Подготовка к собеседованиям. Совет, который не встречал

В статьях о собеседованиях часто говорят о пользе обратной связи после интервью. Беда в том, что компании нечасто дают обратную связь. Вы получаете либо оффер, либо отписку в духе «извините, но вы нам не подходите». Что делать?

Вы можете быть отличным специалистом. Вы можете потратить тонну времени на изучение нового материала, щёлкать задачи с leetcode, знать теорию и практику прохождения собесов. Но один небольшой аспект может всё испортить. Держитесь неуверенно? Путано излагаете мысли? Пропускаете ключевые детали, в результате чего изложение выглядит рваным и несвязным? Зависаете при ответе на вопрос?

В случае онлайн-собеседований у вас есть уникальная возможность посмотреть на себя со стороны. Запишите всё: аудио, видео со своей камеры и монитор с собеседником. На Linux для записи экрана удобен Kazam.

По видеозаписи вы сможете выявить свои косяки, которые совершенно не заметны без взгляда «со стороны». Кроме того, вы можете словить реакцию собеседующего на ваши ответы. В процессе интервью сделать это сложно — мозг занят другими вопросами.

После прохождения интервью просмотрите запись и выявите систематические ошибки. Легко сказать — выявить ошибки. На деле совсем не просто найти проблемы в своём же интервью.

Хорошим вариантом будет получить мнение со стороны. Попросите друзей посмотреть вашу запись свежим взглядом и подметить проблемы. Прямо по пунктам, где и что не так.

Все полученные замечания нужно критически обработать. Проанализируйте и проработайте каждый пункт, чтобы не повторить ту же ошибку в будущем. Сформулируйте список проблем, которые нужно поправить.

При анализе следующего интервью сверяйтесь со списком проблем. Всё ли получилось исправить?

По результатам просмотра двух первых интервью мои злые друзья нашли 36 проблемных мест. В результате их проработки я сформулировал десяток конкретных пунктов как надо делать и как делать не надо.

Запишите своё следующее интервью и проработайте его. Вы удивитесь, как много нового можно узнать.

Список проблем и решений

Чтобы не быть голословным – вот список проблемных мест, которые я обнаружил, посмотрев свои собесы.

❌ В самом начале собеседования возникала какая-то суета: включена ли камера и звук, открыто ли мое резюме, под рукой ли ручка с блокнотом.

✅ Составил небольшой чеклист, по которому пробегался за пару минут до начала собеседования.

❌ Камера смотрела как бы в сторону, а я не смотрел в камеру, иногда я говорил не в микрофон и меня было плохо слышно. Да, это тоже очень важно. Собеседнику должно быть комфортно с вами общаться.

✅ Я заранее настроил камеру, чтобы по умолчанию смотреть на собеседника, сделал в голове заметку говорить в микрофон.

❌ Я спешил ответить на вопрос интервьюера и начинал отвечать до завершения вопроса. Со стороны выглядело так, будто я просто перебиваю собеседника. Более того, иногда вопрос мог оказаться совсем не таким, как я думал.

✅ Пункт «дослушивать вопрос и не перебивать собеседника» отправился в копилку заметок.

❌ Порой меня спрашивали о технологиях, с которыми я не работал и про которые мало знал. В этот момент я терялся.

✅ При более предметном анализе оказалось, что на любую малознакомую технологию у меня в багаже есть аналогичная, решающая поставленную задачу. Я сделал для себя заметку: если не работал с технологией, не теряйся, подумай, как решить задачу знакомым способом. Более глобальная мысль: стараться минусы обращать в плюсы. И не забывать постоянно изучать разные технологии.

❌ Оказалось, что есть типовые вопросы, которые часто задают на собеседованиях, но к которым я специально не готовился. ООП, SOLID, микросервис vs монолит и подобное — без подготовки ответ выходит путанным.

✅ Подботал типовые вопросы.

❌ В какой-то момент я забывался, что нахожусь на интервью и общался с интервьюером, как с коллегой: рассказывал о каких-то негативных моментах в прошлых проектах, говорил от имени команды в контексте "Мы”.

✅ На интервью должна быть дружеская атмосфера, но не нужно забываться. Интервьюера нужно убедить, что я именно тот специалист, который им нужен. На работу устраиваюсь Я, значит в моих рассказах должно быть побольше Я и поменьше Мы. В эту же сторону, поменьше рассказывать о каких-то проблемных местах, побольше рассказывать о удачно решённых задачах.

❌ Во время рассказа «о себе» уходил в ненужные подробности, из-за чего рассказ получался водянистым и производил скорее негативное впечатление.

✅ Я полностью прописал рассказ «о себе», в несколько заходов вычитал и отрепетировал, чтобы в итоге было недолго и по делу.

❌ Когда интервьюер спрашивал «есть ли у меня вопросы по вакансии и компании», то возникала заминка. Я спрашивал не очень связно и не всё, что действительно хотел узнать о потенциальном работодателе.

✅ Для этого я также составил чеклист со списком интересующих меня вопросов.

Делитесь в комментариях, с какими проблемами сталкивались? А может применяли, какие-то интересные, неочевидыне приемы?

О разработке и не только мы ежедневно пишем в канале DevFM.

Если понравился пост, пожалуйста, ставьте сердечки:)

88
2 комментария

это хорошо что вы себя так разобрали, мысль хорошая, записать и посмотреть потом со стороны, думаю реально будет видно с чем "можно поработать". но в моменте собеседования, если вдруг мне это предстоит, буду наверное все рано вести себя "как умею".

1
Ответить

Полезная статья. Спасибо.

1
Ответить