Порхай как бабочка, жаль как пчела, веди Telegram-канал как продакт

«Мясистая» статья про смыслы, метрики, деньги и результаты блогерства в Telegram от продакта и автора взлетающего канала.

Порхай как бабочка, жаль как пчела, веди Telegram-канал как продакт

Привет! Меня зовут Даша Васянина, и вообще-то я продакт и карьерный консультант, но с весны 2022 еще и автор широко известного в будущем тг-канала про карьеру, продактство и путешествия «Дашич, беги». В этой статье много «мяса» и результатов экспериментов, моих выводов про то, как думать про канал как про продукт, как его растить, создавать свое микро комьюнити, чтобы канал выделялся и был реально качественным активом, и ответов на вопрос «почему вообще я думаю, что ТГ-канал — моя лучшая инвестиция этого странного года». За последние 3 месяца аудитория выросла на 2000 человек — с четырех сотен до 2500+, я начала брать рекламу, не уронив вовлеченность и не словив хейта, а главное — мне не перестало быть безумно интересно [а любопытство — лучшее топливо]

Она будет полезна тем, кто завел или хочет завести канал, но теряет мотивацию, не понимает, как и о чем писать, на какие метрики смотреть, как продвигать и монетизировать потом. Это мог бы быть платный курс или марафон, но отвлекусь на это когда-нибудь потом, а пока продолжу создавать крутые продукты и канал!

Я завела свой крошку-канал в тот же момент, когда и все — в середине марта, перед угрозой блокировки запрещенной на территории РФ соцсети, в которой я активно веду блог два года. Тогда я решила, что попробую новый формат — больше текста, меньше красивых картинок, а главное — попробую не забить! И не забила, а очень увлеклась — в начале подбором контента, экспериментами с форматами/рубриками/скоупом тем, о которых пишу в канале, а уже потом — продвижением, метриками, балансом между классным контентом и нативной монетизацией. В общем, если если после этой статьи, вы бросите все и пойдете писать пост — я не виновата, я предупредила! Увлеченные люди распространяют магию вокруг себя, вы же понимаете!

Про мотивацию вести телеграм канал

Начнем с того, что мне всегда было очень интересно много думать, разговаривать и рефлексировать про околорабочие и карьерные штуки. И канал — это место, где я могу это делать столько, сколько захочу и в любом формате [тебя никто не прогонит из твоей песочницы, если ты создал ее сам]. В общем, первое, что мне кажется необходимым для стабильного и качественного канала — выбрать тему, о которой вы можете говорить часами, неделями, днями. Про рестораны, про отношения, про путешествия — choose yours.

Во-вторых, я очень верю в телеграм как в площадку, особенно, для русскоязычной аудитории. Думаю, что как в какой-то момент Яндекс/Сбер/VK начали делать экосистемы из своих продуктов, а мы начали к ним привыкать, так и к телеграмму мы привыкнем как к мультизадачной платформе. Тут можно и лично общаться, и в чатах, и медиа читать, и учиться там, и продукты медленно, но верно переезжают туда — всякие боты, например, могут закрывать много потребностей.

В-третьих, мне очень нравится концепция заработка, в которой ты сначала инвестируешь в то, что тебе интересно, а потом получаешь деньги за очень простое действие. Написать пост для меня сейчас не сложно, при этом я вижу, как дорожает реклама в ТГ, в то же время перетягивая на себя внимание и эффективность с других каналов продвижения. И идея, что за выложенный пост авторы получают десятки тысяч меня мотивирует вести классный и живой канал, делиться полезными и веселыми штуками, создавать для аудитории приятное онлайн-пространство.

В-четвертых, канал здорово повышает твою видимость и громкость твоих мыслей и слов, сказанных вслух. А это, в свою очередь, снижает барьеры для участия в конференциях, создания воронки хантинга [недавно сказала, что ищу продакта в команду — получила 30+ релевантных резюме, тут же назначила 10 качественных интервью на неделю вперед], увеличения потока на карьерные консультации.

Про метрики

Этот пункт, однозначно, из рубрики #яжпродакт - тут как всегда, плыть хочется по радарам, а не в тумане и темноте, но куда смотреть - надо или узнать, или придумать, потому что не все метрики дадут вам истинное знание.

Моя главная канальная метрика - вовлеченность, причём как в абсолютном выражении, так и в относительном (просмотры постов по отношению к подписчикам). Я смотрю, как быстро люди читают посты (то есть сколько % из аудитории читают посты в первые 6/12/24 часа), сколько людей вообще в среднем читают посты (это самое важное для монетизации, о которой поговорим позже). Ваша цель, если хотите активный канал - растить не просто аудиторию вокруг себя, а растить вовлеченную и активную аудиторию, которой будет не пофиг. Для этого надо постоянно экспериментировать - замерять эффект - рефлексировать и дорабатывать новые эксперименты. Где-то уже такое видели, да? Конечно, это же продуктовый lean подход в чистом виде, и не просто так я говорю, что канал - настоящий продукт.

Я обращаю внимание на % включенных уведомлений - эта метрика показательна, только если вы уверены, что вам никто не нагнал ботов [у них включены уведомления всегда, откуда они берутся - в разделе про привлечение]. Если подписчики живые, то это хорошая косвенная метрика, по которой можно быстро измерять температуру вовлеченности. У меня она после пробитой планки в 500 подписчиков держится в районе 25-30% и сохраняется в период бурного роста. Из того, что я знаю - в моей нише - про продактство и карьеру, хорошим показателем считается и 15%. Думаю, тут бенчмарк сильно зависит от тематики канала, так что изучайте свой случай отдельно.

Количество подписчиков - как ни странно, у меня эта метрика только на третьем месте. Она важна как провоцирующая количество вовлеченных людей - вам надо привлекать новых людей, и за этим потянется и количество активных [если контент классный, то примерно пропорционально]. Но на коммерческие показатели вроде стоимости размещения рекламы и потока запросов на консультации, все же активная аудитория влияет сильнее - например, у меня сейчас вовлеченность и стоимость рекламы такая же как у многих каналов с количеством подписчиков в 4-5 раз выше. Так что это, скорее приятная «метрика тщеславия», а не самоцель [на мой взгляд, как и все остальное].

Про контент

Почти в каждом из разделов есть оговорка «если контент качественный». С контентом я руководствуюсь правилом - выкладывать то, за что не стыдно, и что мне самой интересно. Это хорошая внутренняя самопроверка на то, что вы не пишете фигню, что не копируете за 10 похожими каналами, что делаете аутентичный и разнообразный контент. В зависимости от тематики и формата канала, рубрики/стиль/длина постов будет совершенно разной, но вне зависимости от этого я считаю отвечать себе на вопросы:

  • Каким контентом моя аудитория захочет поделиться с друзьями (чтобы органический рост был возможен)
  • Какой контент моя аудитория захочет закинуть себе в «избранное» (так будет формироваться ощущение, что в канале много пользы, и от него не надо отписываться)
  • Что написать сегодня, чтобы не было скучно
  • Когда моей аудитории удобнее всего читать посты (я, например, стараюсь не постить в течение рабочего дня - у меня много трудоголиков, уведомления во время встречи их будут бесить, очевидно)
  • Как часто моя аудитория готова потреблять контент (я пишу примерно 4-6 постов в неделю - так я ограничиваю себя и от чрезмерного постинга, который раздражает, и от пропадания из канала, которое приводит к забыванию читателей о вас)

В общем, думайте не только про себя, но и про читающих, и регулярно спрашивайте себя «а не фигню ли я делаю/пишу»

Про привлечение

Продактство и стартаперство научило меня: хочешь куда-то кого-то привлекать - первым делом заведи Эксель-табличку! У меня есть табличка, в которой я считаю:

- Метрики каждого платного размещения (количество просмотров рекламного поста, количество новых подписчиков, конверсия из просмотра в подписку - у меня скачет от 5 до 11%, цену одного подписчика - у меня в небольших каналах 50-70 рублей, в больших - 90-130)

- Метрики взаиопиара - там фиксирую только просмотры поста, количество новых подписчиков и конверсию из первых во вторых

- Среднюю стоимость привлечения 1 платного подписчика - на момент 11.12 - 106,4 рубля.

- Долю платных подписчиков в канале (у меня чуть меньше 30%)

- Соотношений инвестиций (сколько трачу на продвижение) и доходов (сколько получаю от консультаций и рекламы) в канале - стараюсь сводить эту экономику примерно в ноль в каждый момент времени, так как сейчас время активных инвестиций, мне интересно растить канал, и я готова вкладывать заработанное.

Я изначально придумала себе принцип поиска каналов для продвижения - размещаюсь точечно в каналах, про которые я знаю, что они классные, сама их читаю давно и они схожи по тематике. Когда они заканчиваются - ищу новые по цепочке рекомендаций - смотрю тех, кого и кто рекламировали предыдущие, известные мне каналы (смотрю через tgstat). Так получается закупать трафик дешевле и эффективнее, чем в больших общих каналах или, тем более, делегируя это площадкам, где какой-то менеджер подбирает каналы и размещает везде. Когда вы просто заливаете деньгами это все, забывая про смыслы и качество, - рискуете привести не тех, получить накрученных ботов или оказаться кинутыми [авторы из тусовки дорожат репутацией и вряд ли испарятся, а какие-нибудь чуваки из каналов типа «интересные факты» на 100К человек - легко, проверено на себе]. В больших каналах с размытой тематикой можно закупаться, но не очень часто и не возлагая больших надежд на них.

Параллельно с платным размещением, советую не бояться писать и знакомиться с авторами, предлагать взаимопиар. Все, кто ведут блог в телеграме знают, что привлекать органический трафик тут - сложно, нет никаких систем рекомендаций, как в других соцсетях. Поэтому, если у вас похожие охваты и контент качественный, скорее всего, автор с радостью согласится рассказать друг про друга:)

Фух, дописала, и за статью не стыдно! Если вы дочитали - спасибо, я рада, что увлекла! Заглядывайте на огонек в «Дашич, беги» - там много пользы и веселья!

Ну и последнее - где фокус, там и результат. Синк ебаут.

2323
3 комментария

"широко известного в будущем тг-канала" - красиво сказала!)

2
Ответить

Хорошая статья. Читаю вашу телегу. Чувствуется какой -то спокойствие в постах. Возникли вопросы:
1) Сталкивались ли со "страхом чистого листа"?
2) Сколько времени уходит на написание одного поста, включая ресерч темы?
3) Были ли случаи когда надо было заставлять себя что то постить?

1
Ответить

Спасибо, это приятно!
1. Когда-то точно да, но сейчас давно этого не замечала) Сейчас скорее чаще чувствую страх недостаточного качества постов - периодически кажется, что "сейчас выложу этот пост, и все отпишутся, они же ожидали чего-то более умного/содержательного/полезного"
Спойлер: все еще ни разу не отписались ахаха
2. Очень зависит от поста - часто пишу на импульсе, тогда совсем мало - могу за несколько минут написать 3-4 связных абзаца)
Рекорд, кажется, был, когда делали гайд "от синьора к СРО" - это заняло почти месяц от задумки до постинга)
В среднем, думаю, минут 15-20
3. Да!! Стараюсь не пропадать дольше, чем на 3-4 дня, но жизнь есть жизнь, и иногда всю неделю - пожар на работе, и фиг ты чего напишешь)
А еще бывает, что договорился на две рекомендации/рекламы с перерывом в неделю, например, и между ними тоже хочется написать хотя бы 3-4 хорошеньких поста, чтобы канал не превращался в "желтые страницы"))

3
Ответить