{"id":14089,"url":"\/distributions\/14089\/click?bit=1&hash=0455aa44b94d3f6d56662f56c320d128afbd2525a11de55fa7e9a355fd6c21e9","title":"\u041a\u0430\u043a \u043d\u0430\u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u0442\u044c \u043f\u0440\u043e\u0434\u0432\u0438\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u043f\u043b\u0435\u0439\u0441\u0435 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"2f860e57-0a5d-5f4d-aa8e-e8129a59d9e8"}

Надежный способ загубить пресс-релиз – писать, не думая о том, что пишешь :)

Анализировать чужие пресс-релизы на предмет «косяков», которые реально мешают им стать публикациями в СМИ, жизненно необходимо, чтобы не повторять их в собственных PR-текстах.

Меня к этому также побуждают преподавательская работа с магистрами, интерес к теории PR, мое журналистское и редакторское прошлое, куча других факторов.

В 2018 году я проанализировал несколько сотен чужих пресс-релизов, опубликованных на одном из популярных релизоприемников. Отобрал и систематизировал наиболее типичные ошибки – их вышло ровно 100.

Коротко прокомментировал каждую ошибку, получилась книга-памятка «100 запретных слов для босса и пиарщика», которая получила множество лестных отзывов и выдержала несколько переизданий.

Для знакомства с аудиторией VC.ru хочу поделиться тремя яркими примерами из этой книжки. Благодарен буду за обратную связь!

Активно развивается — фраза из разряда «ни о чем, но подробно». Содержательность близка к нулю. Один ребенок активно развивается и в семь лет узнает, что есть буквы и цифры, их можно читать и писать. А другой — в те же семь лет — бегло читает и пишет, иногда осваивает программу начальной школы. Не говоря уже про бизнес, где каждая компания «активно развивается» по-своему. Подобная витиеватость ничем не оправдана и производит негативное впечатление.

Более 11 человек — подобные фразы мне встречались в пресс-релизах неоднократно, только конкретные «не круглые» числа менялись. В устах ребенка-дошкольника подобный пассаж может вызвать умиление и радость родителей. Из уст пресс-секретаря подобные несуразицы «вылетать» не должны. Они производят впечатление, что только до этой цифры человек научился считать. Опускают статус говорящего до уровня дошколенка. Можно написать: более 10, 20, 100, 5000, — но неокругленные цифры в данном контексте недопустимы.

Ведущий производитель — невольно вспоминается очень старый фильм о Ходже Насреддине, в котором эмир то и дело восклицал: «Дочь наша Будур! Почему нас не восхваляют?!» Если производитель действительно ведущий, то основные игроки отрасли, отраслевые СМИ и потребители это знают и так. Достаточно упоминания бренда. Если же он не является в реальности флагманом отрасли, то кричать об этом и «натягивать» репутацию совершенно не стоит. Совсем недавно одному известному и уважаемому эксперту через суд запретили именовать себя «№1», т.к. подобный статус он присвоил себе сам.

Деятельность нашей компании — никого не интересует. Общественный и журналистский интерес могут вызвать реальные или потенциальные результаты этой деятельности (большей частью — негативные, такие чаще востребованы), например, «Компания ХимХимХим строит новый завод удобрений — город задохнется с его запуском». Только нужны ли вам такие публикации? Кроме того, текущая деятельность, т.е. процесс, обычно не является новостным информационным поводом. Сравните: «ребенок постепенно растет», «компания Такая-то работает» — новости нет, а «рост этого ребенка в три года составил полтора метра» или «компания Такая-то за год после открытия вышла на IPO» — новость есть.

Принял участие — неосознанное принижение роли и статуса того, о ком идет речь. Он исполняет пассивную роль. Например, «участвовал в соревнованиях, но занял предпоследнее место» или «участвовал в совещании, но даже не дали слова». В отношении собственного босса — откровенное вредительство, равносильно написанному или высказанному публично: «Мой босс — “шестерка”!»

Часто ли Вам, уважаемые читатели, встречаются подобные примеры? И как Вы на них реагируете??

0
4 комментария
Павел Туганов

надежный способ погубить всё что угодно:делать не думая

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Гриценко
Автор

Конечно! Благодарю за отклик, Павел!

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Баженова

Таких клише очень много не только в пресс-релизах, но и в любых других текстах. Часто они используются на автомате. Но фраза "Более 11 человек" вызвала вопрос: "Это сколько? 11,5? Или 11 и 3/4?"))

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Гриценко
Автор

Конечно, Маргарита! Но люди их регулярно употребляют. Мозг забывают включить. У меня эту книжку и журналисты расхватали - в редакциях новичкам и практикантам сразу дают почитать, еще не допуская к работе. И в вузах ее используют, как учебное пособие. Надеюсь, она кому-то помогает. Так надоело читать бред, если честно! Потому и написал

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда
null