Как правильно показать ценность дизайнерского решения требовательному клиенту?

Часть работы дизайнера состоит в обработке возражений клиента и возвращения внимания от личных предпочтений. Даже на самом классном проекте никто полностью не застрахован от того, что в какой-то момент заказчик решит посоветоваться с коллегами, друзьями и всё пойдёт не по изначальному плану. Как правильно действовать в такой ситуации убедительно, и смело предлагать свои решения, расскажет Graphic Designer IT-компании Xpage Татьяна Бусоргина.

Как правильно показать ценность дизайнерского решения требовательному клиенту?

Понять целевую аудиторию и цели проекта

На старте проекта мы подробно изучаем запрос клиента и ЦА.

Директор компании далеко не всегда входит в ЦА проекта, которую мы определяем, исследуя рынок, а значит, может иметь другие вкусы и взгляд на свой товар, не совпадающий с мнением клиентов. Это относится к созданию продукта для компаний B2C.

В проекте B2B другой уровень взаимоотношений между заказчиком и его потребителем. Здесь нет одного конкретного покупателя: бизнес покупает у бизнеса, поэтому личные предпочтения заказчика и потребителя более схожи и чаще совпадают.

Максимально подробно выяснить пожелания

Следующая задача – максимально понять личные предпочтения заказчика, потому что они всё равно существуют и могут повлиять на финальное решение. Ты или изучаешь рынок и готовые подборки референсов, или сам проводишь эту аналитику: что нравится целевой аудитории, и на что она больше реагирует. А лучше и то, и другое)

Ты предлагаешь клиенту разные варианты: что есть в его сфере и в других. На брифинге нужно выяснить, что заказчику нравится и не нравится в этих вариантах. Все мы обращаем внимание на разное на одних и тех же картинках. Поэтому если клиент говорит, что ему что-то не нравится, нужно выяснить что конкретно и почему. Это может быть цвет, шрифт или расположение логотипа в правом углу, а не в левом.

Мысли никто читать не умеет, поэтому задавай наводящие вопросы заказчику, чтобы всё уточнить. Если обсуждение элементов конкретных макетов не помогает, то можно спрашивать о впечатлении и ощущениях. Например, какое впечатление о компании у вас складывается по этому сайту/макету? Какие мысли должны появиться у пользователей, глядя на ваш продукт? И в зависимости от этого на этапе дизайна подбирать нужные цвета и графические приёмы.

Обрати внимание: анализ конкурентов, целевой аудитории и рынка идёт параллельно с брифингом. Бриф должен быть финально согласован с заказчиком – только после этого можно приступать к самой работе.

Если в результате работы над проектом у клиента начинают возникать сомнения (он посоветовался с тем-то и тем-то), нужно напомнить об изначальных задачах - например, о запросах ЦА и проблемах бизнеса, которые дизайн должен решить.

Какие у клиента есть конкуренты?

Нужно изучить и прямых, и косвенных конкурентов.

Прямые – компании из этой же сферы и региона. Это те, кого заказчик сам считает своими конкурентами. Ты начинаешь анализ с компаний, названных клиентом, выделяешь определённые элементы дизайна или приёмы, которые для них характерны. Мнение о них нужно на брифинге обязательно уточнить у заказчика.

Косвенные – компании из смежных сфер и других регионов. Также можно поискать зарубежные примеры, т. к. это даёт большее разнообразие референсов.

Если, например, необходимо создать сайт на платформе Tilda, то ты идёшь искать референсы на madeontilda.ru. Здесь можно найти примеры различных блоков, которые точно получится потом реализовать. Так ты сможешь донести клиенту свою идею на наглядных и «живых» референсах, а не просто в картинках.

Со всеми предложениями ты идёшь на созвон с клиентом, где вы подробно разбираете подобранные примеры, и насколько они подходят.

Как аргументировать клиенту свой дизайн?

Бывают моменты, когда клиент говорит, что ему не совсем подходят предложенные варианты, и тогда есть два варианта развития событий:

  1. попробовать разобраться в причинах во время встречи, задавая наводящие вопросы и разбирая всё детально;
  2. дать клиенту время, чтобы он побыл наедине с дизайном, своими мыслями, впечатлениями и понял, что именно он хотел бы доработать или поменять.

Сделали не то, что ожидал заказчик? Разберите вместе с клиентом, в каком моменте ваши пути разошлись, и корректируйте дальнейшую работу.

Если проект – продукт FMCG, как грамотно объяснить решения по дизайну?

Продукты FMCG – это товары повседневного спроса. При разработке такого проекта можно опираться на продуктовые или маркетинговые исследования. Главное – подобрать актуальные материалы по компаниям, которые специализируются на нужной нам сфере. На их основе ты объясняешь клиенту принятые решения, исходя из вкусов ЦА.

Возможно, клиенту не хватает аргументации: тогда нужно подобрать индивидуальный подход. Здесь важен индивидуальный подход — дизайнер немного играет роль менеджера.

Например, если мы делаем B2C продукт, и клиент не до конца уверен в решении, которое предложил дизайнер, можно провести опрос целевой аудитории с помощью онлайн-сервисов. Пользователям предлагаются два варианта: соответствующий вкусу клиента и подготовленный нами. На основе результата можно понять, какая концепция проекта подходит больше.

В своей работе дизайнер всегда действует в связке с клиентом. Как и у любого человека, у клиента есть свой вкус и личные предпочтения — это нормально. Важно понимать, что за его спиной команда и бизнес, который могут совершенно внезапно спровоцировать новые вводные. Самый эффективный способ преодоления всех трудностей – грамотно выстроенная коммуникация. И тогда вы сможете лучше понять заказчика, донести ему свою позицию и вместе сделать действительно классный проект, которым будете оба гордиться.

11
Начать дискуссию