Бизнес-игра «ОЗЕРО»: как я создавала кастомный и современный "умный" тимбилдинг

Хотели ли вы когда-нибудь создать что-то свое, чего еще нет? Я давно хотела. Но никогда не думала, что речь пойдет о создании настольной бизнес-игры!..

В этом тексте рассказываю, как так произошло и как выстраивается процесс создания и тестирования нового продукта в моем случае. Но сначала позвольте представиться и рассказать небольшую предысторию.

Бизнес-игра «ОЗЕРО»: как я создавала кастомный и современный "умный" тимбилдинг

Об авторе этого текста

Меня зовут Алёна Кетова, и последние 6 лет я занимаюсь организацией интеллектуальных корпоративов в разных городах РФ, в основном в Перми.

Я начинала с создания конкурента «Мозгобойни» - игры «Ботва», в которую играли обычные горожане, и постепенно уходила в b2b, в построение корпоративной культуры. Сначала строила его в команде одного крупного телеком-оператора, а год назад начала с нуля создавать корпоративную культуру в небольшой компании «Крафтология». К настоящему моменту из этого получился неплохой кейс: «Как при помощи внутренних мероприятий повысить бизнес-показатели».

Бизнес-игра «ОЗЕРО»: как я создавала кастомный и современный "умный" тимбилдинг

Предыстория: как я пришла к «ОЗЕРУ»

В прошлом я также работала PR-специалистом одного крупного новостного портала, а затем образовательной компании. Мне приходилось организовывать самые разные мероприятия, в том числе нанимать тех, кто проведет тимбилдинг.

И я регулярно наблюдала 2 вещи:

1) Некачественные тимбилдинги, с которых участники уходили разбитыми, рассорившимися и недовольными

2) Боязнь сотрудников, возникающую, едва они слышали слово «тренинг», и радость при слове «корпоратив».

В «Крафтологии» я часто работаю с подрядчиками, и мероприятия у нас чаще развлекательные. Однажды мне пришло в голову сделать какой-то полезный, но при этом легкий тренинг для всех групп персонала – например, на развитие «гибких навыков». Руководитель вспомнил, что в студенчестве играл в какую-то советскую разработку про экологию. Оказалось, речь идет об имитационной игре «У озера» В. Комарова – педагог с ее помощью пытался показать студентам, что нельзя бездумно тратить природные ресурсы ради собственного блага.

Моя задача была провести полезное мероприятие с линейным персоналом – сотрудниками склада. Поэтому я взяла эту разработку за основу – она выглядела как свод удручающих таблиц и правил – и доработала ее, очень сильно упростила, визуализировала, добавила игровое поле и сделала поинтересней сюжет, переложив его на бизнес.

Из имитационной игры моя версия стала настольной и командной, бизнесовой. С ее помощью я попыталась донести до сотрудников по просьбе директора мысль «Штрафы – это не всегда плохо, потому что в конечном счете они могут положительно повлиять на результат команды в горизонте нескольких месяцев и принести премию». В конце, после игры, была рефлексия, мы обсуждали результаты – игра, по сути, превратилась в тренинг.

Игра всем понравилась, и меня, кажется, поняли. А главное, я опять заметила, что «у нас будет игра» никого не напугало (а вот если бы я сказала «тренинг», реакция линейного персонала была бы другой).

Одна из первых игр "ОЗЕРА" - с директорами магазинов и супервайзерами "Ленты"
Одна из первых игр "ОЗЕРА" - с директорами магазинов и супервайзерами "Ленты"

Позже я много думала, смотрела, какие тимбилдинговые мероприятия есть в Перми, и поняла: «ОЗЕРО» среди них могло бы быть чем-то новым, свежим, интересным для b2b-заказчиков и для игроков – персонала компаний. Оно легко составит конкуренцию веревочным курсам и простым посиделкам в баре с командой, а также вполне уместно, чтобы разбавить серьезную стратсессию, перевести разговор на стратегию или даже поговорить про антикризисное мышление. В нашем городе подобного я не нашла - есть "Денежный поток", но это история больше для b2c.

Я решила довести игру до ума - и запустить новый тимбилдинг в продажу, для начала на пермском рынке.

На создание пилотного продукта у меня ушло полгода: я зимовала в Азии, время позволяло, и я не спеша дорабатывала и тестировала продукт на местном бизнес-сообществе.

Бизнес-игра «ОЗЕРО»: суть и УТП

Через несколько месяцев мы сыграли в игру уже 4 раза – в Тайланде и на Шри-Ланке. Каждый раз играли российские бизнесмены или обычные люди, я собирала обратную связь и дорабатывала игру с точки зрения бизнеса.

Что происходит на игре, какой у нее сюжет?

Игроки делятся на команды (рандомно или нет – все зависит от задачи заказчика),каждая становится предприятием на берегу Озера и пытается заработать денег больше остальных за 4 игровых года. Все выстраивают свои стратегии, которые затем обсуждаются в конце.

Дорабатывая игру, я старалась учесть все возможные моменты, которые могут вызвать у игроков негатив или отвлечь от решения бизнес-задач в процессе.

Так выглядит процесс игры в "Озеро": участники команды обсуждают, какие им сделать инвестиции в бизнес.
Так выглядит процесс игры в "Озеро": участники команды обсуждают, какие им сделать инвестиции в бизнес.

Что, например, было доработано:

· У игры появились карточки из качественной бумаги с дополнительными заданиями для командИгровое поле стало красивым и превратилось из таблицы в картинку, для него была изготовлена крафтовая фишка (она в игре одна)

· Были продуманы различные механики игры, изменены правила

· Я «зашила» в игру все современные тренды – кибербезопасность, вирусы, роботизацию, ESG, устойчивое развитие и тд.

· В игру был добавлен телеграм-бот и еще пара моментов, которые сильно ускорили, и так далее.

УТП игры в моей голове сложилось такое:
«ОЗЕРО» - игротренинг, сочетающий в себе развлекательный формат для сотрудников и решение одной или нескольких бизнес-задач через игру для заказчика. Игра кастомизируется в зависимости от потребностей бизнеса – для каждой компании, которая хочет провести ее для своего персонала, она разная.

Еще из особенностей: игра очень современная – в «ОЗЕРЕ», например, задействован телеграм-бот.

Создавая игру, мне хотелось убить прежде всего вот какого зайца: сделать так, чтоб игроки радостно шли на нее, не боясь слова «тренинг», и тимбилдинг (а «ОЗЕРО» - прежде всего тимбилдинг) получился для них интересным. После первых игр стало понятно, что эта задача у меня закрыта: в анкетах в 98% игроки указывали, что было очень интересно и они бы повторили, а также говорили про прокачку командной работы.

Позже стало понятно, что «ОЗЕРО» может решать и более сложные задачи:

· Поговорить про стратегическое мышление, соотнести стратегию компании с деятельностью РОПов

· Показать важность гибкого и ситуативного мышления

· Помочь в адаптации новых сотрудников

· Выявить лидеров, негативщиков, возможные причины проблем в коллективе и тд

С разными заказчиками через игру можно решать разные задачи – все зависит от того, что нужно бизнесу и конкретной команде/подразделению/отделу.

"ОЗЕРО" сейчас

Сегодня, в июне 2023 года, «ОЗЕРО» - это игротренинг в формате настольной игры для сотрудников любого уровня в любых компаниях. Это полноценное мероприятие на 2-3 часа с красивым визуалом, которое может просто развлечь и сплотить, как интеллектуальный корпоратив, так и решить более серьезные задачи по выбору заказчика.

Вот, кстати, сайт игры.

Вот телеграм, где можно почитать основное об игре и кейсы, а вот инстаграм.

Визуал "Озера"
Визуал "Озера"

Игра кастомизируется под разные ситуации: это не просто развлечение, это обсуждение задачи, известной только команде игры и заказчику, до игры. И пока персонал конкретной компании играет и получает удовольствие, мы незаметно решаем эту задачу.

Первые несколько игр уже сыграны: одним из первых заказчиков, например, была сеть гипермаркетов «Лента» с задачей поговорить с сотрудниками о гибкости мышления.

Я не профессионал в создании игр, но процесс создания «ОЗЕРА» меня увлек. Игра, я уверена, будет дорабатываться еще долго – сейчас мы с командой стараемся подстраиваться под задачи заказчика и придумывать новые фичи, чтобы их закрывать все той же игрой.

Вот такая история создания игры непрофессионалом в этой части. И она только начинается!

Если вам интересно «ОЗЕРО» для своей компании/задачи – буду рада обсудить его проведение и другие вопросы в Вотсапе/Телеграме/по телефону 79197120713.

В игре задействованы телефоны: никто не заставляет игроков убирать их.
В игре задействованы телефоны: никто не заставляет игроков убирать их.
33
4 комментария

8/10

1
Ответить

звучит как хорошая оценка, так что благодарю )

Ответить

Это отсылка к «кооперативу озеро»? Механика: как удачней отбить взятку?

1
Ответить

нет, с кооперативом "Озеро" игра никак не связана, как и со взятками. Просто в сюжете есть водоем, и к нему идет привязка. Так что ничего общего, кроме названия )

Ответить