Гайд для начинающих рестораторов: как открыть бар

Если вы это читаете — поздравляем: первый шаг к созданию классного заведения сделан. Дело за малым: локация, ремонт, концепция, меню, персонал… Что ж, обо всём по порядку. Постарались собрать для вас базовые действия, которые помогут вам стартовать.

Гайд для начинающих рестораторов: как открыть бар

1. Разработка концепции

Определение концепции

Концепция бара должна отражать его уникальность и цеплять аудиторию — постарайтесь сделать что-то особенное. Основные элементы концепции:

  • Тема. Определите основную тему или идею бара (например, спортивный бар, коктейльный лаунж, ирландский паб).
  • Название. Сделайте его простым (чтобы легко было читать и произносить), запоминающимся и отражающим идею заведения.
  • Интерьер. Разработайте дизайн интерьера, который соответствует выбранной теме.
  • Музыка и развлечения. Подберите музыкальное сопровождение и развлечения (живая музыка, караоке, игры).
Подробнее про то, как разработать интересную, цепляющую, необычную концепции пишем в этой статье.

Брендинг

Создайте уникальный бренд вашего бара: название, логотип, фирменные цвета, манеру общения с гостями, униформу и т. п. Проработайте фирменный стиль до мелочей, чтобы использовать его в интерьере, меню, рекламных материалах и на онлайн-платформах. Это сделает ваше заведение максимально узнаваемым и создаст у гостей стойкие ассоциации цветов и форм с вашим баром.

2. Выбор локации

Анализ рынка

Следующий шаг — анализ рынка и выбор подходящей локации. Исследуйте карты и прогуляйтесь по разным районам вашего города, чтобы понять, где есть спрос на новый бар, где для этого подходящая атмосфера. Обратите внимание на следующие аспекты:

  • Конкуренты: количество и типы баров.
  • Трафик: пешеходный и автомобильный.
  • Целевая аудитория: кто будет вашими клиентами (возраст, интересы, уровень дохода).

Площадь и аренда

Когда определились с локацией, можно начинать поиск помещения: например, на «Авито» или «Циане». В общепите серьёзные требования к помещению от СанПиНа, Роспотребнадзора, пожарной инспекции и т. д. Регламентируется очень многое, вплоть до высоты потолков и отделочных материалов. Кроме того, нужно учесть:

  • Размер. В среднем вам хватит помещения до 200 квадратных метров, но отталкивайтесь от ваших идей, проходимости и данных баров-конкурентов.
  • Стоимость аренды. При расчёте бюджета оцените, сможете ли вы покрыть расходы на аренду, выгодно ли арендовать дорогое помещение в проходимом месте — или лучше взять подешевле, но с меньшим количеством аудитории.
  • Инфраструктура. Не забудьте проверить наличие необходимых коммуникаций и их стоимость: вода, электричество, вентиляция. Кроме того, желательно, чтобы к бару можно было легко пройти и проехать — не только для удобства гостей, но и для экстренных ситуаций.

3. Стройка

Для строительства и ремонта бара необходимо выбрать надежных подрядчиков. Основные этапы стройки:

  • Электрика и сантехника.
  • Ремонт и отделка.
  • Мебель и оборудование.

Будет полезно пообщаться с другими рестораторами, которые уже прошли все эти этапы и смогут подсказать вам надёжных подрядчиков. Это поможет избежать форс-мажоров типа потопов или горящей проводки.

Кстати, здесь можно почитать подробнее про эргономику барного пространства. Поможет вашему бармену работать комфортнее и не разорваться.

Постоянно контролируйте качество выполняемых работ. Убедитесь, что подрядчики используют качественные материалы и делают каждый этап работы в срок. Не стесняйтесь приходить в помещение, трогать стены, включать электроприборы — в общем, проверяйте все мелочи, чтобы не было неожиданностей.

4. Создание меню

Разработка меню

Меню является важной частью концепции вашего бара. Поэтому здесь нужно уделить особое внимание качеству, разнообразию и интересным идеям. Что нужно учесть:

  • Ассортимент напитков. Включите в меню разнообразные напитки, соответствующие концепции (коктейли, пиво, вино, крепкие напитки). Ну и вообще люди приходят в бар больше выпить, чем поесть.
  • Закуски и блюда. Предложите гостям разнообразные закуски и блюда, которые хорошо сочетаются с напитками.
  • Качество ингредиентов. Используйте свежие и качественные ингредиенты для приготовления напитков и блюд.

Определите цены на напитки и блюда, учитывая себестоимость, конкурентоспособность и целевую аудиторию. Поддерживайте баланс между доступностью и рентабельностью.

В этой статье вы можете подробнее узнать про инжиниринг меню, чтобы сделать его не только вкусным, но и прибыльным.

5. Маркетинг и продвижение

Маркетинговая стратегия

Без маркетинга сейчас сложно оставаться на плаву. Чем ярче ваше присутствие в жизни гостей (онлайн и офлайн) тем больше шанс, что они захотят приходить к вам снова и снова. Основные инструменты маркетинга, которые понадобятся вам на первых порах:

  • Социальные сети. Создайте страницы бара в популярных соцсетях и регулярно публикуйте интересный контент. Следите за трендами, снимайте короткие видео, чтобы почаще мелькать в ленте.
  • Сайт. Будет здорово разработать функциональный красивый сайт с информацией о концепции бара, меню, акциях и контактами. После изучения сайта гостю будет проще принять решение о посещении бара.
  • Реклама. Когда начнёте расти, используйте платные рекламные кампании в интернете и офлайн для привлечения новых клиентов.
  • Программы лояльности. Предложите скидки, бонусные карты, специальные предложения и мероприятия для тех, кто часто посещает ваш бар.
Мы составили подробное руководство по маркетингу, которое поможет вам выжать максимум из всех доступных рекламных каналов.

6. Управление персоналом

Набор и обучение сотрудников

Найдите и обучите квалифицированных сотрудников. Составьте требования, которые необходимы вашему персоналу: это опыт в приготовлении напитков? Открытость и способность общаться с гостями часами напролёт? Системность и ответственность? Всё зависит от вашей концепции и от того, с какими людьми вам будет комфортно работать.

Мотивация и удержание персонала

Создайте условия для мотивации и удержания сотрудников. Предложите конкурентоспособную заработную плату, бонусы за хорошую работу, возможности для карьерного роста и комфортные условия труда. Есть много способов замотивировать персонал, в том числе нематериальных, которые вы можете постоянно внедрять — и не забудьте отслеживать реакцию сотрудников. Варианты мотивации:

  • Стильная униформа
  • Своевременная обратная связь и помощь от руководства
  • Участие в принятии ключевых решений для развития заведения
  • Корпоративы и дни рождения
  • Звание «сотрудник недели/месяца/года»
  • Повышение квалификации, тренинги, обучения
  • Обед или ужин в заведении за счёт работодателя
  • Право первостепенного выбора выходных

И помните, что обращать внимание на ошибки важно, но ещё важнее поощрять продуктивные действия. Это замотивирует ваш коллектив работать усерднее и активнее, тянуться за лучшими сотрудниками.

Что ж, вы готовы отправляться в большое плаванье! Не забудьте организовать торжественное открытие, подготовьте промоакции, пригласите блогеров. В первые месяцы тщательно следите за отзывами и не бойтесь вносить улучшения. Удачи с развитием бара, получайте удовольствие от его процессов, но не забывайте за ними следить. И пусть окупится побыстрее!

11
Начать дискуссию