Параллельный импорт, что это такое и как он влияет на российский рынок?

Параллельный импорт, что это такое и как он влияет на российский рынок?

Весной 2022 года в российском информационном пространстве появилось новое понятие - параллельный импорт. Средство с помощью которого возмещают ушедшие поставки иностранных брендов из России.

Правительство страны опубликовало список состоящий из 96 товарных категорий – от автомобилей и электроники, до бытовой техники и косметики). Подобную продукцию позволено ввозить в страну без непосредственного разрешения правообладателя бренда.

Рассмотрим подробнее, как это происходит на практике.

Первое.

Нужно понимать, что данные меры являются вынужденными и связаны с остановкой работы ряда иностранных компаний, а также со сложившейся логистикой.

Второе.

Нужно понимать, что это не контрабанда, не подделка, а такой же оригинальный товар, выпущенный тем же самым производителем, но предназначенный для другой страны, допустим для Узбекистана.

Товар закупается у официального дистрибьютора в данной стране, а затем официально ввозится на территорию России через таможню со всеми пошлинами, сертификатами и иными необходимыми документами подтверждающими оригинальность товара.

Продаётся параллельно вместе с товаром официальных дистрибьюторов.

Третье. Нужно понимать, что глобально, термин “параллельный импорт” является вполне официальным и имеющим признание во всём мире. Данным механизмом пользуются в США, Канаде, Великобритании, Бразилии, Турции и имеет своё место в связи с тем, что имеется права правообладателей продукции, которые делятся в свою очередь на международные и национальные.

Согласно международным, производителем, после того, как его продали в одной стране,права теряются и далее покупатель может спокойно его вывести за границу и продать в любой другой стране в которой ему хочется. Но, разумеется в рамках местного законодательства и законов рынка.

Российская Федерация до недавнего времени имела на все виды продукции национальные права исчерпания, это значит что товар имеют право продавать лишь уполномоченные на то официальные дистрибьюторы на территории Российской Федерации. Однако, сейчас в стране наложено разрешение, соответственно на данные категории из списка распространяются не национальные, а международные права.

Тем самым, параллельный импорт, позволяет избежать проблемы, когда поставки официальных дистрибьюторов прекращены, но товар нужен и поэтому ввозится со стороны других стран.

На данном этапе, нужно понимать, что механизм рабочий и продукция продается в стране.

На маркетплейсах, к примеру, весной появилась продукция компании Inditex, а именно товары ушедших брендов из России Zara, Bershka, Massimo Dutti, а дистрибьюторы электронной продукции продают мобильные телефоны и ноутбуки в собственных торговых сетях.

Разница же в товаре абсолютно небольшая и заключается лишь в том, что на штрих-коде, либо серийном номере имеется другой код странового предназначения, где вместо - ru, расположен к примеру - uz.

Вместе с тем, нужно понимать, что разным странам, изначально, международным брендом полагается разного рода продукция согласно их маркетинговой политике а значит, что к примеру в стране могут появиться те ассортиментные позиции, которые изначально стране не были предназначены, а значит, в некотором роде, ассортимент может даже расшириться.

Например, автомобиль часто предназначенный для российского рынка, существенно отличается, для рынка предназначенного, скажем для Азии, как внешне так и внутренне, обуславливалась разницей в климате, экономике и иными задачами производителя.

Имеется ли при использовании параллельного импорта риск контрафакта?

Подобная ситуация маловероятна в связи с тем, что правительством разработан механизм, который пользуется на таможне, где импортер должен показать документацию того, как в стране появился данный товар.

То же самое просят маркетплейсы, которые соответственно тоже боятся контрафакта и требуют предоставить документы, подтверждающие цепочку логистики данного товара от производителя до конечного потребителя.

Информация должна быть о том, как был этот товар произведён, затем продан в другой стране дистрибьютору, отправлен в Россию, как были решены вопросы на таможне и после всех этих событий демонстрируется, как он оказался в России.

Безусловно, после данных манипуляций стоимость товара возрастет поскольку требуется покрыть маржу и таможенные расходы дистрибьютора в другой стране, кроме того, необходимо также заработать самим продавцам, уже в нашей стране, поэтому, цена конечно же, будет выше, чем до этого.

Также нужно понимать, что параллельный импорт по цене, стоит больше, чем стоимость товара при обычной доставке, а соответственно маржа выше.

Это значит, что может подтолкнуть к реализации контрафакта. Каким образом это можно сделать?

К примеру, можно найти очень хорошую копию, которая безусловно будет дешевле, ввезти контрабандой, произвести манипуляции с документацией и ввезти в страну, а затем продать под видом параллельного импорта. Однако, подобные механики контрабанды пресекаются таможней.

Безусловно, механизм - рабочий, однако требует дальнейшего продвижения и модернизации, но позволит избежать разного рода проблем, связанных с нехваткой комплектующих особенно на важных и серьезных производствах, а также каких-то инфраструктурных, ресурсоемких и высокотехнологичных производствах.

Начать дискуссию