При определении подходов в образовании и управлении всегда есть соблазн уйти в частное (частные метрики, развитие узких навыков) или в очень общее, без понимания связей. Важно помнить, что компания всегда развивается как единый механизм, как система отношений. Исторический опыт крупных международных компаний, которые оставались «на плаву» во времена кризисов и перемен (к слову, такое исследование корпоративного опыта уже проводили Джим Коллинз, Фредерик Лалу, Йеспер Кундэ и др.) отражает симбиоз развития технологического потенциала и человеческого капитала. Опыт российских компаний сегодня формируется на стыке западных и восточных подходов в управлении, на стыке технологий и возросших потребностей человека, желающего реализовать свой уникальный потенциал. Если говорить про человеческий потенциал, то мы уже отчетливо понимаем, что развивать только жесткие и гибкие навыки, не достаточно. Сегодня появляются модели формирования контекстных, кроссконтекстных, метанавыков и экзистенциальных навыков, просто потому что сам человек сегодня уже больше и задача компаний научиться учитывать, развивать и встраивать этот потенциал в задачи развития компании и общества в целом.