ТОП-5 способов использования дополненной реальности в маркетинге в 2024 году

ТОП-5 способов использования дополненной реальности в маркетинге в 2024 году

Технология дополненной реальности пришла на рынок в 2000-х. Она постепенно проникает в сферы образования, медицины, производства, издательского дела, туризма, наружной рекламы, развлечений, общепита. Совмещение реального и виртуального уже стало привычным. В течение последних 5 лет технология AR также находит себе применение в ритейле и маркетинге.

В статье разберемся, что означает это понятие и какой может быть дополненная реальность. Расскажем про свойства и особенности использования технологии, обратим внимание на отличия дополненной реальности от виртуальной. Также назовем российские компании, которые предлагают решения для AR.

Дополненная реальность: что такое AR и ее виды

Дополненная реальность или Augmented Reality (AR) – это расширение и обогащение физического мира с использованием виртуальных элементов: графики, анимации, звуков и многого другого. Для получения такого эффекта применяют специальные технологии и программно-аппаратные средства. Обычно это связка считывающего устройства и приложения.

Как понять, что мы столкнулись с использованием технологий AR? Если при наведении камеры устройства на что-либо в нем появляется животное, сказочный персонаж или другой объект, то это – дополненная реальность. Таким же образом возникают виртуальные надписи и схемы или оживают изображения.

Камера смартфона – сканер, который под рукой у каждого. Помимо этого для считывания объектов AR выпускаются специальные очки. Также ведется разработка контактных линз со встроенными сканерами: они добавляют нужные визуальные и аудиальные эффекты, создают полный эффект погружения в среду. Постоянно держать в руке гаджет при этом не придется.

Свойства дополненной реальности

Отметим особенности AR:

  • Внесение виртуального в физический мир. Это главное и основное свойство технологии AR – оно отражает суть его идеи. Предметы, созданные с помощью сложной графики и анимации, появляются в реальности и становятся ее частью. Это обогащает восприятие пользователей.
  • Субъективность. Дополненная реальность обеспечивает индивидуальный опыт каждому пользователю. Запросы, потребности и интересы людей могут различаться, а средства AR предоставляют разные типы информации и дают выбор. Два человека могут быть на одной и той же выставке и вместе осматривать экспонат. При этом первый предпочтет ознакомиться с видео об истории поиска этого артефакта, а другой выберет просмотр фотогалереи.
  • Трехмерность. Мы сканируем плоский экран или лист бумаги, но при этом видим объемную виртуальную модель. Это обеспечивается сложным и многоступенчатым процессом визуализации. В результате становится возможной, например, 3D-примерка кресла в гостиной, что создает эффект оживления картинки, завораживающий и применимый в различных сферах. Трехмерные виртуальные изображения наглядны и используются для демонстрации процессов, явлений, объектов.
  • Происходит в реальном времени. Чтобы узнать больше о медицинском препарате, наводим камеру на определенную часть его упаковки и сразу получаем помощь в виде AR-схемы, видео, изображения. Без отключения от физического мира и задержки по времени. Запрос – моментальный ответ.

Иногда также говорят от автономности дополненной реальности, но это свойство можно, скорее, отнести к будущему технологии. AR-очки и линзы должны стать массовыми и доступными для использования при сохранении полезной начинки. Но актуальны проблемы нестабильного энергопотребления и дискомфорта для пользователя, а смартфоны быстро перегреваются в режиме AR. Применение технологичных решений облегчит и упростит использование вспомогательного оборудования. Только после этого можно будет заявить об эре автономной Augmented Reality.

Виды AR-трекинга

Технология AR реализуется по-разному. К основным видам относят:

  • AR c маркерным трекингом. В этом случае для нужного эффекта в поле зрения сканирующего устройства должна попасть специальная метка-маркер. Эту роль выполняет QR-код или изображение. Считыватель наводится на маркер, а на его месте на экране отображается виртуальный объект. Выпускаются, например, учебники с подобными метками. Технология дополненной реальности позволяет увидеть визуализацию описанного физического процесса или другого явления при чтении главы: ученик наводит камеру смартфона или планшета на маркер и через секунду рассматривает живую иллюстрацию.
  • AR c безмаркерным трекингом. Здесь уже сложнее. Считыватель сканирует окружающий физический мир, выявляет параллельные и перпендикулярные поверхности, определяет местоположение, а затем генерирует виртуальный объект в подходящей точке. При этом задействуются показатели гироскопа, акселерометра, данные GPS-трекера и карт. Пример использования такой дополненной реальности – игра Pokemon Go. Пользователи отмечали, что водные покемоны появлялись возле рек и прудов, но привязки к конкретным маркерным точкам у них не было. Приложение распознавало объекты природы и другие предметы окружающего мира, а затем помещало подходящего персонажа в этот контекст.
  • Фейстрекинг. Это дополненная реальность в виде наложения маски на лицо. Распространенное на рынке решение в AR. Программы распознают очертания головы, расположение ушей и глаз, а затем добавляют визуальные эффекты. Для обучения системы используется помощь нейросетевых алгоритмов. По такому принципу работают маски для изменения внешности на фото и в сторис, живые фоны в видеозвонках. Программа определяет границы частей тела, распознает движение, а затем как можно точнее накладывает выбранный эффект. При смене положения объекта маска тоже смещается.

Отдельно нужно сказать про проекционную дополненную реальность. В этом случае нужное изображение проецируется в виде световой голограммы. Картинка выглядит объемной, хорошо различается человеческим глазом. Для применения такого типа AR нужны специальные прозрачные экраны или очки. Метод дорог в реализации и редко применяется.

Помимо этого, выделяют технологи, которые в связке с другими могут:

  • Идентифицировать объекты и сообщать об их положении в пространстве;
  • Демонстрировать справочную информацию о предмете при наведении;
  • Производить вычисления в реальном времени и давать прогнозы.

Сферы применения AR-технологии

ТОП-5 способов использования дополненной реальности в маркетинге в 2024 году

Дополненная реальность используется в следующих отраслях:

  • Игры, развлечения, досуг. Эта индустрия часто использует средства наложения изображений и звуков. Помимо игры Pokemon Go можно упомянуть Ingress, Minecraft Earth, Harry Potter: Wizards Unite. Также на рынке встречаются приложения, позволяющие завести у себя дома виртуального питомца. А издательства выпускают для детей оживающие книжки с использованием технологии дополненной реальности.
  • Образование. Решения дополненной реальности визуализируют те или иные процессы из глав учебников. Например, проекты DAQRI обогащают уроки по химии, анатомии, математике, истории. Сложные реакции веществ, физические законы, процессы в человеческом теле – это происходит прямо перед глазами в виде подвижной анимации и графики. Оживление учебного материала облегчает задачу детям и взрослым. Так технология дополненной реальности делает труднообъяснимые процессы понятными и наглядными.
  • Медицина. Сложности возникают, когда речь заходит об отработке хирургических вмешательств или планировании операций. AR-технология Medivis, Microsoft и других компаний визуализируют расположение кровеносных сосудов и внутренних органов в теле человека, что облегчает диагностику и лечение. Спланированные с дополненной реальностью вмешательства становятся точными, что повышает успешность операций и снижает вероятность ошибок.
  • Проектирование в производстве и градостроении. Визуализация сложных процессов востребована на многих предприятиях. Это актуально для многоступенчатой обработки продукта: дополненная реальность покажет результат каждого этапа. Визуализация процессов заменяет длинные описания, инструкции, пояснения, схемы. Также AR окажет помощь при планировании застройки улиц или презентации дизайнерского проекта: эти решения покажут будущий вид города или помещения, что важно для исполнителей и заказчиков.
  • Туризм. Виртуальные надписи и указатели помогают найти нужный объект в аэропорту или пройти виртуальную экскурсию в музее. Отдельные решения покажут, как выглядела улица столетие назад, или восстановят оригинальный вид античной скульптуры. Все, что гиду раньше приходилось объяснять словами, теперь можно показать в AR. Применяются оживающие путеводители, листовки, буклеты, билеты, инструкции, меню в ресторанах.
  • Спорт. Часто возникает необходимость разобрать пасы игроков. Это делают тренеры при обсуждении матча с командой и комментаторы при объяснении происходящего на поле зрителям. Технология дополненной реальности подходит и для решения этих задач. Перемещения игроков, успешные и неудачные комбинации – все это можно визуализировать.

При применении технологии AR важна конфиденциальность обмена данными, ведь пользователь при запуске приложения дает доступ к своей камере или местоположению. Больше внедрение таких систем ничем не ограничено. Технологию дополненной реальности используют при обеспечении безопасности. Она востребована в сфере коммерции, при налаживании логистики и продвижении товаров, что облегчает процессы планирования, сбора информации, аналитики.

Маркетинг: примеры использования дополненной реальности

ТОП-5 способов использования дополненной реальности в маркетинге в 2024 году

Технология дополненной реальности улучшает взаимодействие бренда и пользователя, стимулирует вовлеченность и рост продаж.

  • Создание рекламных кампаний. Среди самых очевидных реализаций – демонстрация интересных визуальных элементов по наведению камеры смартфона на определенную часть упаковки или баннера. При считывании QR-кода клиент видит яркую и живую рекламу, которая запоминается и вызывает приятные ассоциации с брендом.
  • AR-примерка одежды, украшений, сумок, аксессуаров. «Умные» зеркала экономят время покупателя и упрощают задачу по поиску нужного фасона костюма, подходящего кулона, клатча или ремня. Эти же средства используются для подбора прически и цвета волос, косметических продуктов, примерки очков.
  • Информирование об особенностях товара. Визуальные инструкции рассказывают о составе медикамента, ткани пошива штор, дополнительно сообщают о калорийности десерта. И это очень удобно для потребителей. Такие решения помогают выделиться среди конкурентов, которые ограничиваются бумажными бирками и текстом на упаковке.
  • Развлечение потребителей. В розничных магазинах и салонах размещают специальные стойки и плакаты, которые оживают при наведении камеры смартфона. Многие покупатели рады увидеть маскота бренда или героя ТВ-рекламы продукта. Это также отлично работает при продвижении новых фильмов, а оживающие фотозоны привлекают внимание и на отраслевых выставках.
  • Обучение потребителей. Это актуально для сложной техники и продуктов с необычной упаковкой. Можно отправить покупателя на сайт, заставить читать длинную бумажную инструкцию или рассказать о нюансах использования товара с помощью технологии AR. Это быстро, удобно, а еще помогает проявить заботу о потребителе, повышая лояльность к бренду.

Среди удачных примеров можно выделить следующие акции:

  • Продвижение нового фильма серии Stars Wars через оживающие плакаты с героями в магазинах «Магнит»;
  • Приложение Lego для поиска и сбора призраков внутри построенных из конструктора объектов;
  • Виртуальная примерочная часов Tissot;
  • Приложение «Гознак» для придания объема изображениям на банкнотах и проверки на подлинность.

Технология дополненной реальности сама по себе является продающей за счет своей эффектности: с таким продуктом хочется взаимодействовать. Используя AR, можно:

  • Делать дополнительную наценку на товар;
  • Выгодно выделиться среди конкурентов;
  • Увеличивать продажи;
  • Расширять клиентскую базу;
  • Получать экономический эффект – сокращать бюджет на рекламу;
  • Создавать бренду привлекательный имидж.

Презентационные ролики с применением технологии AR часто становятся вирусными. Кроме того, люди сами с удовольствием рассказывают о таких продуктах: снимают на видео стенды или другие печатные материалы, выкладывают ожившие на них сцены в сторис и отправляют друзьям через социальные сети и мессенджеры. Это отличный способ вывести на рынок новый товар или модернизировать уже имеющийся, привлечь к нему новых потребителей.

Дополненная реальность находит применение в различных сферах, ведь виртуальные элементы, органично обогащающие физический мир, служат не только для развлечения. AR помогает планировать процессы, давать потребителям важную информацию о продукте и обучать взаимодействию с ним. Эта технология производит положительное впечатление и создает wow-эффект. Такие решения сами по себе являются отличной рекламой, и их используют как прицельный инструмент для выхода на рынок и продвижения. Применение решений AR в роликах, презентациях и программах лояльности получает все большее распространение.

Россия отстает от общемировых тенденций, однако и у нас дополненная реальность все больше интересует бизнес. Пока на рынке не очень много компаний-поставщиков таких услуг, но среди них определенно есть лидеры. Достойно выглядят проекты компании Atlantis. Специалисты предлагают решения для различных задач и отраслей, а доступ к автоматизированной платформе дает возможности для самостоятельной разработки. Интересные проекты представлены также в портфолио Mixar и Yode Group.

Внедрение AR в продукты помогает выгодно выделиться среди конкурентов, заслужить интерес и лояльность потребителей, нарастить продажи и построить привлекательный имидж на рынке. Это разнообразит и изменит текущие маркетинговые подходы, выведет любую компанию на новый уровень.

66
Начать дискуссию