Архитектурное проектирование: выставки

Привлечь посетителей на выставку Вермеера или на Венецианскую биеннале несложно: контент сделает большую часть работы. Если же вам нужно рассказать об уличных скамейка и урнах так, чтобы это запомнилось надолго, вам поможет экспозиционный дизайн — он превратит обыкновенную выставку в шоу. Как это сделать — рассказывает архитектор Сергей Марков из Бюро А4.

Как коммерческим выставкам оправдать свое название и не опуститься до уровня крытого рынка? Как производителям «чего-то узкоспециализированного и крупногабаритного» выстроить свой маркетинг как Pirelli и Michelin? Как девелоперу создать стенд, не повторяющий все другие за прошедшие 10 лет? Делайте то, что увлекает людей.

Шедевры архитектуры: Экспо Дубай и Всемирная выставка

Традиция привлекать публику с помощью wow-архитектуры и экспозиции давняя — можно вспомнить и Crystal Palace для выставки в Лондоне 1851 года, и павильон Атомиум, построенный на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Люди шли смотреть прежде всего на них, а потом уже на экспонаты.

Эта история продолжается до сих пор: Экспо в Дубае, собравшая 11 миллионов посетителей в 2021 году, тому пример. В мире дизайна сложилась похожая ситуация: то, как показано, часто важнее того, что показано: на Миланском салоне облик павильонов и стендов часто в разы интереснее, чем представленные новинки мебели — и люди едут со всего мира, чтобы окунуться в эту ни с чем не сравнимую атмосферу.

Вспоминаются павильоны Hermès в Ла Пелота с Миланского салона 2022 года, похожие то ли на башни, то ли на детские кубики. Внутри минимум экспонатов – но пройти мимо невозможно.

Еще один кейс — стенд бренда Precisiosa 2019 года. Внутри него — море света, ощущение праздника как на детской карусели и две аккуратные лошадки-качалки, подчеркивающие эту игру в ассоциации . И хотя стенд был посвящен люстрам — как и добрая сотня других — он запомнился исключительным впечатлением радости. А с ним и марка.

Работа с эмоциями — полезный прием. В 2019 году бюро А4 работало над масштабной выставкой «Город: Детали». У нее была довольно узкая тема: городское оборудование, транспорт и МАФы — то есть всевозможные скамейки, беседки, урны, спортивные и детские площадки, уличное освещение. Основная аудитория — специалисты из области ЖКХ и фирмы, работающие с проектами благоустройства. Тема не самая захватывающая для широкой публики, но организаторы хотели сделать ее интересной для всех.

Чтобы добиться этого, мы с коллегами и партнерами, в частности, командой «Сделано в Москве» оформили выставку как городок. На ней были представлены дорожки и кварталы, павильон с освещением и очень много зелени, которая стала ключевым элементом дизайна осеннего мероприятия: растения, гортензии, живые деревья. В итоге экспозиция смотрелась фотогенично, что привлекло молодежь. Все игровые площадки можно было тестировать вживую — это заинтересовало семьи с детьми. Мы работали с эмоциями: на выставке было действительно весело. За 3 дня ее посетило 11 тысяч человек. Из узкоспециализированного мероприятия она стала заметным событием — в том числе благодаря архитектурному оформлению.

«ГОРОД: ДЕТАЛИ», ПРОЕКТ БЮРО А4
«ГОРОД: ДЕТАЛИ», ПРОЕКТ БЮРО А4

Другой подобной выставкой должен был стать форум «Мой район» 2020 года, который отменили из-за пандемии. Там мы планировали построить город-сад. Одной из главных тем выставки было появление в Москве 13 новых парков. Мы придумали воссоздать на выставке их миниатюры. Парки тоже предполагались интерактивными — там были скейт-площадки, корт для сквоша, мини-водопад и амфитеатр.

КОНЦЕПЦИЯ ВЫСТАВКИ ДЛЯ ФОРУМА «МОЙ РАЙОН», ПРОЕКТ БЮРО А4
КОНЦЕПЦИЯ ВЫСТАВКИ ДЛЯ ФОРУМА «МОЙ РАЙОН», ПРОЕКТ БЮРО А4

Нейросеть для дизайна

Нам захотелось использовать в эксподизайне и тему искусственного интеллекта. Эту возможность наша команда воплотила на крупной архитектурной выставке Арх-Москва. На спецпроекте «Тезисы» мы исследовали потенциал сотрудничества человека и ИИ через личную историю однои семьи.

Сначала мы записали воспоминания бабушки о старом деревенском доме. Затем передали эту информацию и фотографии нейросети, которая создала его образ. Наша команда сделала модель нового дома на 3D-принтере и разместила его на постаменте из обгорелого сруба — символе прошлого. Над сооружением мы повесили «облако истории», в котором собрали старые фото постройки, текстовые описания, а также изображения итераций работы с нейросетью. Посетители с удовольствием изучали наш объект. Этот проект получил название «Новый Ренессанс».

«НОВЫЙ РЕНЕССАНС», ПРОЕКТ БЮРО А4
«НОВЫЙ РЕНЕССАНС», ПРОЕКТ БЮРО А4

Дизайн стендов

Когда выставка представляет собой набор стендов от разных компаний и заказчиков, архитектор нужен не меньше, чем в случае с масштабными формами. Уникальный дизайн павильона становится неотъемлемой частью визуальной коммуникации компании: чтобы выделиться среди прочих, стенд должен увлечь, затянуть зрителя внутрь. А затем — рассказать о себе, удивить и запомниться.

На одной из выставок бюро А4 работало над стендом, посвященном деятельности ГК «Эталон» и ее самому большому проекту в Москве — ЖК «Шагал», который строится на территории бывшего завода ЗИЛ-ЮГ. Мы снова обыграли тему большого зеленого квартала, но уже на миниатюрной площади.

Через стенд проходила динамичная «река», которая объединяла все зоны и своими изгибами вторила рисунку мощения будущих бульваров квартала. Этот элемент служил образом связи эпох. Мы реализовали тематическую зону ЗИЛ, которая рассказывала об истории и реновации завода. Другая зона, «Зеленый каркас», показывала рощу, которая находилась на территории до строительства завода. Кроме того, в ней мы раскрыли новые принципы высадки растений в ЖК «Шагал». Не обошлось и без озеленения самой экспозиции. Также мы создали аудиопроект «Дети ЗИЛа», где подчеркнули, что сохранить историю места — лучший способ обрести идентичность. Живые травы и деревья и интерактивная составляющая сделали стенд одним из самых посещаемых и фотографируемых.

СТЕНД ДЛЯ ГРУППЫ «ЭТАЛОН», ПРОЕКТ БЮРО А4
СТЕНД ДЛЯ ГРУППЫ «ЭТАЛОН», ПРОЕКТ БЮРО А4

Архитектор и экспоцентр

Дизайн стендов и архитектура больших форм прекрасно дополняют друг друга. Поэтому сегодня в выставочный дизайн часто идут работать маститые архитекторы. Например, голландская студия MVRDV, которая стоит громкие проекты по всему миру, активно работает с эксподизайном. Команда создала для биеннале в Шэньчжэне выставку про цифровое творчество, где конструкции сами по себе были уникальными экспонатами.

Любит работать с эксподизайном бюро OMA Рэма Колхаса: в Токио реализована выставка, посвященная творчеству Dior. Экспорешения на ней не уступают красоте костюмов маэстро.

Российские архитекторы тоже активно занимаются выставочным дизайном. Сергей Чобан, автор башни «Федерация» и множества знаковых московских проектов, недавно выступил автором экспозиции Врубеля в Новой Третьяковке.

Выставочный дизайн дает архитекторам то, что не может дать большая форма: возможность очень быстро работать и получать результат. При строительстве дома или ЖК между первым эскизом и реализацией проходят годы. Архитектор вовлекается в проект, горит им, но часто к моменту его завершения уже полностью погружен во что-то новое. В случае с экспозиционным дизайном счет идет на месяцы.

При этом выставка — временное явление. Она длится от нескольких дней до нескольких месяцев. И это дает больший простор для фантазии: архитектор может быть смелее с формами, цветами, пространственными решениями, ведь его задумкам не нужно будет проходить испытание временем. Выставочный дизайн — отдельный жанр творчества, необыкновенно притягательный.

Начать дискуссию