Как в «Сколково» тестируют технологии беспилотников

Как в «Сколково» тестируют технологии беспилотников

Еще вчера мы видели дроны и летающие такси в фантастических фильмах, а сегодня они внедряются в городскую среду. Тем не менее, чтобы сформировать индустрию и создать полноценный город будущего, требуется огромная подготовительная работа.

Сейчас в «Сколково» на площади 400 га работает тестовая зона, в которой испытываются различные типы беспилотников, а также профильные наземные объекты и сервисы, отрабатываются кейсы по доставке грузов и мониторингу местности.

На волнах 5G

Большую роль в развитии технологий будет играть сеть 5G, которая позволит наладить качественную связь между операторами и летательными аппаратами.

За движением беспилотников в небе над «Сколково» наблюдают из единого диспетчерского центра. На серверах Инновационного центра установлены функциональные модули ИТ-системы, а на беспилотниках транспондеры и трекеры 4G и 5G.

Единый диспетчерский центр.
Единый диспетчерский центр.

Сеть пятого поколения дополняет зону аэромобильности множеством полезных сервисов. Среди них отслеживание дрона, предоставление аппаратам приоритета в передаче сетевого трафика для управления, одновременная поддержка тысяч беспилотников. Подобные технологии помогут контролировать масштабное строительство, пожарную безопасность, дорожную обстановку и многие другие процессы в повседневной жизни города.

Например, с помощью одного из беспилотников специалисты Сколтеха получили карту покрытия мобильной сети на разных высотах.

«Качественная карта 5G-покрытия, учитывающая высоту и застройку, – условие для превращения городского воздушного пространства в перспективную транспортную систему для беспилотников»,

— Александр Сиволобов, заместитель руководителя ЦК НТИ на базе Сколтеха.

На земле и в воздухе

Для выполнения полетов дронов в условиях города и наблюдения за ними, необходимо наземное оборудование, которое принимает сигнал беспилотника, и передающее устройство на борту воздушного судна.

В ходе тестов система АЗН-В (технология автоматического зависимого наблюдения-вещания) и бортовые транспондеры компании «Авиателекоминвест» показали высокие результаты работы. Система наблюдает за движением дронов с большей точностью и обладает быстрым темпом обновления информации в сравнении с аналогами.

А разработка компании «Азимут», комплекса системы автоматизации «Юпитер», проверила работу транспондера компании «Навигатор». Он состоит из передатчика АЗН-В и внешней антенны.

Навигационная информация во время испытательных полетов была получена с внешнего приемника глобальной навигационной спутниковой системы, который обеспечил точное определение координат беспилотника. В планах компании «Навигатор» дальнейшее развитие линейки «ADS-Bee» для возможности установки на любые дроны.

«Наша компания имеет ресурсы, позволяющие создавать востребованную и качественную продукцию для беспилотной авиации. «ADS-Bee» – это оперативный и актуальный ответ на запрос рынка, который динамично развивается и требует создания как производственной базы, так и нормативно-правовой, связанной с регулированием движения БПЛА. Многие эксплуатанты и производители проявляют интерес к нашему устройству. Мы получаем положительную обратную связь после тестовых полетов, учитываем пожелания потенциальных заказчиков. В ближайшем будущем планируем проведение работ по подготовке к серийному производству и созданию версий с увеличенной мощностью»,

— отметил Сергей Бабуров, генеральный директор АО «Навигатор».
Транспондер «ADS-Bee».
Транспондер «ADS-Bee».

Вашу посылку доставит дрон

Один из ключевых кейсов, который тестируется в зоне ГАМ — доставка грузов. Компания «ЮВЛ Роботикс», резидент «Сколково», разработала доставочный дрон, который в автономном режиме забирает, доставляет и выгружает посылки. Всего такой дрон может поднять груз массой до 3 кг. Стартап уже осуществил коммерческое внедрение разработки в Омане, где автоматизированный дрон ежедневно доставляет не менее 2-3 посылок.

«Достичь этих результатов нам помог “Сколково”. В частности, мы получили гранты на развитие нашего продукта на более чем 50 млн рублей. Все производство комплектующих локализовано в России, за исключением электроники. Сейчас мы активно занимаемся импортозамещением, и в том числе при поддержке “Сколково” разрабатываем собственную парашютную технологию для обеспечения безопасности в случае нештатной ситуации»,

— Леонид Романовский, технический директор «ЮВЛ Роботикс».

Без помех от спутников

Компания «НППФ Спектр» успешно протестировала применение цифрового сервиса мониторинга спутниковых сигналов для обеспечения безопасности полетов.

«Достоверность определения местоположения беспилотного летального аппарата должна быть не хуже, чем в пилотируемой авиации»,

— заметил главный конструктор «НППФ Спектр» Олег Завалишин.

Эта система необходима для оперативной передачи информации о запрете выполнения полетов с использованием спутниковой навигации внешним пилотам, а также для регистрации (без участия человека) авиационных происшествий в случае их возникновения.

Перспективным решением ближайшего будущего станет использование наземной сети спутниковой навигации для точной посадки беспилотников в условиях городской застройки.

«В 2023 году мы продолжим тестирование перспективных технологических решений для создания инфраструктуры городской аэромобильности в рамках действующего законодательства. Наша цель — протестировать технологические подходы к обеспечению безопасности полетов беспилотников в городских условиях»,

— Алексей Беляков, вице-президент, исполнительный директор Кластера передовых производственных технологий Фонда «Сколково».

Для тестирования в «Сколково» допускаются все разработчики, которые обладают необходимым уровнем технологической зрелости. Тестовые полеты для отработки сценариев использования беспилотных технологий проводятся на регулярной основе. Подать заявку на участие можно здесь.

11
Начать дискуссию