{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Ценности и принципы компании

Недавно с предпринимателями обсуждали вопрос: что такое ценности и принципы, когда, как и зачем их формировать в компании.

Были такие версии:

· пока не закрыты базовые потребности, человеку не до смысла и ценностей;

· на этапе стартапа и начала деятельности этот вопрос не важен;

· пока не выстроены бизнес-процессы, заниматься ценностями «рано»;

· ценности и философия нужны только компаниям-мастодонтам и людям, уже чего-то достигшим.

Поделюсь своим практическим опытом построения человеческих компаний и видением вопроса, который формировали с партнерами в процессе работы.

Можно не включать ценности и принципы в личные задачи и задачи бизнеса, но если в процессах участвуют люди и Личности, они будут проявлены. Деньги — это кровь бизнеса. Ценности и принципы — это кровь Личности и фундамент человеческих решений и отношений, которые влияют на финансовые результаты с первого дня существования компании.

Человеческая компания всегда решает обе задачи: выстраивание бизнес-процессов и формирование смыслового поля. Предприятие по зарабатыванию денег только одну.

Осознаем мы это или нет: каждому из нас важен смысл и способ того, что мы производим. Каждому важно реализовывать свой личностный и профессиональный потенциал, быть причастным к чему-то большему, чем мы сами.

Простой пример. Если ваша цель – деньги, выпишите 50 способов заработать – вообще. Не соотносите это со своими профессиональными компетенциями и спецификой бизнеса. Любой способ, компания, коллектив. Все ли из списка вам подходит? Вы увидите, что заработать нужную сумму довольно легко, но человеку важен способ, которым он делает, реализация личного потенциала, экологичная и доброжелательная среда и коммуникация внутри команды, следование ценностям и принципам, а так же смысл или ответ на вопрос «зачем?».

Именно поэтому, каждой человеческой компании, которая хочет быть не просто машиной по зарабатыванию денег, а желает занять место в истории через реализацию своих ценностей и философии, рост и развитие потенциала сотрудников, важно ответить на 3 вопроса, формирующих ее смысловое поле:

· Откуда мы?

· Кто мы и каков наш способ движения?

· Куда и зачем мы идем?

«Откуда мы?» – историческая перспектива с момента зарождения компании, которая содержит опыт, формирующий приоритеты, ценности и традиции.

«Кто мы?» — уровень философии компании, позволяющий сформулировать: где мы находимся, в чем наш ключевой потенциал, идея и позиционирование.

«Способ движения» — ценности, принципы и система их распространения, как фильтр принятия ключевых решений, способ коммуникации внутри компании и с внешним миром.

«Куда и зачем идем» — уровень ориентира в будущем (видение) и придания глобального смысла существования компании, выраженного ее миссией.

Компании, создавшие смысловое поле, обретают фундамент, фокус развития и смысл существования во времени. Смысловые точки опоры позволяют компании не отвлекаться, иметь внутренние ориентиры, быть устойчивой и принимать точные решения в постоянно меняющемся мире. Смысловое поле позволяет решать вневременные задачи для сотрудников, партнеров, клиентов и рынка в целом, что придает ей в итоге историческую значимость. Смысловое поле, в основе которого общий язык, ценности и философия, объединяет людей в сплоченные команды и сообщества, готовые вместе вкладываться в вдохновляющее и значимое дело. Каждый член такой команды развивается как Личность внутри и видит свой вклад в экономику мира.

Предлагаю поговорить о ценностях – одной из ключевых смысловых опор компании.

У каждой компании есть материальные, интеллектуальные, цифровые и человеческие ресурсы. А есть то, что связывает все эти части в единое целое. То, что делает людей внутри не просто разрозненными деталями производственного цикла и бизнес-процессов, а чем-то бОльшим, например, семьей, командой, историческим проектом, великой компанией. Именно ценности создают пространство, в котором каждый его участник: живет, обретает смысл, реализует мастерство, делая себя и мир лучше.

Так что же такое ценности?

1. Ценности – это то, как мы уже живем и достигаем своих целей. Ценности нельзя придумать, «взять с потолка» или позаимствовать. В этом случае они просто не будут работать на благо компании. А что будет работать? То, что УЖЕ есть. То, что вырастает из нас самих; то, как мы уже живем и что для нас жизненно важно. Как писал Й. Кундэ: «Если слово расходится с делом, то никакой потребитель не вовлечется, по крайней мере надолго».

Именно поэтому важно соотносить наличные ценности с сформулированными и тем что в итогу мы транслируем вовне.

2. Ценности – это то, чем мы объединены. В компании друг с другом, и посредством бренда и товара с клиентами. Осознанно или нет, мы стремимся объединяться с людьми, ценности которых нам близки и понятны.

3. Ценности — это законы, по которым живет компания и каждый ее сотрудник.

Они служат формой для деятельности и принятия решений людьми. Когда есть ценности, человек всегда знает, как поступить в той или иной ситуации. Точно сформулированные и распространенные ценности — это безопасное пространство принятия решений, выражения и развития каждого. Человек, осознающий ценностикомпании, становится ее частью и одновременно автономной единицей, которая в любой точке времени и пространства становится носителем, распространителем ценностей и может самостоятельно принимать решения. Закон работает, когда человек содержит его внутри.

Обман, воровство, конфликты, делание за спиной – следствие отсутствия сформулированных ценностей и синхронизации в них с другими людьми.

На создание эквивалента закону нужно время. Мы можем ошибаться, но если у нас есть ценности, мы будем выносить опыт, учиться на своих ошибках и использовать этот опыт для дальнейшего развития и формирования твердых ценностных опор.

4. Ценности – это мысль, которая сопровождает нашу деятельность и продукт.

Клиент общается с компанией посредством коммуникации с сотрудниками и продуктом. У клиента в таком взаимодействии всегда возникает мысль о продукте и компании в целом. Если не помогать людям думать о товаре, они будут думать случайным образом. Компания растет, когда то, что она думает о себе и выражает посредством товара/продукта совпадает с тем, что о ней думают потребители.

5. Ценности делают нас целым. Как определить ключевые ценности, составляющие ядро компании? Определить те, без которых компания перестанет существовать как целое.

6. Ключевые ценности – это вневременной фундамент компании. Может меняться время, технологии, люди, а эти ценности остаются. Они же позволяют компании быть стабильной во все времена. Загляните в свой опыт и историю: какие опоры оставались неизменными/неотменимыми во времени? Что было важно в моменты ключевых решений?

7. Ценности неделимы. Они отражены в любой части компании: коммуникации, поступках каждого сотрудника, логистике, продукте, маркетинге и т. д. Неделимость – главный закон существования и распространения ценностей. Что есть в самой малой части компании – есть и в большом, есть в компании вообще. По любой части компании можно сказать о компании в целом. В куске пирога вкуса столько же сколько во всем пироге.

Распространять ценности необходимо либо везде, либо нигде.

Если мы хотим распространять определенные ценности, тогда мы не можем даже в самой маленькой части компании игнорировать эти ценности.

Например, если мы транслируем ценность элитарности и богатства, то мы не можем пренебречь этой ценностью даже в уборной для персонала. Если мы говорим о честности, то должны быть честны везде и во всем.

8. Ценности определяют путь и образ будущего. Нам кажется, что мы сначала определяем цели и путь, но на самом деле, мы будем всегда исходить из ценностей как неизменного фундамента нашей Личности и дела во все времена.

9. Ценности не работают без системы распространения ценностей. Каждая компания формирует систему распространения ценностей в зависимости от масштаба, специфики сферы деятельности и рынка. Порядок распространения: Руководители – сотрудники – товар – клиенты. Грамотно выстроенная система распространения ценностей позволяет постепенно и бережно сформировать смысловое поле, внутри которого каждый становится частью и носителем философии компании. Система распространения ценностей – это не однократная акция манифеста компании в виде надписи на корпоративных подарках по праздникам, а это пронизывающая всю структуру бизнеса философия, начинающаяся с ежедневных разговоров на «кухне компании» по утрам и до глобальных маркетинговых решений на уровне инфра-, антропо и ультраструктуры.

Принципы – это то, как мы содержим и реализуем ценности. Например, качество и точность могут быть ценностями компании, а то, как мы содержим и обеспечиваем качество и точность – уже принцип.

Таким образом, ценности и принципы — это фундаментальные правила, которые ежедневно сопровождают деятельность компании, помогают принимать верные фундаментальные решения, формировать тренды на рынке и быть надежными партнерами во все времена. Они мотивируют и вдохновляют, являются мощным фильтром восприятия, объединяют команду вокруг миссии и видения.

В компании «ШВК. Бизнес» мы помогаем выстраивать смысловое поле внутри бизнес-проектов на разных этапах их развития. Осознание и грамотное формирование ценностей и принципов, собственного исторического опыта, философии и образа будущего – уже необходимая задача компаний, претендующих на место в истории и понимающих свою ответственность за развитие будущего мира.

Поделитесь, формируете ли смысловое поле внутри своей компании? Определяете ценности и принципы? Какие метрики используете и с какими трудностями сталкиваетесь?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда