичка руководитель может не успеть тесно повзаимодействовать с ним. Наставник более плотно вовлечён в процесс онбординга. Он сможет подробно рассказать руководителю о работе новичка и поможет более объективно принять решение об окончании испытательного срока.

Регулярно давайте обратную связь

Во время ИС мы просим новичка и сотрудников, с которыми он взаимодействовал, заполнять опросники с обратной связью. Это делается три раза: через месяц, два месяца и за две недели до конца ИС. Мы просим оценить:

  • как новичок взаимодействует с командой;
  • есть ли конфликты между ним и другими сотрудниками;
  • насколько требователен к качеству работы;
  • быстро ли он включается в задачи;
  • есть ли у него необходимые для работы софт- и хард-скиллы.

В первый месяц оценка поверхностная. Во второй — вопросы становятся глубже: оцениваем качество работы, отношения с командой. Третий опросник самый глубокий: спрашиваем про рабочие процессы и соответствие ценностям компании.

Пример опросника в гуглоформе после первого месяца работы новичка
Пример опросника в гуглоформе после первого месяца работы новичка

Наставник готовит опросы, отправляет их новичку, команде и руководителю. Затем анализирует результаты и вместе с руководителем даёт новичку обратную связь.

Об этой механике мы рассказываем новому сотруднику на первых адаптационных встречах, посвящённых правилам работы в компании и ценностям команды. Так новичок чувствует себя спокойнее: он понимает, что в случае ошибки ему объяснят, что не так, и помогут всё исправить.

Получайте обратную связь от новичка

Регулярные встречи one-to-one (один на один) с наставником помогают новичку адаптироваться и разобраться, как устроена жизнь в компании. В первое время их лучше проводить раз в неделю, чтобы новый сотрудник не ощущал себя потерянно, особенно если он работает удалённо.

Такие встречи становятся безопасным пространством, в котором новый сотрудник может обсудить с наставником что угодно, не только работу. Например, поделиться своими переживаниями и сомнениями. Или спросить, где что лежит в офисе и какие мероприятия проводятся в компании.

Важно, чтобы во время разговора человек чувствовал себя комфортно и не боялся открыто говорить о том, что его беспокоит. Для этого старайтесь построить с ним доверительные отношения: проявляйте эмпатию, задавайте открытые вопросы, интересуйтесь проблемами подопечного.

Разрабатывайте и используйте программы обучения

Быть хорошим наставником проще, если у вас есть готовая программа обучения — можно просто идти по её пунктам.

Основа нашей программы обучения — это скилл-сет, о котором мы рассказываем на первой адаптационной встрече: список софт- и хард-скиллов, которыми нужно обладать, чтобы пройти испытательный срок. Например, для нашей команды важны следующие софт-скиллы:

  • поставленная устная речь;
  • грамотная письменная речь;
  • умение работать с информацией;
  • насмотренность;
  • самостоятельность;
  • ответственность;
  • исполнительность;
  • заинтересованность в результате;
  • стрессоустойчивость;
  • привычка проверять за собой;
  • внимание к деталям;
  • дисциплина.

Этот список может меняться: в каждом конкретном случае тимлид решает, какие качества важны для члена его команды. Чтобы помочь новичку овладеть необходимыми навыками, мы создаём стандарты, чек-листы, инструкции, готовим рабочее пространство.

Обычно мы проводим обучение в формате обучающих встреч: в первую неделю их три, потом меньше, так как стажёр начинает обучаться уже на рабочих задачах.

Обучающие встречи — это не то же самое, что встречи one-to-one. Задача этих встреч — не обсудить волнующие нового сотрудника вопросы, а научить его правильно выполнять задачи, с которыми он столкнётся в работе.

Встречи можно проводить в двух форматах:

  • Лекции. Это отличный формат для того, чтобы дать теоретические знания, рассказать о специфике работы в компании.
  • Практические задания. Они должны быть похожи на задачи, которые сотрудник будет выполнять в реальности. Новичок учится на ошибках, тренирует навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей работе: нестандартно мыслить, самостоятельно находить выход из сложных ситуаций, быстро принимать решения, справляться со стрессом и т. д.
<p>Пример практического задания для нового сотрудника. Макет письма заблюрили специально, сотрудник видит его в оригинале.</p>

Пример практического задания для нового сотрудника. Макет письма заблюрили специально, сотрудник видит его в оригинале.

Форматы встреч можно миксовать.

Воспринимайте новичка как часть команды

Есть мнение, что наставнику не нужно на 100% включать нового сотрудника в работу команды, ведь он может не пройти испытательный срок. Мы так не считаем: без полного включения в рабочие процессы новый сотрудник не сможет проявить все свои сильные стороны и не получит полного представления о своих обязанностях. Поэтому считайте его полноценным членом команды с самого начала. Но обязательно помогайте ему и будьте готовы подхватить его задачи, если человек всё же не пройдёт испытательный срок или сам решит уйти из компании до его окончания.

Чек-лист «Как стать эффективным наставником»

Наставник помогает новому сотруднику адаптироваться в компании, справиться с первыми задачами, а руководителю — принять решение об окончании испытательного срока. Чтобы стать хорошим наставником:

  • разделяйте зоны ответственности с руководителем;
  • давайте новичку обратную связь и обсуждайте с ним его работу;
  • разрабатывайте и применяйте программы обучения;
  • воспринимайте новичка как часть команды;
  • изучайте менеджмент и психологию, развивайте в себе лидерские качества и узнавайте особенности работы руководителя.

Хороший наставник делает процесс онбординга понятным и комфортным, помогает новичку почувствовать себя спокойнее и проявить максимум своих возможностей.

Есть ли в вашей компании наставники для новичков? Как у вас устроен процесс адаптации? Поделитесь своим опытом в комментариях.

8
Начать дискуссию