{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Подход Win-Win: как IT-компании сотрудничают с университетами

Создатели и менторы проекта AI Talent Hub разбираются, как работает такое взаимодействие и дает свои плоды всего спустя полгода.

Схантить талантливых сотрудников — задача не из простых. Над ней ломают голову и HR-ы, и руководители, и собственники бизнеса. Про сферу IT говорить не приходится: нехватка достигла уже миллиона человек. Компаниям зачастую сложнее переучить выпускников онлайн-курсов, но и ждать, пока студент получит фундаментальные знания, значит терять время. Наиболее эффективный способ решения проблемы — поиск начинающих специалистов и участие в их профессиональном развитии. Однако не все компании могут позволить себе взять «зеленого» выпускника вуза и провести его за руку от уровня Junior до Middle. У кого-то нет средств, а у кого-то — времени. Решение кажется очевидным — вузам и бизнесу необходимо работать сообща.

Инвестиции в образование — вклад в будущее

Бизнес существует для того, чтобы получать прибыль. Но не только денежные инвестиции могут приносить результат. Например, установление долгосрочных отношений с партнерами, в том числе с университетами.

Сегодня у университетов есть потребность в привлечении экспертов-практиков из разных индустрий. Теория теорией, а мир диктует свои правила: для успеха на рынке труда выпускник вуза должен иметь практические компетенции. И при правильном стечении обстоятельств случается настоящий симбиоз университетов и бизнеса.

Любая, как мне кажется, крупная компания должна думать о своём будущем. У Huawei уже более 30 лет существует стратегия по созданию собственной базы развития. Так налаживаются обоюдные связи между бизнесом и университетами. С одной стороны, компании получают доступ к студентам, которые потом приходят к ним работать. С другой — даже если студент не придет, он получит опыт и может стать востребованным специалистом. Вместе с компанией они делают отрасль сильнее. Взаимодействуя с университетами, мы развиваем среду и получаем пользу, как непосредственно в виде людей, которые к нам приходят, так и в виде самой среды, из которой в Huawei потом тоже придут сильные специалисты.

Валентин Малых, старший научный сотрудник лаборатории Huawei Noah's Ark

Принцип передачи знаний «изнутри — наружу»

Можно бесконечно долго обучать своих сотрудников внутри, но без передачи знаний вовне эта история будет неоправданно затратной. Привлечение экспертов компании в качестве менторов для начинающих специалистов дает первым признание и возможность показать себя как профессионалов, а вторым — практические знания и навыки.

Мне всегда нравилась цитата Дональда Кнута про обучение: "Лучший способ в чём-то разобраться до конца — это попробовать научить этому компьютер". Для опытных сотрудников МТС Digital это особенно важно: не забывать теоретическую базу и смотреть на известные вещи под новым углом. В процессе проведения обучения для студентов сотрудники компаний развивают soft skills — особенно коммуникабельность и навыки презентации. Всё это способствует выгодному взаимодействию бизнеса и вузов: мы получаем более опытных сотрудников, готовых к более высоким карьерным позициям, а вузы развивают свои образовательные программы, после которой выходят не просто выпускники, а специалисты для рынка труда. И все вместе получают среду, в которой могут развиваться и расти специалисты разного уровня.

Даниил Потапов, ex-Head of Data Science & Analytics, Big Data, МТС Digital

HR-бренды и вузы в погоне за талантами

О битве за талантливых специалистов писали еще в 2001 году в Harvard Business Press. Прошло чуть больше 20 лет, а ситуация не изменилась. Но как компании выбирают себе будущих сотрудников, так и талантливые специалисты делают выбор в пользу профессионального роста, выбирая компанию, где они приобретут профильный опыт, быстрое развитие и реализацию своего потенциала.

В современном мире для того, чтобы привлечь лучших специалистов, HR-брендам уже недостаточно акцентировать внимание только на материальных бонусах. “Технари” хотят личностного роста, создавать классный продукт и находиться в сильной команде единомышленников. На мой взгляд, эффективная стратегия для HR-брендов сейчас — транслировать людям, что нужно не только брать, но и отдавать, быть активным участником процесса, а не потребителем. Взаимодействие с вузами — отличный способ реализовать этот посыл. Талантливых студентов привлекают глобальные вызовы, возможность решить значимые проблемы в стране и в мире, и HR-бренды технологических компаний могут стать их проводниками. Это видится единственным решением "вечной" проблемы дефицита специалистов в прорывных data-driven направлениях – искусственный интеллект, биотехнологии, робототехника, создание новых наноматериалов.

Дмитрий Ботов, руководитель проекта AI Talent Hub

Развивая образовательные инициативы, компании транслируют вовне свои ценности и социальную миссию. Это позволяет не только создавать неповторимую корпоративную культуру, но и снижать текучесть кадров и привлекать новых талантливых специалистов в команду.

Миссия Napoleon IT: развивать мир, развивая таланты. Подтверждая это, уже более 8 лет компания ведет активную образовательную деятельность. Сейчас мы решили создать уникальную в своем роде магистратуру, поскольку понимаем потребность в высококвалифированных IT-специалистах, а их возможно “создать и вырастить” только самим, погружая в реальные проекты и прививая дух корпоративной культуры. Также мы всегда оцениваем гибкие навыки и мотивацию кандидатов, чтобы он влился коллектив и остался для долгосрочного сотрудничества.

Руслан Ахтямов, директор по стратегии Napoleon IT

Образование под другим углом

Новаторство в системе высшего образования приносит свои плоды не только для вузов. Для бизнеса это новый вектор развития, где партнерские отношения с лучшими университетами позиционируют компанию как эксперта, новатора и трендсеттера. Для вузов взаимодействие с реальным сектором экономики помогает создавать эффективную систему подготовки специалистов. Так, в 2022 году ИТМО впервые в России запустили обучение магистров по Machine Learning в формате распределенного проектного офиса и внедрили в реальные рабочие процессы IT-компаний.

Скорость решения новой задачи и нулевое время адаптации к рабочему месту — это то, что отличает выпускников ИТМО. Такую задачу мы решаем посредством тесной работы с индустрией и бизнесом, при проектировании и, главное, реализации образовательных программ. Формула подготовки выпускника, способного сразу же занять позицию выше стартовой, такова: фундаментальная часть, причем не просто знания которые не устаревают, но и знания необходимые в 21 веке — цифровая культура, предпринимательская культура, критическое, аналитическое, системное мышление; проектная деятельность, построенная на настоящих задачах бизнеса, а не на “искусственных” проектах; а также профессиональные компетенции и софты — надпредметные компетенции.

Дарья Козлова, Первый проректор ИТМО, директор по образованию Яндекса

Сотрудничество — ключ к созданию сильной команды

Многие университеты в стране открыты к сотрудничеству с бизнесом — создаются отделы и комитеты, направленные на отраслевое партнерство. Успешный пример такого взаимодействия — проект AI Talent Hub, созданный университетом ИТМО совместно с Napoleon IT. Это бесплатная онлайн-магистратура по искусственному интеллекту, ориентированная на реальные бизнес-запросы. Помимо того, что это новый формат образования, это также комьюнити специалистов по машинному обучению, в котором объединяются таланты, мировые компании и эксперты из индустрии.

К проекту уже присоединились лидеры IT-отрасли: МТС Digital, Sber AI Lab, «Газпром нефть», «Татнефть», VK, «Яндекс», Huawei Noah's Ark и другие. Вместе они развивают лучших студентов, создают авторские курсы, обучают на реальных задачах бизнеса, а их представители становятся преподавателями-практиками и менторами для студентов.

Цель AI Talent Hub — интегрировать в себе экспертизу разных партнеров: потенциал академического вуза, практический опыт Napoleon IT и других компаний для того, чтобы в ближайшие пять лет обучить 700 магистрантов Data Science.

Уже в следующем году проект планирует выйти на международную арену и привлечь компании и академические институты из Индии, Китая и других стран Востока и Азии.

Поэтому для достижения позиции «win-win» между бизнесом и академической средой важно помнить, что сотрудничество сторон – это не только ключ к улучшению ситуации на рынке труда, но и к развитию мира в целом.

Если вы хотите стать студентом, партнером или ментором проекта AI Talent Hub, то пишите на почту [email protected]

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда