Жизнь сложнее теории

или почему успешные предприниматели уделяют теории мало времени

В бизнесе возможно построить теорию на основе наблюдений за успешными компаниями и их менеджерскими решениями. На практике же все не так, очень сложно систематически воспроизводит успех, зная теорию.

Из общей массы предпринимателей тех, кто достиг серийного успеха, крайне мало. Более того, успешные предприниматели начинают изучать теорию часто уже после того, как добились успеха. До этого момента им просто некогда этим заниматься.

Среди предпринимателей-теоретиков редко встречаются гиганты бизнеса, и наоборот - среди гигантов бизнеса редка встречаются теоретики. Забавный и труднообъяснимый парадокс.

Я начал усиленно изучать теорию, когда организованная мной компания уже достигла рассвета. Мне хотелось узнать, а как на самом деле нужно строить успешные организации. Возможно, я делаю что-то не так и мог бы добиться значительно большего, если бы сначала изучил теорию.

Устойчивые бизнес организации

В книге «Построенные навечно» Джим Коллинз выводить общие критерии организаций, которые могут успешно существовать веками. Прошло около двадцати лет и некоторые из величественных компании потеряли свое величие (Motorola, IBM, Hewlett-Packard). На это Коллинз отвечает, что эти компании просто перестали следовать тем принцам, которые он обнаружил.

«В поисках совершенства - уроки самых успешных компаний Америки» Том Питерс и Роберт Уотерман-мл. также описывают общие принципы успешных организаций. Как и в случае с Коллинзом, значительная часть этих организаций перестают быть столь успешными либо вообще уходят с арены.

Да, существуют компании из этого списка, которые продолжают эффективно работать. Возможно, чтобы вывести причины этого, нужно провести еще одно исследования под названием вроде «Причины упадка или устойчивая эффективность».

Полагаю, не существует общих принципов устойчивого успеха - у всех правил будут исключения.

Переход к эффективности

Коллинз выпускает еще одну книгу «От хорошего к великому» и пишет о том, как из посредственной организации сделать великую компанию. Среди общих принципов он выводит так называемую «концепцию ежа»:

  • что мы может делать лучше всех в мире;
  • согласуется ли это с нашей экономической системой;
  • имеем ли мы к этому страсть.

Казалось бы, очень простая концепция, но кто знает, как найти эту нишу, которая будет ей соответствовать?

Попытку решит эту задачу совершают Ким Чан и Рене Моборн. Они описывают свой труд в книге «Стратегия голубого океана». Авторы предлагают уйти от конкуренции, создав новый рынок. Общие принципы таковы:

  • нужно отличаться и отказаться от многих общепринятых на рынке характеристик продукта;
  • на чем-то сконцентрироваться и выделить свои преимущества;
  • все это должно укладываться в простой девиз, вроде: «Поездка на самолете по цене автомобильной».

Как и в любой теории, на практике можно совершить ошибку. Для проверки гипотезы, насколько эффективна та или иная идея Эриком Рисом была разработана теория «бережливого стартапа». В ней в частности озвучиваются такие принципы:

  • создайте минимально рабочую версию;
  • сразу идите с ней к клиентам и начните продавать;
  • по результатам обратной связи вносите корректировки в изначальное предложение или совершите вираж.

Теория и отработка навыков

Полностью поглощённый теорией я захотел все это применить в своей организации, которая к тому времени начала стагнировать. Совершая множеством проб и ошибок, которые стоили дорого, я вновь возвращался к теории и снова пробовал.

Тем временем, не успев найти достойную нишу, компания начала нести убытки. Потребовалось провести жесткие меры: сокращение штата, переход на классическую продуктовую линейку, постановка вместо себя менеджера-практика, у которого уже не было времени изучать теорию. Все это дало краткосрочные результаты. Издержки снизились, появилась прибыль. Фирма стала работать без моего прямого участия.

Теоретики и практики

  1. Так получается, что для изучения теории требуется очень много времени, чтобы охватить достаточно большой объем информации.
  2. Для проверки теории и отработки практических приемов также требуется значительное количество времени и ресурсов.
  3. Самый ценный ресурс практикующих предпринимателей - время. Поэтому они просто не могут себе все это позволить.

Шахматный тренер добивается успеха, когда ученики-практики начинают превосходить его результаты. Если гнаться за двумя зайцами одновременно, то можно не успеть выполнить обе задачи.

Так и в бизнесе, предприниматели слушают подготовленные специально для них рекомендации и развивают бизнес, а теоретики и учителя стремятся привести к совершенству свои знания.

Начать дискуссию