Сам контроль ФАС России усмотрела в том, что иностранный инвестор обеспечил себе возможность перехода контроля над Мурманским портом в виде приобретения права голоса более чем 50% акций если АО Зевс не исполнит свои обязательства по договорам займа. И тут очень интересный момент ФАС России посчитал, что при неисполнении обязательства по договорам займа со стороны Зевса 83,3% его акций (а за ними и 100% акций порта) перейдут в пользу иностранной компании - NEW MILLENNIUM (под переходом, судя по всему, поминается возможность получить право голоса). Далее ФАС России просто сослалась на 57-ФЗ и сказала, что сделки по переуступке прав ничтожны ну и заодно сделки по покупке АО Зевс 100% доли ООО Купец у Романова и Креславской, попутно рассказывая про безнравственность, бесцеремонность и безразличность к российскому обществу, что, конечно, как минимум не раскрыто ФАС России. А далее самое интересное суд попросту игнорирует нормы закона о том, что даже в случае неисполнения АО Зевс обязательств по договорам залога и обращения взыскания на предмет залога это не приводит к тому, что NEW MILLENNIUM сможет голосовать акциями, находящимися в залоге. Сама по себе процедура обращения взыскания предполагает, по сути, только продажу предмета и получение денег кредитором для удовлетворения своего требования, а, следовательно, если при продаже бы возникли основания для получения предварительного согласования, то только на этом этапе потребовалось за ним обращаться. Само собой, это всё при условии, если бы Романов действительно был нерезидентом, поскольку нормы 57-ФЗ не применяются при совершении сделок, когда приобретатель (иностранный инвестор) контролируется гражданином РФ со статусом налогового резидента РФ (не рассматривая схему контроля Романовым как порта так и NEW MILLENNIUM). Даже если рассматривать вариант, при котором создана группа лиц с участием иностранных компаний, которая может определять решения Мурманского порта но при этом все условные иностранные инвесторы в группе находятся под контролем РФ или гражданина РФ со статусом налогового резидента РФ очевидно, что нельзя трактовать законодательство в таком ключе, что само по себе намерение создания иностранной компании, которая будет входить группу будет являться основанием для получения предварительного согласия правительственной комиссии в данном случае. Данный вывод можно сделать на основании двух доводов: