Человекоцентричный подход в бизнесе как фундамент роста компаний в условиях неопределённости и исторической перспективе

Недавно на форуме Forbes congress обсуждали человекоцентричный подход в разрезе темы: «Трансформация образования, подготовка кадров будущего»

Человекоцентричный подход в бизнесе как фундамент роста компаний в условиях неопределённости и исторической перспективе

Человекоцентричность предполагает, что в центре развития конкретной сферы находится человек со своим потенциалом, ценностями и потребностями. Когда мы говорим о развитии бизнеса - это реализация интересов компании через человеческий потенциал. Если посмотреть в исторической перспективе, человекоцентричность – это даже не актуальная задача, а вечный вопрос, внимание с которого на определенном этапе было смещено на обеспечение задач индустриальной экономики, построенной вокруг машин. Мы научились считать цифры и показатели, а человеческий фактор был всегда и влиял на результаты бизнеса.

Если подсчитать финансовые и временные расходы на оплату производственных ошибок, переобучение, коммуникационные издержки; так называемые «косяки», «опоздания», отсутствие внимания и интереса сотрудников, не имеющих личностных опор, гибкого мышления, психологической устойчивости и не вовлеченных в дела компании – мы выйдем на приличную сумму, которая формирует недополученные прибыли и тормозит развитие компании.

Поэтому, я бы сказала, что человекоцентричный подход и образование как способ формирования Личности – это необходимость для компаний, желающих стабильно расти в условиях неопределенности и, более того, претендующих на место в истории.

При определении подходов в образовании и управлении всегда есть соблазн уйти в частное (частные метрики, развитие узких навыков) или в очень общее, без понимания связей. Важно помнить, что компания всегда развивается как единый механизм, как система отношений. Исторический опыт крупных международных компаний, которые оставались «на плаву» во времена кризисов и перемен (к слову, такое исследование корпоративного опыта уже проводили Джим Коллинз, Фредерик Лалу, Йеспер Кундэ и др.) отражает симбиоз развития технологического потенциала и человеческого капитала. Опыт российских компаний сегодня формируется на стыке западных и восточных подходов в управлении, на стыке технологий и возросших потребностей человека, желающего реализовать свой уникальный потенциал. Если говорить про человеческий потенциал, то мы уже отчетливо понимаем, что развивать только жесткие и гибкие навыки, не достаточно. Сегодня появляются модели формирования контекстных, кроссконтекстных, метанавыков и экзистенциальных навыков, просто потому что сам человек сегодня уже больше и задача компаний научиться учитывать, развивать и встраивать этот потенциал в задачи развития компании и общества в целом.

Тут стоит обратить внимание на 2 важных вопроса:

1. Что такое действительное образование?

2. Что такое Человек, Личность?

Мы часто путаем образование с обучением, то есть накоплением и передачей знаний, приобретением навыков, которые позволяют обеспечить базовые технические задачи, но которых не достаточно для эффективного развития компании в условиях неопределенности. Сотрудников, выполняющих простейшие технические задачи скоро заменят машины и цифровые интерфейсы. Это уже есть в крупных производственных циклах.

Образование – это процесс, основой которого является формирование персональной картины мира человека, психологическое взросление, обретение ценностных и личностных опор, формирование системного, гибкого, креативного мышления и обучение навыкам. От этого фундамента личности напрямую зависит: применимость полученных знаний на практике, уровень ответственности при выполнении задач; способность создавать качественные, точные и креативные решения; сокращение ошибок, вовлеченность и умение работать в команде в условиях неопределённости, а значит, и прибыль компании.

Еще мы стали забывать, что компания, в первую очередь, – это люди. Великие компании – это личности. Поэтому, второй ключевой вопрос касается понимания: что такое Человек и Личность. Мы много говорим о важности психологического аспекта Личности как влияющего фактора. Только на эффективность человека в деле влияет весь контур нашего Я: состояние тела, речь и картина мира, закрытие базовых физических и психических потребностей, уровень отношений и метакоммуникации, запросы на ценностно – смысловом, экзистенциальном уровне и т.д.

Понимая вышесказанное, в формировании инфраструктуры, ритуалов и программ корпоративного образования важно учесть закрытие следующих базовых физических потребностей: агрессия, страх и голод. Крупные компании сегодня обеспечивают питание, спортивные активности, оплату залов, места отдыха с пониманием, что тело, потребности которого не закрыты, «отключает голову», а это отсутствие внимания и включенности в образовательные и бизнес процессы.

Не менее важным представляется закрытие критических психических потребностей, запросов на смысловом и экзистенциальном уровнях: потребность быть в стае (а сегодня это потребность и запрос на уникальную стаю), потребность чувствовать себя уникальным в этой стае, потребность в жертве (каждому хочется приносить пользу обществу) и потребность в матери и отце (как символе любви и веры рядом с собой, и символе силы над собой). Каждому важно быть «названным по имени», чтобы его уникальный потенциал замечали и отмечали; важно быть частью уникальной стаи, идущей к амбициозным задачам и создающей пользу для мира и каждого человека в ней. Каждому хочется партнерской усиливающей коммуникации, общего языка и ценностей. Быть в месте, где его любят, верят, ждут и дают видение вдохновляющего образа будущего с понятной стратегией развития. Помните пример уборщика в НАСА, которому Кеннеди задал вопрос о его месте в компании – тот ответил, что запускает ракеты в космос. Никому не интересно просто продавать банковские услуги или доставлять грузы.

Образовательные методы и подходы к развитию сегодня тоже должны учитывать особенности времени и восприятия человека: форматы образования сегодня все больше ориентированы на развитие интересных игровых, горизонтальных (как групповых, так и индивидуальных) вовлекающих форматов с обратной связью, дающие каждому ответы на вопрос «зачем» мы этим занимаемся; наличие безопасной, экологичной коммуникационной среды, концептуальные и смысловые пространства, ритуалы и высокий уровень доверия внутри команд с горизонтальной партнерской связью на уровне Человек-Человек, а сейчас уже сообществ при таких компаниях – обязательный образовательный элемент.

Вклад в человека и корпоративное образование сегодня – это необходимая инвестиция для компаний, желающих формировать внеконкурентный состав высококвалифицированных кадров, расти финансово и понимающих свою ответственность и вклад в экономику мира.

11
Начать дискуссию