Формирующая среда предпринимателя как фактор успеха роста бизнеса

Окружающая среда
Окружающая среда

Любой малый и средний бизнес в России – это, своего рода, отражение предпринимателя. Ведь именно он один или в партнерстве создал эту компанию, придумал идею товара или услуги, создал команду, настроил процессы и запустил на рынок. Конечно, у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, кто-то постепенно превращается в единорога, а кто-то так и остается среди малых предпринимателей или вовсе через несколько лет закрывает своей бизнес. Причин здесь множество.

Личный пример - один из первых своих бизнесов я начинал в сфере интернет торговли и это был семейный бизнес. Идею подала жена, большой любитель животных. В те времена мы испытывали большие проблемы с заказом нужных игрушек, кормов и лакомств для нашего зверинца в одном месте. Маркетплейсов, таких, какие они сейчас, не было. И мы решили открыть интернет-зоомагазин. Через 1,5 года это была стабильная компания – 3 менеджера, 7 курьеров, оборот около 3,5 млн. руб. в месяц. Но в тот момент прибыль от магазина была мизерная и все деньги направлялись в развитие. Семейные обстоятельства и более выгодные проекты привели к решению о продаже бизнеса. Сделка была выгодной, а через несколько лет выяснилось, что покупатель вовсе закрыл магазин. Увы, но бизнес был ликвидирован.

Так есть ли рецепт создания и развития успешного бизнеса, который с гарантией превратится со временем в единорога?

Идеального рецепта, конечно, не существует. Все люди разные, все предприниматели разные, у всех разные цели и планы. Кто-то лучше продумывает идею, исследует рынок, доводит продукт или услугу до совершенства и с годами все больше и больше развивает его, ставит масштабные цели, а кто-то создает бизнес, развивает до определенного размера с целью продажи и сиюминутной выручки. На вырученные средства создает еще бизнес, чтобы потом продать, дельту оставляет себе на удовлетворение личных потребностей.

Вопрос:

рост
рост

Как ускорить рост бизнеса?

Многочисленные исследования за 17 лет опыта в бизнесе и консалтинге, более 150 диагностических сессий, 7 личных проектов, 2500+ часов частной практики, 30+ проектов в трекинге показали мне на практике, что вероятность успеха бизнеса повышается в разы, при развитии формирующей среды предпринимателя.

Ответ:

Среда
Среда

Формирующая среда

В маркетинге есть понятие формирующая среда предприятия, которую разделяют на макро- и микросреду предприятия, в также внутреннюю и внешнюю среду. Также часто используют термин«Предпринимательская среда» – это совокупность объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на создание и функционирование субъектов предпринимательской деятельности и определяющих условия их существования и развития. При правильном исследовании такой среды компания может добиться лучших результатов и быстрее развиваться с меньшими рисками.

Макро и микросреда
Макро и микросреда

Но сейчас мы будем говорить не о формирующей среде вашей компании, а о формирующей среде именно собственника бизнеса. В чем отличие?

Как мы определили в начале - любой малый и средний бизнес в России – это, своего рода, отражение предпринимателя. А значит, бизнес развивается, если развивается сам собственник. Для ускоренного развития предпринимателю необходимо развивать свое окружение.

Формирующая среда предпринимателя – это его окружающая среда, а именно:

1. Здоровье + семья, родственники, друзья

2. «Помогаторы»

3. Врачи + Психологи

4. Партнерства

5. Обучающая среда

6. Нетворкинг

Для точного определения текущего состояния используется методика «Колесо Баланса». Разные интерпретации этого метода дают от 5 до 12 оценок и параметров. Заполнив свое колесо можно понять, насколько сбалансирована ваша жизнь.

Если есть явные перегибы в какую-то сторону, то это знак, что нужно уделить внимание остальным показателям.

Подробнее тему рассматриваю на своих мастер-классах и тренингах здесь https://lebedev-i-ko.timepad.ru, а также в телеграмм канале с лайфхаками для бизнеса здесь @lebkons

Основные шаги для развития формирующей среды:

Шаг 1. «В здоровом теле здоровый дух».

Предприниматель эффективен и уделяет достаточно времени работе только если здоров и в семье все хорошо.

здоровье
здоровье

Рекомендации (покажутся стандартными, но, будем честными, мало кто уделяет им действительно достаточно внимания):

  • 1. Регулярное здоровое полноценное питание. Большинство предпринимателей достаточно заняты и забывают о полноценном питании, перекусывая чем попало в круговороте дел, что приводит к истощению организма и является одним из первых звоночков к выгоранию.

  • 2. Регулярно проходите комплексные медосмотры. В нашем организме все взаимосвязано, работа дает нагрузку на организм, особенно мозговая деятельность, напряжение и сложные переговоры, непростые решения, которые каждый день предприниматель вынужден принимать. Очень много завязано на нашей эндокринной системе, щитовидке и гормонах. Регулярные чекапы своевременно подсветят моменты, на которые стоит обратить внимание. Не все любят этот процесс, тем более, он занимает время, а время это деньги. Но, поверьте, здоровье важнее и даст вам больше. В современном мире – это необходимость!

  • 3. Проводите время с семьей без работы не менее 2 дней в неделю. Человек – это существо социальное. В кругу семьи мы насыщаемся эмоциями, находим гармонию, восполняем энергию.

  • 4. Заведите какие-то семейные ритуалы и привычки, к примеру совместный просмотр фильмов по выходным, или прогулки в парках, или походы каждое второе воскресенье месяца в театр.

  • 5. Регулярно отдыхайте. Предпринимателям желательно отдыхать не менее 45 дней в году. Эффективней этот отдых разбить на один большой интервал в 2 недели, и остальные небольшие продолжительностью от 4 до 7 дней. Таким образом вы будете наполнять свой сосуд энергией равномерно в течение года и сохранять себя от выгорания. Ошибочно верить в то, что, отдохнув целый месяц подряд вы восполните энергию на весь год вперед. Это далеко не так. Только равномерный регулярный отдых даст вам должный прилив энергии в течение всего года.

  • 6. Старайтесь не смешивать личное и бизнес. Когда бизнес растет - растет и соблазн привлечь на работу своих родственников, тем более, если у них проблемы с деньгами. В будущем это может стать большой проблемой. Ведь за любым ростом следует стагнация, время перемен и оптимизаций, а при оптимизации могут возникнуть проблемы с родственниками и друзьями, поскольку их придется сократить или реорганизовать их отделы.

Идея
Идея

Шаг 2. «Одна голова хорошо, а две лучше».

Если посмотреть на развитие ребенка, то мы увидим, что сначала он получает помощь родителей, с 3 до 7 лет включаются воспитатели в саду, с 7 до 17 лет помогают учителя в школе, с 17 до 23 преподаватели в институтах, университетах. А кто помогает предпринимателю? Оказывается, что в большинстве случаев – никто. Почему так происходит?

Проведите аналогию, упростите себе жизнь, воспользуйтесь «помогающими профессиями»: бизнес-тренеры, коучи, психологи, менторы, трекеры, наставники.

Эти профессии возникли не просто так, а в ответ на запрос бизнеса, на запрос рынка.

Что мешает предпринимателю выбрать себе «помощника»? Ответ простой – недоверие и незнание. К сожалению, многие предприниматели мыслят только в разрезе собственного бизнеса и являются экспертами только в своей области, однако не знают и не понимают нюансов в смежных отраслях, которые могут послужить им и ускорить рост. К примеру, найти ментора в Вашей отрасли, кто уже прошел через схожие проблемы и преодолел их успешно. С его помощью можно не изобретать велосипед, а купить новую версию велосипеда с набором крутых функций. Да это стоит денег, и зачастую больших, нежели зарплата текущих сотрудников в моменте. Но если оценить в длительной перспективе все затраты на «изобретение велосипеда», то может оказаться что в этой ситуации вы потеряете, нежели сэкономите, а также время, упущенные выгоды, что является мультипликатором.

Другие предприниматели считают представителей этих профессий «инфоцыганами», продавцами воздуха. Такое мнение могло сложиться из-за предыдущего опыта и ошибок. Но это рынок и вопрос качественного выбора по параметрам. Кто-то ориентируется только на сайт подрядчика, а кто-то наводит справки, собирает отзывы, проверяет и соотносит все факты. Проведем параллель с выбором сотрудника в компанию. Можно просто посмотреть его резюме, а можно позвонить его работодателям, проверить через внутреннюю службу безопасности, судимость, долги, алименты. Все это более точно опишет портрет будущего сотрудника. Также и с выбором коуча, ментора или трекера. Проверяйте, сравнивайте, ищите лучшего.

Личный опыт:

Видимо стремление быть лучше, выше сильнее заложили мне в детстве. В начале это были родители, а дальше пошло по накатанной.

В 2010 году я закончил МГТУ им. Н.Э. Баумана с отличием, а уже в 2013 году закончил МГИМО и защитил кандидатскую. Каждый год дополнял мою копилку новыми курсами, обучающими программами, тренингами. И каждый год мне это давало новые силы, новые знания. В 2022 году завершил 2 обучения, 5 мастермайндов, 3 тренинга и многое другое. Все это еще больше капитализировало меня и позволило еще с большей уверенностью говорить с другими экспертами и предпринимателями, советовать и предпринимать!

барьер
барьер

Шаг 3. «Примиряй; улаживай; согласовывай».

Вскрывать барьеры и изливать душу. Бизнес-психологи. К сожалению, у каждого человека на планете есть много разных внутренних барьеров, затычек и проблем, страхов, которые могут отрицательно сказываться как на личной жизни, так и на предпринимательских способностях человека. С некоторыми из них вы живете, и даже не замечаете, а другие вы можете подметить сразу. А если представить, что завтра этих барьеров у вас не будет? Где вы сможете быть, что делать, с кем и как? Где будет ваш бизнес?

Одна встреча с психологом в среднем стоит от 5 до 30 тыс. руб., но может раскрыть в вас огромный потенциал.

К примеру, в своей практике я часто встречаю 3 очевидных барьера у предпринимателя:

  • 1. Барьер делегирования – вы боитесь делегировать, ведь именно вы делаете ЭТО лучше, а все остальные однозначно хуже. А если ЭТО не будет сделано вовремя и качественно, то вы не получите дополнительный доход, а того хуже, потеряете деньги и понесете дополнительные затраты. Вы не готовы смириться с «ямой делегирования».

  • 2. Страх перемен – вы находитесь сейчас там, где вам безопасно. Мозг ощущает безопасное равновесное состояние, а все действия, приводящие к изменению равновесного состояния, воспринимаются как угрозы, а значит должны быть ликвидированы, таким образом саботируются и находятся 101 причина, почему так не надо делать.

  • 3. «я гений» - вы очень высокого мнения о себе (что само по себе прекрасно), чужое мнение практически не воспринимаете, считая, что только ваши решения оптимальны и верны. Нет доверия людям, чаще всего выстраиваете жёстко-подчиненные организационные структуры, завязывая себя по рукам и ногам. А потом сталкиваетесь с проблемой рутины и не возможностью выйти из операционки. Появляется уже страх отпустить от себя, страх потерять контроль.

Если вы приходите к бизнес-психологу с конкретным запросом на снятие барьера, то достичь результата можно значительно быстрее. В зависимости от опыта психолога барьер снимается за 2-4 приема. Вы получаете дополнительный глоток кислорода, а за вами и ваш бизнес. Новый взгляд на привычные вещи, новое свежее дыхание, операционные изменения и многое другое.

Также надо помнить, что предприниматель успешно ведет бизнес и находится «в ресурсе» если ему:

- интересно;

- важно и безопасно;

- выгодно.

Стоит задать себе 3 простых вопроса и понять, есть ли интерес, важно ли тебе то, что ты делаешь здесь и сейчас и получаешь ли ты от этого выгоду. Если где-то сбоит, то стоит разобраться глубже, а почему так происходит? Есть разные методики, которые можно попробовать самостоятельно, но быстрее и качественнее добежать до результата может помочь как раз психолог.

Личный опыт:

Как и многие, я никогда не думал, что у меня есть какие-то барьеры или ограничения. Но испытывал определенный дискомфорт в бизнесе и работе в некоторых моментах. Вступив в Ассоциацию спикеров стран СНГ и общаясь там с дипломированными специалистами в области психологии и коучинга, я нащупал и раскрыл в себе такие барьеры, а также открыто смотрю теперь страху в глаза и научился с ним дружить и находить общий язык.

коллективный разум
коллективный разум

Шаг 4. «Один в поле не воин».

Многие боятся партнерств, считают, что компания – это его личное, кровное. Вы сделали это сами лично, а значит все 100% ваши и решения только ваши. Но, если проследить мировую практику развития единорогов и просто крупных компаний, то частных компаний с 100% акций, принадлежащих одному человеку, можно подсчитать на пальцах одной руки, все остальные – представители компаний – партнерств. Почему так? Все просто – это выгодно. При грамотном построении партнерств – это win-win сотрудничество, один партнер может быть крут в продажах, другой – в связях, третий - в производстве. И не страшно привлекать партнера, если исходить из следующих мыслей: Сейчас у нас выручка 10 млн руб. и личного дохода в 1 млн руб., если привлечь партнера на … (допустим, развитие, или производство), то через год у нас будет выручка 100 млн. руб. и мой личный доход уже 5 млн. руб., но в бизнесе у меня будет уже не 100%, а 70%. Можно пройти партнерскую сессию и определиться с условиями «на берегу», таким образом с большей долей вероятности достичь гарантированного результата в будущем.

Также каждый сотрудник может стать партнером через инструментарий «опционов», при этом человек будет лучше вовлечен и мотивирован в работу, чувствуя, что потенциально сможет получить не только зарплату, но и долю от компании. Многие компании уже сейчас переходят на кооперацию, вовлекая сотрудников в работу долями. Это действительно перспективное направление.

польза
польза

Личный опыт:

Сейчас я не начинаю ни один бизнес или идею один. Предпочитаю реализовывать в партнерстве.

Так, в партнерстве с женой и друзьями, недавно вывели собственный бренд детской одежды MelaKid.

В партнерстве с Искандером А. (Yep community) и его командой создали программу обучения «Комьюнити-менеджеров» и запустили официальный курс на базе ИСОТ (Институт современных образовательных технологий) в МГТУ им. Н.Э. Баумана, расширяем и в другие институты страны.

Именно в партнерстве реализовать идею можно быстрее и проще.

Далеко ходить не нужно за примером - величайшие компании в мире, такие как Apple и Microsoft были созданы благодаря партнерствам:

Apple
Apple

Или

Формирующая среда предпринимателя как фактор успеха роста бизнеса

Microsoft

Шаг 5. «Век живи — век учись».

Обучающая среда. По многочисленным исследованиями регулярное обучение позволяет поднять эффективность работы на 30% в год. Ловите инсайты и внедряйте их.

По данным исследования The World Economic Forum Топ-10 ключевых навыков предпринимателя сейчас:

  • 1. Комплексное решение проблем

  • 2. Критическое мышление

  • 3. Креативное мышление

  • 4. Управление людьми

  • 5. Координация людей

  • 6. Эмоциональный интеллект

  • 7. Рассудительность

  • 8. Ориентация на сервис

  • 9. Переговоры

  • 10. Когнитивная гибкость

Развить эти навыки самостоятельно весьма непросто.

Включите такую задачу личного развития и развития команды в свое дерево целей (план личного развития на год) - воспользуйтесь услугами бизнес-тренеров и коучей, посещайте курсы, ранжируйте задачи и время найдется. к примеру, на своем телеграмм-канале @lebkons веду полезную рубрику обучающих лайфхаков для предпринимателей.

Личный опыт:

Я трачу:

- не менее 10-20 мин. в день на прочитывание каналов про бизнес с лайфхаками и советами от реальных предпринимателей, кого я знаю и ценю, в том числе от известных экспертов и коучей.

- не менее 1 ч в неделю на прослушивание интересных и полезных Youtube каналов и подкастов про бизнес, истории успеха, интервью с предпринимателями.

- в месяц читаю минимум 1 книгу про бизнес.

нетворкинг
нетворкинг

Шаг 6. «Самые богатые люди в мире расширяют сети контактов, все остальные ищут работу».

Нетворкинг. Самое интересное и трендовое направление сейчас. Долгие годы, работая в телеком индустрии на руководящих должностях, я был закрыт от остального мира и посещал только мероприятия данной индустрии. Сейчас я понял, как много потерял. Существует множество механизмов на базе случайных знакомств («рандом кофе») и множество мероприятий в каждом городе, где собираются предприниматели из различных сфер. Здесь полезно изучить и теорию.

теории
теории

Современные теории нетворкинга:

1. Данбар (человек охватывает ограниченное число контактов);

2. Эффект медичи (поиск прорывных инноваций путем совмещения несовместимых вещей);

3. Грановеттер (теория слабых и сильных связей);

4. Маккеон (5 парадоксальных советов нетворкинга).

Очень рекомендую к прочтению.

Общение с предпринимателями из различных сфер, расширяет ваш кругозор и появляется возможность рассматривать и продуктивные партнерства Win-Win, и обмениваться опытом, не боясь «сливать» информацию конкурентам и многое другое. Также наблюдается магический эффект, у вас появляются новые мысли по расширению или оптимизации бизнеса, по выходу на новые рынки, по доработке ваших продуктов и услуг, по совершенствованию каналов продаж, в том числе вы можете найти проверенных подрядчиков.

При этом не стоит забывать, что приходить на мероприятие стоит только тогда, когда вы понимаете цель вашего присутствия и заранее четко описали ее у себя в голове и знаете запрос. Я встречал много предпринимателей, которые бездельно шатались по разным бизнес-мероприятиям, а на запрос для чего вы здесь, ответ был «понетворкаться».

Яркий пример - последнее мероприятие от Банка Точка, организовавшего отдельное сообщество Точка Нетворк и собирающего разных активных людей в одном месте. Организация получилась хаотической, мест не хватало всем желающим, люди раз в 5-6 минут пересаживались по кругу, рассказывая о себе. Поскольку логика рассказа не была поставлена четко, то получался абсурд. А самое главное у большинства не было истинного запроса. За моим столом оказались 10 человек, и каждому после рассказа о себе я задал вопрос: «А какая ваша цель нетворка и запрос сегодня и здесь?». Ответ, к сожалению, был: «Понетворкаться. Найти клиентов. Расширить кругозор».

Другая сторона монеты - многие сразу подходят с визиткой и пытаются агрессивно что-то продать.

Подробнее рассматриваю эту тему на своих мастер-классах и тренингах по Продуктивному нетворкингу здесь https://lebedev-i-ko.timepad.ru, а также в телеграмм канале с лайфхаками для бизнеса здесь @lebkons

Мне очень понравился пост Дениса Кутергина в его телеграм канале на эту тему:

Главный рудимент нетворкинга

В ноябре был на нескольких оффлайн-мероприятиях в Москве и удивился, что люди до сих пор активно пытаются всучить бумажную визитку или просят мою. Чаще всего совсем вхолодную: «Мы занимаемся аутсорс-разработкой, а у меня юридическая фирма, а у нас коммуникационное агентство — вот возьмите визитку». Для меня это как спам, поэтому «холодные» бумажные визитки не беру и честно признаюсь, что сразу выкидываю. А себе последний раз заказывал их лет 10 назад. Есть только один способ заинтересовать человека — быть для него в чём-то ценным. Тогда он сам предложит и контактами обменяться, и продолжить диалог в другом формате. Но для этого же нужно его потребность узнать, продумать, как заинтересовать, — в общем, приложить усилия. А это сложно. Проще спамить всех подряд.

Однажды я был на таком офлайн-мероприятии, где выступал один из основателей CarPrice Эдуард Гуринович, его фраза мне откликнулась и я заполнил ее:

«Даже если завтра я потеряю все свои накопления и бизнес, я не умру с голода и снова быстро и легко начну новый бизнес и появятся новые проекты. А все потому, что у меня богатый социальный капитал и записная книжка с тысячами полезных контактов».

Про записную книжку с тысячами контактов мне говорил уже не один предприниматель из списка Forbes.

Эксперимент:

Вопрос 1. Посмотрите, сколько в вашей записной книжке контактов?

К примеру, в моей на момент декабря 2022 года – 5101 контакт. Один из моих хороших знакомых и партнеров, кто профессионально занимается выстраиванием сообществ, Искандер Ахметов (Yep community), в свое время, показал мне его записную книжку, если мне не изменяет память там было 14 тыс. контактов, причем, не хаотически записанных, а выстроенных и заполненных с датами рождений и коротким СV человека.

Вопрос 2. Если убрать из этого списка родственников и близких друзей, а также записи типа «курьер озон», сколько у вас останется деловых связей? Со сколькими из них вы общались за последний квартал? Поздравляли с днем рождения?

Мой список насчитывает около 800 таких контактов.

Для развития социального капитала и укрепления окружающей среды, необходим прицельный нетворкинг. Ключевое слово тут «прицельный».

Личный опыт:

- за год расширил список контактов на 420 человек (в активном общении)

- посетил более 20 офлайн мероприятий и более 40 онлайн мероприятий (не считая свои)

- провел более 30 онлайн-стримов с предпринимателями и экспертами

- выступил на 3 конференциях в качестве спикера

- вступил в 2 бизнес-клуба, 3 ассоциации, 1 партнерство, 1 федерацию

- провел более 60 встреч по «рандом кофе» (из них около 20 в живую) и 5 встреч в формате Speed Dating

- провел более 30 стримов на собственном телеграмм канале @Lebkons

Список не полный. Стараюсь дополнять и выкладывать на своем сайте https://ailebedev.ru/

Все это и создает формирующую среду предпринимателя и способствует ускорению роста бизнеса.

ВЫВОД: В статье мы рассмотрели лишь основные факторы формирующей среды, но в каждом из них заложен глубокий смысл, требующий отдельного изучения и мастерства в применении. Предпринимателя обязательно ждет успех, если он добился гармонии и планомерно развивает все указанные направления.

Рад буду помочь создать такую формулирующую среду и вам для квантового скачка в личном развитии и бизнесе!

2
2 комментария

Вещи, на первый взгляд, затронуты в статье довольно простые. Мы уже слышали пословицы и в школе: век живи, век учись, одна голова хорошо - а две лучше. А что толку ? Люди, вырвавшиеся вверх, создавшие вокруг себя коллектив и бизнес, сделали этот успех не за счет пословиц и поговорок, а за счет активной работы, напора, устремления вперед. Как раз эта мысль проходит нитью через всю статью. Спасибо.

1
Ответить

Добрый день. Спасибо за комментарий, все верно. Вопрос в том, что проще достигать результата, когда есть сильное и правильное окружение.

Ответить