Мария Михайлова, RC Group: как менялось российское микро- и малое предпринимательство

Как менялось микро- и малое предпринимательство в 90-е, 2000-е и 2010-е годы? Каким оно стало в 2020-2022 годах, и что нас ждет в оставшиеся 8 лет десятилетки 20-х? Чуть более, чем за 30 лет Россия прошла громадный путь в становлении народного предпринимательства, который сложно недооценить. Но самое интересное, безусловно, нас все-таки ждет впереди.

Мы живем в интереснейшее время, и с точки зрения российского бизнеса – это, безусловно, время становления.

Российский бизнес очень молодой. Что такое три с небольшим десятилетия с момента рождения? Относительно мировой практики и стран, где предпринимательство развивалось столетиями, если не сказать больше, это бизнес-малыш. Который только-только учится ходить. Но как-то в голове совсем не вяжется такое сравнение. Да, в России бизнес молодой, но – как говорится – уже повидавший виды. А значит, набравший определенную экспертизу, заручившийся полученным опытом. Молодой, но не сказать, что малыш. Просто у нас работает правило – год за десять. Быстрые мы.

90-е: дверь в российский бизнес

У нас был родственник, назовем его дядей Алексеем. Мы хорошо общались семьями. Очень отзывчивый, компанейский и добрый человек. В 90-е он занялся бизнесом. Я уже не помню, с чего все началось, но хорошо помню, что уже спустя пару лет после запуска так называемой рыночной экономики в России, он уже был весьма состоятельным человеком. По сравнению с понятиями нашей семьи – баснословно состоятельным. Помню, как мы с мамой как-то проходили мимо здания универсама, где помимо него самого гнездились другие магазинчики – торговля джинсами, сумки, аптечный киоск, ремонтные мастерские и шаверма. «Это магазины дяди Леши», – сказала мама. «Он их сам открыл?» – удивилась я. «Нет… – мама замялась в смущении. – Он их… кажется, контролирует. Вместе со своей фирмой». Я не знала, что значит «контролировать магазины», но постеснялась расспрашивать, потому что видела мамино волнение. Менее чем через год после этого случая дядю убили, а «концов» так и не нашли.

Я, конечно, не хочу сказать, что единственным видом бизнеса в 90-е был рэкет и его производные. Но склонна думать, что на самом деле в эти времена все было сильно перемешано. Начинаться бизнес мог с чего угодно – но, чтобы выжить в дальнейшем, нужно было по-любому включать в арсенал еще и «позицию силы». Кто-то контролирует тебя, кого-то – ты. И если ты что-то недоконтролировал, тебя может и не стать. Как нашего дяди Леши. Именно так работала сформировавшаяся в 90-е система.

90-е – это «первобытно-общинный» период российского бизнеса. Период выживания, первых смелых заявок на лидерство, без каких-либо гарантий, что ты после этих самых заявок просто-напросто останешься в живых. Период без госрегулирования бизнеса и правил. Точнее, с правилами, формирующимися «по ходу пьесы» из опыта взаимодействия людей между собой самими этими людьми.

Это период смелых и безбашенных первопроходцев, которые, в силу свойств своего характера, и стали таковыми. Чего бы это не означало в деталях, но в рамках нашей истории, безусловно, именно они открыли в нашей стране дверь в малый и средний бизнес, взяв на себя удар. Мы хорошо помним, что заниматься бизнесом в 90-е было не только опасно для жизни, но и не особо престижно в глазах остального населения. Хоть и бесконечно выгодно с материальной точки зрения. И это преимущество для многих предпринимателей того времени перекрывало все недостатки.

Основная цель предпринимательства 90-х — получить как можно больше денег и российских активов любыми доступными способами.

Ниссан на парковке, мобильник в кармане, отпуск в Турции

В нулевые все стало меняться. Пришел Владимир Владимирович и обещал «замочить бандитов в сортире». И не только сказал, но и сделал. Явный беспредел на рынке понемногу прекратился. Последствия кризиса 1998-го, насколько было возможно, были нейтрализованы, олигархов от власти отстранили, ввели первые меры по поддержке малого и среднего бизнеса, поставили на ноги до этого рухнувшую банковскую систему. В Россию хлынули иностранные инвестиции, стал трансформироваться крупный бизнес, в стране всерьез запахло так называемым нефтедолларом.

Стали формироваться новые рабочие места, в крупных городах у людей начали потихоньку появляться деньги. Почувствовав вкус «человеческой» жизни впервые после сложных 90-х, население миллионников напокупало себе кредитных автомобилей и квартир, начало выезжать на отдых за границу. «А что, так можно было?!» – спросила относительно молодая часть населения и окончательно взяла курс на целенаправленное наращивание материальных благ. Кто-то сделал ставку на карьеру в крупной или среднего пошиба компании, а кто-то – стал смотреть в сторону собственного бизнеса, откладывая часть доходов на стартовый капитал.

Возможности для организации такого рода мелких бизнесов тоже мало-мальски начали появляться. С развитием бизнеса покрупнее стало появляться новое поколение богатых людей, которое начало обустраивать свою новую богатую жизнь. Стали строиться элитные поселки, в обиход вошло такое понятие, как «дома бизнес-класса» и «элитные жилые комплексы». Но и люди попроще стали все больше влиять на спрос – они стали ходить в рестораны и салоны красоты, покупать новое жилье и делать в нем ремонт. Им стало не все равно, на каком диване сидеть, какой по размеру смотреть телевизор и из какой посуды есть, не говоря уж про свою одежду и внешний вид.

В начале 2000-х я тоже открыла свой первый бизнес — рекламную фирму. Работать было непросто – приходилось жить по принципу «волка ноги кормят», и многие мои товарищи посмеивались надо мной, хоть и уважали за упорство. Очень многие из них стали тоже заниматься бизнесом, но другим – по строительству и ремонту домов. Он был гораздо более маржинальным, потому что тогда был настоящий бум строительства и отделочных работ. Мне нравилась реклама и не нравилось строительство. Но даже я с моим упорством не удержалась – после получения МВА, ушла из бизнеса в топ-менеджмент… в строительно-инвестиционной сфере.

В нулевые все бросились делать деньги на том, что имело большой спрос. Деньги стали гораздо более доступными, чем в советское время, и гораздо менее рискованными, чем в 90-е. В стране начался настоящий бум потребления. Те, кто играли по-крупному, стали задумываться над созданием базы активов за границей и делать шаги в этом направлении. В то время, в большинстве своем, люди мало думали о высоком. Просто хотели заработать и жить «хорошо».

В 2000-е Россия открыла людям первые возможности по ведению легального частного бизнеса. Возможности, которыми мог воспользоваться если не каждый, то, при большом желании – наверное, каждый второй. Но люди, дорвавшись до материальных благ, не спешили страну за это благодарить. Начинало окончательно сказываться западное влияние на Россию, и население – по крайней мере, крупных городов – взяло курс на зарабатывание денег ради денег. Чтобы потом предпочтительно потратить их за границей.

Кто вы, и где ваше место?

2010-е годы стали временем, когда предприниматели, задействованные в микро- и малом бизнесе, подверглись определенному просеиванию через сито сложившихся обстоятельств. Во-первых, после кризиса конца нулевых, с сумасшедшим бумом строительства и потребления было покончено. Все как-то…подуспокоилось. Исчез гипертрофированный спрос. Большой маржинальности тоже больше не наблюдалось. В какой-то момент стало понятно, что содержать салон красоты – больше не означает разбогатеть за полгода и купить машину и квартиру за наличку. Скорее можно рассчитывать на прибыль, сравнимую со средней зарплатой в городе, но и это не точно.

Успокоившийся спрос не был единственной причиной перемен. Процесс регулирования малого бизнеса продолжался, и его заметно «зажали» налогами, банковскими правилами и различными проверками. Рынок вошел в стадию повышенного контроля, который неизбежно приходит на смену анархии с целью наведения порядка.

Открыть новый бизнес и удержаться на плаву стало сложнее, но бизнесы, зародившиеся в конце 90-х и в нулевые, наоборот, развивались и процветали, активно вытесняя с рынка новичков. Десятые годы – время расцвета сетевого ритейла и хореки, когда крепчали, набирали обороты и становились федерально-известными различные бренды – как иностранные, так и отечественные. Все это я в полной мере испытала на себе, занимаясь розничным бизнесом в сфере продуктов питания.

Потрясения середины десятилетия стали знаковыми – впервые предприниматели были вынуждены задуматься не только о собственной выгоде, но и о том, кто они, и где им стоит находиться. В 2014 году они впервые за долгое время столкнулись с вопросом самоидентификации.

С одной стороны, традиционный малый бизнес столкнулся с трудностями, вызванными экономическими санкциями. Сложности с поставкой комплектующих и сырья из-за границы усложнили работу на многих предприятиях, взаимодействие с многими иностранными государствами в плане бизнеса прекратилось. Маржинальность, и без того существенно снизившаяся по сравнению с предыдущими десятилетиями, дала еще большую трещину.

Во второй половине десятилетки, как альтернатива такому «трудному» и «неблагодарному» традиционному бизнесу, предприимчивых российских граждан ждало искушение. Моя знакомая Ольга, с которой мы не виделись несколько лет, вдруг позвонила мне в 2018 году. «Как твои дела? – обрадовалась я. – Как твой магазин поживает? Небось, уже несколько открыла?» – я уже вознамерилась предложить ей сотрудничество, внедрить в магазины программу лояльности, которая была на тот момент одним из моих проектов. «Ну… нет, я закрыла магазин, – ответила она. – Сейчас это не в тренде, да и я половину времени не в России провожу. Хотела тебе предложить пройти мой авторский курс «Как стать богатым предпринимателем». Старт в понедельник, для тебя сделаю скидку – всего 65 тысяч…» Я не верила своим ушам: «Оля, а ты разве настолько разбираешься в предпринимательстве, чтобы вести курсы?»

Очередной тренд, «заботливо» подброшенный России западом, назывался «инфоцыганство». И он трубил во все колокола, что вместо того, чтобы трудиться и получать гроши, лучше просто научиться красиво говорить ни о чем – и тебе за это будут платить миллионы. Платить будет население России, но самому-то предпринимателю вовсе не нужно там находиться – можно уехать за границу и вещать оттуда. Ведь у нас век интернет-технологий.

Внезапно перед предпринимателями возникло множество вопросов, ответы на которые определили их дальнейшие действия и принадлежность.

«Кто я? Зачем я пошел в бизнес – просто «срубить бабла», или есть еще что-то, кроме денег? Считаю ли я себя русским? Насколько мне важно жить в России? Ценю ли я свою страну, и готов ли проходить вместе с ней путь становления бизнеса? Хочу ли я жить в России? Что для меня означает словосочетание «любимое дело»?»

Именно тогда, в 2017-2019 годы обозначилась тенденция к разделению людей, занятых предпринимательстве, на тех, кто относится к России исключительно потребительски и тех, кто хочет чувствовать себя именно российским предпринимателем, не только выкачивая деньги, но и имея желание и готовность отдавать что-то взамен.

Никто не ожидал, что так быстро

Никто не ожидал, что так быстро все поменяется. Лично мне казалось, что тренды, наметившиеся в конце 2010-х, будут «раскручиваться» еще лет этак пятнадцать. Но нет.

Сперва пандемийный 2020-й устроил испытание малому бизнесу, словно спрашивая каждого предпринимателя: «Правила меняются, надо шевелить извилинами, чтобы выжить. Ты к этому готов, дружок?» Выжившие, безусловно, окрепли и обрели новую силу. Но, после временной передышки, перед всеми замаячило сито посерьезнее.

2022-й всей силой своей удивительной мощи словно пригвоздил тренды прошедшего десятилетия, закрепил их четко, быстро и прочно – без какого-либо шанса на другой сценарий. Расслоение, которое формировалось в 2000-е и 2010-е, наконец, стало очевидно всем. Граница России будто бы запылала яркой линией, обозначилась для всех: вы по ту сторону, или по эту? Бизнесмены, использовавшие в течение нескольких десятилетий российские ресурсы для того, чтобы накопить активы и разместить их за рубежом, оказались окончательно и бесповоротно «по ту». А те, кто позиционировал себя именно «российским предпринимателем», ответив соответствующе на вопросы про самоидентификацию, остался «по эту». Произошло одно из самых массовых просеиваний за все существование российского бизнеса, причем, в данном случае, не только малого. И из всего этого выросло новое, четвертое поколение российского бизнеса.

Лично у меня произошедшие перемены вызвали чувство, которого я очень долго ждала. Я до конца не могу его сформулировать. Но, наверное, самым близким будет: «Ну, наконец-то, теперь все хорошо!»

Каждый день я сталкиваюсь с людьми, которые делают бизнес в России. Кто-то только начинает, кто-то – уже с опытом в полжизни. Но именно сейчас, перед очередной встречей я знаю почти на 100%, что мировоззрение человека мне близко, и направлено на любовь к своей стране, к созиданию на ее территории, на инвестиции в нее, на улучшение своей страны для себя и будущих потомков. Все, – ну или почти все, – кто думал иначе, испарились. Все расставлено на свои места.

Десятилетка 2020-х будет временем, когда предпринимательский климат России будет, наконец, сбалансирован. Пустое рвачество будет заменено здоровым стремлением к достойной прибыли в обмен на принесенную обществу полезность. Вслед за ограничениями и регулированием малого бизнеса придут дополнительные меры поддержки, которые сгладят эти ограничения и приведут к новой волне роста и развития предпринимательства. Последнее, благодаря активному развитию института самозанятости, отрасли партнерских программ и повышению ценности бизнес-сообществ станет «народным». То есть максимально доступным для широких слоев населения. Тем самым повышая средний уровень жизни в стране и формируя ее устойчивый средний класс. Предприниматели будут активно участвовать в стратегической повестке, объявленной государством, развивая те отрасли, которые в текущий момент наиболее актуальны. Наверное, можно сказать, что в нашей стране, наконец, появится реальная практика настоящего патриотического предпринимательства, о которой в последнее время так много говорят.

Звучит, как утопия? Вовсе нет. Эти процессы уже начали формироваться, и в самом ближайшем будущем мы увидим, как все быстро разворачивается. Ведь мы живем в те времена, когда исторические перемены происходят просто молниеносно.

Какой он, предприниматель ближайшего будущего? Второй половины четвертой десятилетки? И какой бизнес он делает в России?

Та десятилетка, в которую мы с вами живем, обещает быть знаковой для страны очень во многих отношениях. И формирование четвертого поколения российских предпринимателей – один из наиболее существенных элементов этой знаковости. Пройдя непростой путь становления в России, бизнес словно прошел через несколько кругов ада – был запуган криминалом, искушен сильным перекосом в «материалку», соблазнен западными ценностями и деньгами, при этом прошел через испытания пандемией и внешним давлением на страну. В общем, все как у человека, который проходит свой уникальный путь развития на земле. Думаю, впереди еще очень много метаморфоз и открытий, которые приведут к интересным результатам на бизнес-небосклоне страны. Но одно можно сказать совершенно точно и бесповоротно. Это уже не просто тренд, а та сегодняшняя реальность, начиная с которой будет строиться все новое.

Начиная с четвертого поколения и далее, предприниматели нашей страны выбирают Россию.

Мария Михайлова, бизнес-аналитик, SEO ГК RC Group

Начать дискуссию