Legal Design: реальная польза или просто тренд?

Зачем нужен LD и в каких сферах наиболее полезен.

Legal Design: реальная польза или просто тренд?

1. Зачем нужен LD?

Юристы привыкли писать сложно. И читать это.

Например, отрывок из жалобы на решение суда:

В своем решении суд указывает, что в материалах дела отсутствуют сведения о том что используемые для фиксации предполагаемого правонарушения программного обеспечения AПK ПАК ПМ функционировала без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, либо оно было размещено в установленном порядке в стационарном положении, либо на движущимся по утверждённому маршруту транспортным средством и осуществляла фиксацию в зоне обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначена не зависимо от усмотрение того или иного лица. При этом ч. 3 ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КОАП РФ) является специальной нормой, из буквального толкования которой следует, что только работающие в автоматическом режиме специальные технические средства фиксируют административное правонарушение, что является основанием привлечения лица к административной ответственности.

Это еще не самый эффектный пример, но даже в этот текст больно смотреть. Его сложно понять.

А ведь юрист — не хозяин положения. Юрист — лишь инструмент бизнеса.

Стало ясно: если юрист не может объяснить клиенту «на пальцах» суть вопроса — это плохой юрист. Глупый юрист. Бизнес пойдет искать другого.

Вот что LD может сделать в такой ситуации:

В своем решении суд указывает: 1) только средства, работающие в автоматическом режиме, могут фиксировать административные правонарушения. 2) в материалах дела нет доказательств, что АПК ПАК ПМ работал в автоматическом режиме.

LD — это способ мышления. Когда юрист пишет документ и думает:

  • понятно ли читателю что в нем написано?
  • удобно ли его читать?
  • какие вопросы могут возникнуть у читателя?
  • могу ли я предупредить эти вопросы и ответить на них сразу?

ВЫВОД: Юристу мало знать законы. Нужно уметь разъяснять и убеждать. LD упрощает понимание документа для конечных потребителей — бизнеса, граждан, суда.

"Убедительно", в первую очередь, означает "понятно".

Legal Design делает документы более убедительными.

Особенно это касается, документов для суда.

2. В каких сферах LD наиболее полезен?

Существует три основных типа документов бизнеса:

  • B2BBusiness to Business — Документы между двумя компаниями. Договоры, акты, претензии, иные соглашения.
  • B2CBusiness to Consumer — Документы бизнеса для потребителя. Пользовательские соглашения, публичные оферты, политика конфиденциальности и т. д.
  • B2GBusiness to Government — Документы от бизнеса для государства. Контракты, жалобы, исковые заявления и прочее.

Сложнее всего дизайну поддаются документы B2B и B2G. Все что касается договоров и соглашений. Эти документы сложно «дизайнить» потому что их смотрят и правят несколько человек.

Представим:

Компания ООО «Феникс» делает окна.

Компании ООО «Дома» строит дома.

Дому нужны окна, поэтому ООО «Дома« обращается к ООО »Феникс» и предлагает заключить договор на поставку 3 000 окон.

ООО «Феникс» направляет свою версию договора поставки.

ООО «Дома» смотрит договор. Ему хочется чтобы именно Феникс поставил окна — окна дешевые, качественные и быстро их доставят. Да и компания вроде надёжная. Но ООО «Дома» не согласна на некоторые условия договора — неустойка за просрочку оплаты высокая, а ответственности за просрочку поставки и вовсе нет.

Тут еще вмешивается бухгалтерия и требует включить в договор условие об НДС.

Потом влезает отдел безопасности и говорит, что хорошо бы прописать условие о конфиденциальности.

В общем, ООО «Дома« начинает править договор. Меняет условия и просит ООО "Феникс" их принять. Начинается знакомая процедура согласования:

33 отдела с каждой стороны списывать в договор что-то свое. Согласование затягивается на долгие недели, а дом уже почти достроен.

А теперь представим, что договор сильно отдизайнен.

ООО «Феникс» разработало свою форму договора и напихало туда табличек, инфографику, диаграммы и прочее. Править такой договор в разы тяжелее. И тогда согласование может вообще сорваться.

ООО «Феникс» не получит денег, ООО «Дома» — окна. И все в проигрыше.

Дизайнить такие договоры можно, но только очень нежно.

Что касается государственных контрактов, где вся гос. машина продавливает свои условия, то туда с дизайном соваться осмелятся лишь единицы.

Государство очень неповоротливо в таких вещах. Один только НК РФ чего стоит. LD появится там только, если его предложит само государство.

LD нужен там, где адресат — читатель, а не соавтор.

Так, например, очень хорошо LD применяется:

  • в договорах с конечными потребителями

В этом особенно преуспели банки. Обычному гражданину не нужно вчитываться в тяжелые формулировки, напичканные деепричастными оборотами.

Применение LD в этой сфере ограничено лишь фантазией автора.

  • в процессуальных документах

отдизайненное исковое заявление/жалоба/ходатайство — это

  • экономия времени суда — можно посмотреть документ по-диагонали, пропуская лишнее;
  • исключение вопросов суда об очевидных для сторон вещах — суд не спросит подписаны ли акты КС ответчиком, если вы четко в иске напишете, что они подписаны;
  • демонстрация общей картины дела — суду не нужно вникать. Автор уже вник, разжевал и равномерно распределил это на бумаге.
Начать дискуссию