Каким бизнесам и когда нужен PR?

Иногда пиарщик «необходим», «как в бане пассатижи»

Дело не столько в размере бизнеса, сколько в его «зрелости» и «сытости». Если бизнес с трудом сводит концы с концами, живет от одного кассового разрыва до другого, то PR для него — непосильная роскошь. Ему нужны чистые маркетинг и реклама (инструменты управления спросом) для роста продаж, оборота, прибыли.

PR — инструмент управления отношением, уместный при выходе на новые рынки, при защите в информационной войне, при слияниях и поглощениях, при реализации любого общественно значимого проекта, который может иметь широкий резонанс.

Это — инструмент кризиса — внезапного или планового, инициированного собственником бизнеса или его конкурентами, властью, потребителями и т. д. Это — кирпичики репутации, поэтому PR не имеет права врать и даже привирать, что вполне допустимо в рекламе.

При этом, PR практически всегда лежит либо вообще за пределами бизнеса и его интересов, либо весьма отдаленно ассоциируется с этим бизнесом. Приведу пример двух успешных PR-акций от одной небольшой риэлторской компании.

Одна акция — возрождение дореволюционного праздника древонасаждения по инициативе директора (позже инициативу перехватил губернатор, но свой репутационный капитал компания получить успела) .

Вторая — постоянный рассказ в соцсетях (аккаунт директора) об исторических зданиях города, его летописи и традициях, сопровождаемый иллюстрациями. Акция продолжалась пару лет, и ни в одном посте не было рекламных вкраплений типа «купите квартиру в этом доме!» В результате компания приобрела солидную репутацию на десяток лет вперед и выделилась из множества конкурентов.

Как видно из этого примера, своими силами собственник даже малого бизнеса может сделать многое. Причем, бюджет на первую акцию ограничивался закупкой деревьев и кормежкой участников праздника, а при второй вообще отсутствовал. Но это требовало личного времени директора. Соответственно, если делегировать подобную акцию специалисту, его труд придется оплачивать по средним ставкам региона.

На мой взгляд, пиарщиком в полном смысле слова может называться только тот, кто способен работать длительное время или постоянно при нулевом бюджете, давая хорошие результаты. Правда, над вопросом KPI в PR сломано немало копий, а единого мнения нет: одни варианты не устраивают собственников, другие — пиарщиков.

И, пожалуй, единственный вариант компромисса — подход к PR как к проектной деятельности. Т. е. пиарщик включается в состав одной или нескольких проектных групп и получает не ту или иную «ставку», а минимальный эквивалент затраченных усилий для «поддержания штанов» плюс достойные премии по результатам реализации каждого из проектов. А оценить успешность проекта, ее степень, не составит для собственника бизнеса никакого труда.

Иными словами, PR – такой же инструмент, как молоток или пила. Он применим далеко не всегда и не везде. Бывает бесполезен, бывает заведомо убыточен. Как-нибудь опубликую более подробный ТОП ситуаций, в которых PR бизнесу нужен и не нужен.

Примечание: это фрагмент из моей книги «PR – многоликий и спонтанный»

#prвбизнесе, #prкакинструмент, #prпроект, #когдануженpr, #инструменткризиса

Начать дискуссию