Северный морской путь

Северный морской путь

Арктика всегда имела особое значение для Российской Федерации. Это отдельная экосистема с собственным животным миром, запасами полезных ископаемых и питьевой воды. Занимает огромную территорию: 3 млн. км2, это почти 20 % от общей территории нашей страны. В Послании к Федеральному Собранию 2018 года президент России Владимир Путин назвал Северный морской путь ключом к развитию русской Арктики и Дальнего Востока. Это крупная транспортная артерия, которая в текущих геополитических условиях становится все более важной.

Маршрут Северного морского пути

Пункт отправления — Мурманск или пролив Карские ворота. Проходит через шесть морей:

  • Баренцево;

  • Карское;

  • море Лаптевых;
  • Восточно-Сибирское;

  • Чукотское;

  • Берингово.

Конечная точка: бухта Провидения на Чукотке. Продолжительность пути: 5600 км. Навигация — временной период, когда климатические условия местности позволяют осуществлять судоходство — до 2019 года начиналась в июле. В 2020 году потепление позволило открыть путь уже в конце мая и продлить до конца января. В 2020 году в журнале Nature Climate Change было опубликовано исследование, согласно которому к 2035 году Арктика может полностью освободиться от морского льда. А Росгидромет прогнозирует, что к 2050 году суда здесь будут ходить без предварительной прокладки канала ледоколом.

Это самый короткий маршрут из европейской части России на Дальний Восток. Предположим, нам нужно доставить груз из Санкт-Петербурга во Владивосток. Если мы будем прокладывать путь по южному направлению, через Суэцкий канал, он составит больше 23 тыс. км. По северному — 14 тыс. км, почти в 2 раза меньше. Соответственно, снижается и стоимость перевозки: на 30-50 %, а в некоторых случаях в 3-4 раза.

История появления Северного морского пути

Первыми плавать здесь стали поморы еще в XIII веке — правда, на небольшие расстояния. Активно исследовать территорию стали в эпоху Великих Географических открытий, арктический маршрут давал Европе выход к богатым азиатским землям. Английские и голландские исследователи прошли до архипелага Новая Земля. Далее, после строительства Борисом Годуновым города и крупного торгового порта Мангазеи за Полярным кругом северными морями стали прибывать купцы из Европы. Но уже Михаил Федорович Романов запретил морской путь сюда под страхом смертной казни. По одной из версий, он боялся захвата сибирских земель, по другой — не мог контролировать перевозку товаров и взимать пошлины. Поэтому исследования почти полностью прекратились до конца XIX века.

Исторические вехи:

1525 год — первая в мире карта Арктики и первый проект Северо-Восточного прохода со слов путешественника Дмитрия Герасимова.

1648 год — открыт пролив между Чукоткой и Аляской (Берингов) русским путешественником Семеном Дежневым.

1724 год — Первая Камчатская экспедиция подтвердила Берингов пролив.

1878 год — первый проход из Северного Ледовитого океана в Тихий океан шведской экспедицией.

1893 год — по Северному морскому пути прошла Норвежская полярная экспедиция под управлением Фритьофа Нансена.

1897 год — строится первый в мире арктический ледокол «Ермак».

1900 год — русская полярная экспедиция под управлением Эдуарда Толля впервые и в третий раз в истории прошла Северным морским путем.

1932 год — создано Главное управление Северного морского пути.

1935 год — первая перевозка грузов из Ленинграда во Владивосток.

1941 год — в военное время через арктические воды передавали снабжение союзники из США и Англии.

1959 год — на воду спущен атомный ледокол «Ленин», первый в мире с ядерной силовой установкой.

1977 год — впервые удалось дойти до Северного полюса на атомном ледоколе «Арктика».

1978 год — впервые по маршруту Мурманск-Дудинка прошли на ледоколе «Сибирь» весной.

1991 год — распад СССР, резкое сокращение грузоперевозок, разрушение инфраструктуры.

2008 год — атомный ледокольный флот перешел к Росатому.

2012 год — принят закон о Северном морском пути № 132-ФЗ.

2018 год — утвержден проект развития пути до 2024 года.

2020 год — по СМП доставлен энергоблок для самой северной в мире плавучей атомной ТЭС.

Северный морской путь в современных реалиях

После запуска круглогодичной навигации Северный путь составит реальную конкуренцию Суэцкому каналу. Такое заявление сделал зампред правительства РФ, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. В 2023 году планируется начать переход к круглогодичной навигации. Сейчас на трассе работает 5 ледоколов, к 2026 году их количество будет увеличено до 9. Ожидается увеличение перевозок: так, за 2022 год (до ноября) по данным премьера Михаила Мишустина было перевезено 25 млн. тонн грузов. К 2024 году показатель перевозок должен дойти до 80 млн. тонн, к 2030 — 150 млн. тонн, к 2035 — 220 млн. тонн.

В марте 2023 года президент РФ Владимир Путин заявил о создании совместного с Китаем рабочего органа по развитию Северного морского пути. Сотрудничество двух держав сделает артерию международным транспортным коридором и поможет быстрее завершить строительство портов и инфраструктуры.

Компания «РТЛ» внимательно следит за проектом. В 2018 году в рамках модернизации АО «Газпромнефть — Омский НПЗ» нами было доставлено крупнотоннажное оборудование Северный морской путь общим весом более 30 тыс. тонн. В процессе было задействовано два крановых судна и восемь барж . Мы считаем, что развитие маршрута станет прорывом для международной логистики и поддержит экономику России в сложных геополитических условиях.

2
Начать дискуссию