Работать в синергии: как стартап-студиям взаимодействовать с университетскими венчурными фондами

Работать в синергии: как стартап-студиям взаимодействовать с университетскими венчурными фондами

Студенческий стартап + стартап-студия + университетский венчурный фонд = идеальная формула развития перспективного проекта. Какая роль в создании нового бизнеса отводится каждому элементу и как добиться максимального эффекта от их синергии обсуждали участники сессии «Питч по-взрослому» на Российском венчурном форуме в г. Казань.

ОТ ИДЕИ К ПРОДУКТУ

В чем суть университетских стартапов и стартап-студий и в чем их отличие? Стартап – это студенческая идея, которая на практике должна перерасти в юрлицо, которое, собственно, и будет заниматься проверкой и – если повезет – реализацией гипотезы. На самом раннем этапе в жизнь «малыша» включается «родитель» – стартап-студия. Благодаря ей студенческая идея обретает осязаемость и получает шанс воплотиться в реальный бизнес-проект.

Задача студии – нащупать в студенческой идее рациональное зерно, проанализировать узкие и пустые места в новых индустриях и, исходя из результатов, профессионально сгенерировать гипотезу о бизнесе. Вкладываясь в стартап на самом раннем этапе развития, студия также выступает в роли инвестора, то есть делает идею реализуемой и находит потенциал для роста. Она же подбирает и готовит «строителей» будущего бизнеса из числа своих резидентов, при этом плюс студии в том, что она может распределять загрузку своего инженера или предпринимателя на несколько проектов. Что снижает издержки и позволяет одновременно запускать несколько проектов. И в итоге получается продукт – стартап с минимальными затратами.

Инвестиции студии начинаются с точки «ноль» – гипотезы о технологическом бизнесе. Главная задача – не дать стартапу раствориться и провести его через т. н. «долину смерти» - самую опасную стадию развития, когда продукт уже готов, а притока финансов пока еще нет. Вложенный капитал студия возвращает, продавая студенческие проекты в их уже осмысленном виде более поздним инвесторам и компаниям. Именно на этом этапе в студенческий стартап включается третий участник бизнес-цепочки – Университетский венчурный фонд.

ТРЕТИЙ НЕ ЛИШНИЙ

Университетский венчурный фонд (УВФ) – инструмент относительно молодой, он был запущен в 2023 году в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Его основная задача – финансирование университетских стартапов с уровнем готовности технологии (УГТ) не ниже 5 (УГТ определяется по шкале от 1 до 9, где 9 - наиболее зрелая технология, иными словами – уже действующий бизнес с выстроенными продажами). Венчурные фонды привлекают инвесторов поздних стадий, чтобы помочь стартапу перейти к стадии масштабирования.

Вопрос – нужно ли фонду, который имеет дело с большими деньгами, глубоко погружаться в студенческие проекты? Тот же вопрос стоит перед стартап-студиями. Принцип работы последних можно сравнить с конвейером – в идеале за пять лет студия должна создать от 50 до 70 стартапов – нагрузка колоссальная, если погружаться с головой в каждый проект. И тем не менее, пока это необходимо, считают в инвестиционной компании «Kama Flow», которая на протяжении 10 лет инвестирует в российские инновационные проекты.

Евгений Борисов, партнер ИК «Kama Flow»:

«Если инвестируешь в России, ты должен погружаться даже в зрелые бизнес-проекты. Абсолютно так же со стартапами. Схема, которая существует на Западе, когда инвестор вкладывается в проект и просто занимает наблюдательную позицию, в России не работает. Именно поэтому в нашей венчурной компании работают 40 человек. Мы старательно ищем инструменты снижения операционной нагрузки на своих сотрудников, но их практически нет. И одна из наших надежд, что как раз в лице стартап-студии мы обретем партнера, который будет больше погружен в проект и снимет часть непрофильных для нас задач».

КРИТЕРИИ ВЗАИМНОГО ОТБОРА

Студиям без интеграции в студенческие проекты тоже не обойтись – они имеют дело с зародышем, который не способен выжить без сторонней поддержки. Одна из их задач – помочь ребятам стартовать. Как понять: в какой проект целесообразно вкладываться, а какой похож на замок из песка? И можно ли помочь молодежному проекту обрести прочность и устойчивость? В ходе дискуссии выяснилось, что у каждого участника сложился свой личный практический опыт.

Сергей Вахтеров, стартап-студия МФТИ:

«Мы еще на стадии проекта глубоко в него погружаемся и помогаем команде во всем - от поиска бухгалтера до формирования финансовой модели, буквально ведем их за руку. Задачи студий - формировать проекты, допиливать продукт. Очень часто нужно смещать ориентиры на 180 градусов, формировать команды, бизнес-модель, делать продажи. В итоге это позволяет удовлетворить требования коллег из венчурных фондов».

Студии открыто признаются, что заинтересованы не только в финансах, но в инструментах и компетенциях фондов. А фонды не скрывают, что готовы лично вкладываться в то, чтобы молодой бизнес-проект эффективно работал.

Диас Сафин, руководитель инновационного технопарка «Идея» (одни из соучредителей УВФ «Лобачевский»), считает, что начинать оценку технической и технологической проработки проекта необходимо с команды. Именно она, по мнению эксперта, служит стержнем всего проекта. Он также поделился опытом работы своей команды: «Если есть возможность помочь проектам расширить географию и каналы реализации продукта, я зачастую включаюсь в процесс лично. У нас в Татарстане был проект в сфере телекоммуникаций, который искал рынки сбыта своей продукции. Интерес проявила Беларусь, и мы пригласили делегацию республики в Казань, сделали для нее опытную зону и заключили контракт. В итоге получилось, что проект подняли на ручном приводе и затем повысили его капитализацию».

Для эффективной реализации формулы «продукт + команда + бизнес-модель + финансовый результат» необходимо, чтобы все участники процесса работали в синергии. Сегодня и студия, и университетский венчурный фонд находятся в рамках одной экосистемы – федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», который реализует Минобрнауки РФ. Его задача - объединить все форматы и инструменты поддержки молодежных стартапов и обеспечить массовое вовлечение студентов в предпринимательскую деятельность.

Выступая на Форуме молодых ученых и предпринимателей U-NOVUS 2024, который прошел на минувшей неделе в Томске, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что «технологическое развитие России немыслимо без российских университетов». Министр также отметил, что благодаря Платформе создан задел и необходимая инфраструктура, чтобы двигаться вперед для объединения усилий и эффективного сотрудничества университетов, стартапов и бизнеса.

22
Начать дискуссию