Вячеслав Моше Кантор: общественная безопасность – результат общих усилий

Буквально с каждым годом общество в целом и отдельные его граждане сталкиваются всё с новыми и новыми видами угроз, однако как на них реагировать и как обеспечить свою безопасность – известно далеко не всегда. Тема эта беспокоит многих экспертов, в том числе и международного общественного деятеля Вячеслава Моше Кантора, занимающегося вопросами безопасности далеко не первый год.

Угрозы бывают разными, признаёт эксперт, однако на глобальном уровне всё же можно определить череду тенденций, которая в свою очередь оказывает самое непосредственное влияние на усиление и ослабление тех или иных вызовов безопасности. Учитывая то, что за каждой общественной опасностью, будь то террористический акт или менее явная угроза нарушения стабильности общества в целом, стоит целый комплекс причин, то Моше Кантор уверен6 противостоять этим угрозам и укреплять безопасность нужно не менее комплексно.

Опасности ненависти

На протяжении вот уже нескольких лет многочисленные эксперты отмечают со всё возрастающей тревогой тот уровень роста, что переживает радикализация общества. Нетерпимость, агрессия, ксенофобия – все эти явления, губительные для какого бы то ни было многонационального социума – под давлением непредсказуемости происходящего в мире в последние годы переживают пугающий подъём. При этом Вячеслав Кантор убеждён категорически: нетерпимость – эта одна из ключевых и в каком-то смысле корневых проблем общества, которая в свою очередь порождает и другие. Сегодня же опасность эта и вовсе достигла мирового масштаба, считает Кантор, поскольку ставит под угрозу не только соблюдение прав и безопасность отдельных граждан, но целых народов и больших групп людей. В таких условиях под ударом находится безопасность глобальная, общая мировая стабильность, в том числе и стратегическая.

О том, что нетерпимость представляет собой угрозу глобального масштаба, Вячеслав Моше Кантор заявлял ещё в 2018 году, выступая на специальной тематической международной конференции по проблемам ядерного нераспространения и безопасности. Говоря о нетерпимости и характеризуя степень её опасности для мира в целом и его стабильности, Моше Кантор поставил её в один ряд с конфликтами международного уровня между государствами и международным же терроризмом. При этом, не преминул подчеркнуть Кантор, в целом наблюдаемая в мире нестабильность, обострение практически всех конфликтов и конфронтационные отношения между странами подрывают у людей уверенность в собственной безопасности, в безопасности их нормальной жизни, что влечёт за собой, как в порочным замкнутом круге, обострение напряжения, агрессии и нетерпимости в самих людях.

Нетерпимость опасна не только потому, что раскалывает общество и подрывает возможность разных групп людей к сотрудничеству, отмечает Вячеслав Кантор: угроза её кроется ещё и в том, что она, напротив, объединяет всевозможные деструктивные, радикальные и экстремистские силы, которые в этом обществе существуют и консолидируются под общим знаменем ненависти, пользуясь разобщением общества и царящими в нём страхами, подпитывая их ещё больше. Это касается как политических сил, так и экстремистских группировок и террористических организаций, отмечает Кантор.

В вопросах ненависти Вячеслава Кантора можно по праву назвать экспертом, особенно в том, что касается антисемитизма: возглавляя в течение пятнадцати лет Европейский еврейский конгресс, Кантор как мало кто ещё из специалистов глубоко знает и понимает проблему его роста. Выступая за безусловную безопасность еврейской жизни в Европе, Моше Кантор не раз и не два именно антисемитизм называл в числе того, что угрожает этой самой безопасности прежде всего. Опасения и самого Кантора, и европейских евреев подтверждают и наблюдения экспертов: от аналитиков до сборщиков статистики, данные практически всех говорят о том, что антисемитизм действительно набирает обороты и приобретает всё более нелицеприятные и опасные формы, причём тенденция эта постепенно охватывает весь мир.

Физические угрозы, нападения, теракты и насилие обычно порождают такой же силовой ответ, даже государственные органы в этом вопросе прежде всего делают ставку на повышение мер безопасности через охрану и правоохранительные органы. В случае с евреями это нередко приобретает угнетающие формы: под постоянной охраной вынуждены оказываться и общественные пространства, и общинные объекты, и синагоги, и мемориалы. При этом, как показывают резонансные убийства Мирей Кнолль и Сары Халими, двух пожилых евреек, погибших от рук антисемитов во Франции несколько лет назад в собственных квартирах, евреи в Европе и в мире сегодня даже в собственных четырёх стенах не чувствуют себя в безопасности.

Возле каждого дома охрану не выставишь, да и эффект это может иметь далеко не тот, на который делается ставка, уверен Вячеслав Кантор. Во-первых, действительно победить ненависть подобные меры не могут, разве что пресечь единичные её проявления; во-вторых, отмечает Кантор, сам факт наличия постоянной охраны и усиленных мер безопасности ещё больше подрывает уверенность в этой самой безопасности у евреев. Ощущение постоянно нависающей опасности лишь усиливается, что не может не сказываться на повседневной еврейской жизни, на том, в какой атмосфере растут дети. Евреи были и остаются обычными европейскими гражданами, однако, как показывает практика, они находятся в совсем не равных положениях, когда речь идёт о рисках подвергнуться нападкам и стать объектами ненависти. В свою очередь эти настроения и самоощущения евреев имеют прямое влияние на то, насколько доверяют они властям тех стран, в которых живут: недаром в опросах и исследованиях многие – почти половина – евреев признаются, что размышляют над возможностью эмиграции. Всё во имя собственной безопасности и безопасности их близких.

Необходимые знания

Отказываться от обеспечения физической безопасности Моше Кантор ни в коем случае не призывает – это, что называется, «необходимое зло» и свою лепту в предотвращение преступлений ненависти она вносит. Однако Кантор неизменно настаивает на том, что к безопасности нужно подходить комплексно и не ожидать, что лишь одна силовая мера разрешит проблему и даст этому решению долгосрочный эффект. Немаловажную роль в общей картине безопасности играют и сами граждане, убеждён Вячеслав Кантор. Учитывая то, что именно граждане постоянно сталкиваются со всё новыми угрозами – порождаемыми новыми технологиями, новыми движениями в социуме, очередным обострением каких-либо отношений – то на их плечи ложится и часть ответственности по безопасности, как своей, так и окружающих.

Другое дело, что об угрозах, равно как и о правильной реакции на них, люди далеко не всегда осведомлены, и именно этот пробел Вячеслав Моше Кантор призывает максимально возможно восполнять. Зная о возможных опасностях и о том, как себя вести в случаях кризиса, люди способны не только защитить себя или минимизировать риск опасной ситуации, но и помочь тем, кто рядом, значительно снизив тем самым количество жертв при очередной чрезвычайной ситуации.

Ответственности с властей это, конечно, не снимает: более того, Вячеслав Кантор настаивает на том, что именно на властях, государственном аппарате и соответствующих органах продолжает лежать основная ответственность за безопасность как общества, так и отдельных граждан. Но и инструктирование и максимальное просвещение людей на тему того, как именно реагировать и как себя вести, столкнувшись с кризисной ситуацией, является немаловажной частью общего комплекса мер по обеспечению этой самой безопасности.

К числу самих угроз Вячеслав Кантор относит огромное количество вызовов, с которыми человек в современном обществе может столкнуться буквально в любое время: будь то теракт, мошенничество, кража персональных данных, пропаганда ненависти в сети, природная стихия и так далее – каждая из этих угроз требует собственной адекватной реакции. Вячеслав Кантор внёс и собственный вклад в дело просвещения людей по этим вопросам: совместно с Центром безопасности и противодействия кризисам, созданным по его инициативе несколько лет назад, эксперт работал над созданием обучающих роликов, где в доступной форме, понятной любым категориям граждан, разъяснялись как раз возможности тех или иных угроз, а также то, какое поведение в случае их наступления способно снизить риски как для самого человека, так и для других людей, оказавшихся рядом.

Подобный подход показал свою полезность не только для отдельных людей, но и для целых организаций и групп, что, опять же, можно наблюдать на примере еврейских общин. По словам самого Вячеслава Кантора, в Европе еврейские общины за прошедшие годы, увы, наработали пугающе богатый и горький опыт в вопросах безопасности и разрешения последствий чрезвычайных ситуаций, особенно тех, что порождались злонамеренно. Преимущество же Кантор видит в том, что опыт этот в свете террористической активности последних лет становится всё более ценным и востребованным для самых разных общин и организаций, вплоть до уровня правительственных структур.

И еврейские общины готовы делиться этим опытом. Ещё будучи президентом ЕЕК, Вячеслав Моше Кантор предложил сотрудничество по этой теме еврейским общинам в США, пережившим сразу несколько бесчеловечных преступлений прямо в стенах синагог, когда жертвами стали многие представители еврейской диаспоры. Эти внутренние теракты, мотивированные антисемитизмом, серьёзно повлияли на то, что США, ещё недавно казавшиеся страной, безопасной для евреев, таковыми уже не являются. Со своей стороны и Кантор, и эксперты созданного им Центра безопасности выдвинули инициативу оказать непосредственную практическую помощь американским общинам в том, чтобы усилить свои меры безопасности, провести соответствующий инструктаж для всех вовлечённых в этот процесс, а также помочь выстроить более конструктивные и эффективные взаимоотношения между общинами и органами реагирования на чрезвычайные ситуации, чтобы в следующее ЧП реакция на него последовала незамедлительно – тем самым по возможности минимизировав число возможных жертв.

Координация действий разных ведомств и служб, равно как и инструктаж самих людей, имеют самое непосредственное влияние на то, насколько катастрофическими будут или не будут последствия очередного чрезвычайного происшествия. Анализ уже имевших место в новейшей истории терактов и массовых преступлений, равно как и природных катастроф, демонстрирует более чем наглядно: при слаженной работе всех вовлечённых сторон, есть реальная возможность спасти куда больше человеческих жизней.

Что касается правительственного уровня, то и на нём эти вопросы приобретают всё большую актуальность. В 2019 году Моше Кантор от лица ЕЕК выступил организатором конференции в Бельгии, в которой приняли участие представители властей и чрезвычайных ведомств сразу нескольких европейских стран. Обращаясь к собравшимся, Кантор особенно подчеркнул значимость того, чтобы правоохранительные органы, службы ЧС, отдельные эксперты и целые страны постоянно обменивались столь важным опытом, как предотвращение катастроф и ликвидация их последствий, поскольку это работает прежде всего на укрепление безопасности общей, глобальной.

Именно этот обмен опытом состоялся на конференции: собравшиеся самым тщательным образом изучали и разбирали страшный теракт в Бельгии в 2016 году, подмечали те недоработки и недочёты, которые не позволили разрешить этот кризис меньшим количеством жертв и разрушений. По словам Вячеслава Кантора, работа на реальных данных и твёрдых фактах больше, чем что-либо другое, способна дать необходимые инструменты в укреплении безопасности.

Против ненависти

Однако, как не раз говорил Вячеслав Кантор, полагаться лишь на укрепление непосредственно физической безопасности не стоит уже потому, что эти меры не оказывают никакого влияния на корень проблемы – ненависть и порождаемая ею агрессия, из которой проистекает в числе прочего и терроризм. И здесь ответственность в основной своей массе лежит на правительственных органах и властях самих стран. Всё дело в том, говорит Кантор, что власти располагают инструментом, недоступным всем прочим – а именно, законодательством, которое способно формировать и оказывать влияние на общественные нормы и границы допустимого.

Царящая в обществе атмосфера во многом провоцируется именно властями, уверен Вячеслав Моше Кантор. Ведь именно официальная позиция властей относительно любого вопроса, в том числе и проявлений нетерпимости, формирует границы нормального, того, что допустимо, в обществе. Именно по этой причине сам Моше Кантор неизменно настаивает на том, чтобы на самом высоком уровне в каждой стране проблема ненависти и растущей агрессии признавалась официально, равно как и твёрдо заявлялась недопустимость подобных проявлений, закреплённая твёрдым осуждением имеющих место происшествий на почве нетерпимости.

Вторая сторона вопроса кроется в идеологической сфере – именно здесь, убеждён Кантор, и должна происходить главная борьба с нетерпимостью в любой её форме. Сама идеология общества, царящая в нём атмосфера, ценности и нормы должна отвергать ненависть и не давать ей никакой возможности для распространения. И здесь, опять же, Вячеслав Кантор видит основные рычаги в руках государственных структур.

Начать дискуссию