Рисковать по профилю: как технологические домены помогают инвесторам и стартапам находить друг друга

Рисковать по профилю: как технологические домены помогают инвесторам и стартапам находить друг друга

В сети университетских стартап-студий собрано уже свыше 230 стартапов. Для оптимизации их работы и создания понятной и удобной для инвесторов “дорожной карты” сформирована система технологических доменов. Это перечень технологических направлений, на которых концентрируется инвестиционная и проектная деятельность каждой студии.

От роботов до медицины

Домены формируются на базе сквозных и критических технологий с фокусом на опорные кафедры вузов и запросы рынка/индустрии. Каждая студия концентрируется на одном или нескольких доменах, которые близки ей по направлению и соответствуют набору компетенций.

Стартапам такая систематизация дает возможность получить максимально эффективную поддержку.

Инвесторам — оптимизировать отбор стартапов по профилю.

В рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» в России созданы 22 университетских стартап-студии. Стартапы и стартап-проекты, которые они курируют, разложены по 11 технологическим направлениям — доменам:

● IT/искусственный интеллект;
● БАС (беспилотные авиационные системы);
● Водородная энергетика;
● Возобновляемая энергетика;
● Биотех;
● Интернет вещей;
● Медицина;
● Приборостроение;
● Роботы;
● Химия;
● Прочее (для всего остального, что не вошло в основной классификатор).

Портфели большинства доменов на Платформе насчитывают по десятку и более проектов.

Например, домен «IT/ИИ» включает уже 46 стартапов. В числе самых интересных – сервис подписки на шины университетской стартап-студии «УСС» (Татарстан). Он направлен на то, чтобы путем аренды решить проблему с покупкой, сезонной заменой, хранением и утилизацией шин для легкового и грузового транспорта.

Стартап-студия Грозненского ГНТУ развивает проект онлайн-кинотеатра с синхронизированной системой аромадиффузии. Авторы идеи уверены, что благодаря интеграции в фильмы новой сферы восприятия (обоняния), рекламная конверсия продвижения продукта повысится не менее чем на 10%.

В рамках домена «БАС» стартап-студия МФТИ развивает проект беспилотного комплекса для обработки сельскохозяйственных посевов. Проект призван помочь фермерам повысить качество и скорость обработки культур, снизить стоимость их мониторинга.

Один из актуальных стартапов в технологическом домене «Медицина» — бионическая протезная система для реабилитации и восстановления функций, утраченных после ампутаций верхних конечностей. Ее курирует стартап-студия УрФУ.
Еще один — создание производства антибиотиков на основе пептидных соединений с различными видами терапевтических эффектов. Соединения разработаны на базе проприетарной ИИ-платформы PeptiGen.

В домене «Биотех» стартап-студия ДВФУ ведет проект по производству обогащенных кормовых добавок на основе раковин моллюсков и курирует развитие технологии транспортировки и выращивания японского мохнаторукового краба.

Яркий пример из домена «Возобновляемая энергетика» — проект интегрального бытового солнечного генератора, в «Интернете вещей» стоит выделить технологию управления стрессом на основе интерфейса «мозг-компьютер», а в домене «Роботы» — подводный образовательный конструктор «МИКРОС». Список можно долго продолжать — инвесторам определенно есть, из чего выбрать.

Портфельный подход

Чем еще ранжирование по доменам удобно для венчурных инвесторов?

Стартап-студии признаются: чтобы добиться хорошего результата, им приходится с головой погружаться в подшефные проекты. Это требует определенных знаний и компетенций, учитывая, что в основе всех университетских стартапов лежат новейшие отечественные научные разработки.

Хорошо разбираться одновременно в IT-технологиях, зеленой энергетике и, скажем, в медицине теоретически можно. Но трудоемко. Поэтому университетские стартап-студии предпочитают формировать портфели компаний по тем технологическим доменам, где они чувствуют себя как рыба в воде.

То же касается и инвесторов. Например, компания Kama Flow, которая активно занимается венчурными инвестициями, выделяет для себя три зоны интереса: индустрия здоровья (скоринг, предупреждение, профилактика заболеваний), аддитивные технологии (3D-печать, кристаллография, новые материалы, индустрия присадок, малотоннажная химия) и fashion tech – направление, которое связано с изменением паттернов потребления одежды.

По оценке партнера Kama Flow Евгения Борисова, наибольшая вероятность появления «единорогов» в ближайшем будущем — именно в этих доменах.

Наличие технологических доменов упрощает жизнь университетским стартапам и стартап-студиям, снижает риски инвесторов, повышая в целом эффективность работы экосистемы Платформы университетского технологического предпринимательства.

Для каждой из сторон — это отличный способ сосредоточиться на одном или нескольких близких направлениях, не распыляясь налево и направо и не тратя лишние ресурсы. Тем более углубиться во все сразу не получится, а от поверхностных знаний будет не самый лучший результат.

11
Начать дискуссию