Как обеспечить стабильную онлайн-связь для университета на 7000+ пользователей

В августе к нам обратился Российский государственный университет правосудия (РГУП) с запросом на реализацию цифрового университета. На решение задачи оставался месяц, к тому же стоял вопрос баланса стоимости и оптимальных серверных мощностей. Рассказываем, как Rendall Conf с помощью ВКС создали функциональный онлайн-университет и с какими трудностями столкнулись.

Для IT-специалистов eLearning — это не просто перенос образовательного процесса в онлайн. Если для пользователя это «все как раньше, только через интернет», то разработчик понимает, что придется создать рабочую инфраструктуру:

  • систему регистрации и аутентификации аккаунтов;
  • контроль доступа и распределение ролей;
  • размещение и принципы работы с учебными материалами;
  • способы коммуникации внутри платформы в связках «преподаватель-студент», «студент-студент»;
  • хранилище для данных;
  • интеграция различного ПО в единую систему.

Если у заказчика уже реализованы некоторые элементы, новые программы нужно встраивать в существующее пространство. Именно так было в этом проекте.

Суть запроса

РГУП поставил задачу сделать интерактивный университет — перенести структуру, которая распределяет учебный процесс на кафедры и аудитории, в онлайн. За каждой кафедрой закреплены одна или несколько аудиторий, в которых занятия проводят определенные преподаватели. С каждой новой парой меняются только группы студентов. Все должно было выглядеть также и в формате видеоконференции. Для каждого преподавателя формируется аккаунт, который позволяет запустить собственную комнату в рамках конференции. В назначенное время он начинает трансляцию и находится в комнате в течение всего дня как в аудитории. По расписанию к нему заходят и выходят разные группы. Распределить нагрузку предстояло с учетом внушительного количества студентов — более 7000 человек.

Как это должно выглядеть

Создается конференция с названием определенной кафедры. Внутри нее открываются комнаты с номерами аудиторий и фамилиями преподавателей. Студенты заходят в конференцию, видят комнаты и выбирают нужную в соответствии с расписанием занятий. Дистанционное обучение получает максимально привычную форму. Комнаты позволяют сохранить организованную структуру учебного процесса. В соответствии с запросом заказчика, комнат в общей сложности должно быть 50. Из них 30 рассчитаны на 300 участников, 20 — на 100.

Как обеспечить стабильную онлайн-связь для университета на 7000+ пользователей

Реализация

Для начала в рамках индивидуального подхода мы провели подробное анкетирование заказчика, запросили расписание занятий, состав преподавателей и лекционных групп, изучили имеющиеся технические возможности. Так как Rendall Conf по умолчанию имеет опцию деления на комнаты, оставалось только провести детальные настройки по количеству участников и расписанию. Комнат в одной конференции может быть до 18, и в каждой из них трансляции возможны без ограничений по времени. Таким образом, одна кафедра получала достаточное количество аудиторий.

Важным параметром заказа была интеграция с Moodle. РГУП уже активно работал в системе, преподаватели понимали ее внутреннее устройство, поэтому хотелось встроить сервис для видеоконференций в привычный интерфейс. Благодаря предустановленному расширению Rendall Conf может запускаться прямо из LMS, поэтому сотрудникам университета не пришлось изучать управление новой программой.

Гибкая функциональность позволила получить полноценную обратную связь от студентов через встроенный чат. Преподаватели внедрили в занятия интерактивность с демонстрацией экрана, виртуальной доской, презентациями по теме. Инциденты разного характера решались благодаря записи трансляции.

«Наш продукт оказался оптимальным для университета. Базовые параметры, такие как комнаты и интеграция с Moodle, смогли закрыть потребность в организации видеосвязи в рамках eLearning с минимальными донастройками системы. По итогу и студенты, и преподаватели довольны, образовательный процесс идет без сбоев в онлайн-формате при любых обстоятельствах. Значимым для заказчика стало и то, что Rendall Conf — абсолютно импортонезависимый сервис, на него никак не влияет позиция иностранных вендоров. Аналогичный проект мы готовы реализовать на базе любого российского образовательного учреждения, и при необходимости даже брендировать его.»

Евгений Ермаков, Product Owner

Трудности

Проблема № 1.

При подборе серверных мощностей, которые устроили бы заказчика по стоимости, столкнулись с проблемой измерения пиковой нагрузки. В данной ситуации она нелинейно зависела от суммированного количества одновременных пользователей, подключенных камер и микрофонов. Мы применили специальный модуль аналитики, благодаря которому определили реальную пиковую нагрузку — не более 1500 пользователей и 100 камер одномоментно.

Решение. Подобранное в итоге решение использовало не более 60 % мощностей во время пика. С финансовой точки зрения это предложение оказалось выгоднее для клиента, чем простое калькулирование. Все вычисления осуществили в период тестирования — первую неделю заказчик использовал платформу бесплатно. Тогда же настроили мониторинг активных комнат, камер, количества участников, чтобы контролировать ситуацию с нагрузкой и действовать на опережение.

Проблема №2.

После нескольких недель использования выявили другую проблему — многие студенты, а иногда и преподаватели, некорректно выходят из комнат. Соответственно, трансляция не завершается, и система продолжает вести ее запись. Продолжительность видеоконференций в программе не имеет ограничений, поэтому в архив отправлялось большое количество «пустых» записей. Это «съедало» ресурсы и полезное пространство.

Решение. Дали пользователям подробную инструкцию по закрытию комнат. Но за всеми не уследишь, поэтому после технического анализа было решено поставить ограничения на продолжительность, теперь комнаты автоматически закрывались через 10 часов работы.

Важнейшим фактором успеха проекта стало эффективное сотрудничество с IT-специалистами РГУП. Каждый, кто внедрял продукты в крупных компаниях, знает, что без такого взаимодействия проект обречён. Нам повезло, мы работали с заинтересованными профессионалами, общение с которыми на самом раннем этапе позволило выбрать верное решение.

Техническая поддержка

Мы продолжаем сотрудничать с заказчиком, мониторим техническое состояние платформы и всех ее компонентов, чтобы по-прежнему работать на опережение и предупреждать сбои. РГУП может обратиться к нам с любыми техническими вопросами по работе сервиса, даже частными. Например, некоторым студентам не удавалось подключиться к занятиям. Наши специалисты связались с этими студентами, собрали информацию, проанализировали их действия и выявили причину. На устройствах этих пользователей были установлены плагины, которые блокировали звук. Блокировку сняли, и студенты смогли присоединиться к онлайн-обучению.

Считаем, что проект получился более чем успешным, особенно с учетом сжатых сроков реализации. При всей простоте использования Rendall Conf продемонстрировал высокое качество картинки и звука, смог легко встроиться в IT-ландшафт заказчика. И мы рады, что внесли свой вклад в цифровую трансформацию образовательной деятельности в одном из востребованных ВУЗов.

66
1 комментарий

Rendall Conf, судя по всему, использует движок BigBlueButton вместе с оригинальным мессенджером. Интересно, что BugBlueButton из-за широких возможностей интеграций во всем мире один из признанных стандартов для онлайн-образования, а вовсе не Zoom.

Ответить