Будущее маркетплейсов: взгляд со стороны традиционных каналов сбыта

Эксперты компании Axelot, российского разработчика программного обеспечения в области автоматизации процессов управления цепями поставок, на прошедшей в сентябре 2022 г. международной выставке складской техники и систем, подъемно-транспортного оборудования, средств автоматизации склада и логистических услуг СеМАТ RUSSIA провели опрос среди клиентов и партнеров, чтобы узнать их мнение по поводу популярности маркетплейсов — настолько ли сильными конкурентами они являются, и как влияют на рынок. Полученные ответы позволили взглянуть на будущее онлайн-площадок глазами офлайн-ритейла, а также оценить, насколько сотрудничество с маркетплейсами влияет на требования к автоматизации бизнес-процессов.

Онлайн-торговля в целом в последние годы показывает динамику роста: в первом полугодии 2022-го г. интернет-продажи непродовольственных товаров в России увеличились на 51,5%, продовольственная онлайн-торговля — в 2 раза. Но маркетплейсы выделяются даже на этом фоне, самые крупные из них растут на порядок быстрей остального онлайн-рынка и не снижают темпы, даже когда замедление происходит повсеместно. Их доля стремительно увеличивается, так, согласно исследованию Data Insight «Онлайн-продажи. Осень 2022», количество заказов только на Wildberries и Ozon составляет почти три четверти (77%) от общего, при этом не теряя доступности в офлайне — количество точек (ПВЗ — пунктов выдачи заказов) Wildberries в 2,5 раза выше, чем совокупно у Х5 и «Магнита».

Вся эта информация позволяет выделить определенные тренды:

  • Объемы бизнеса маркетплейсов ежегодно растут в разы, а уход международных брендов с российского рынка и переход к параллельному импорту ряда товаров неизбежно приведут к перетеканию еще большей доли спроса из оффлайна на крупные универсальные площадки.
  • Маркетплейсы начинают уделять дополнительное внимание общему уровню клиентского сервиса. Например, WB решил поощрять продавцов за оперативность: маркетплейс в два раза снизил комиссии за быструю поставку товаров в распределительные центры. Если заказ попадет на склад в срок до 24 часов, комиссию для продавца снизят «пропорционально времени, на которое была ускорена доставка».
  • Предложение маркетплейсов настолько понятно и доступно как для продавцов, так и для покупателей, что сейчас там уже больше предпринимателей, чем может «переварить» спрос со стороны клиентов.

Анализ этих трендов ставит перед участниками рынка ряд вопросов:

  1. Как должен измениться бизнес для сотрудничества с маркетплейсами?
  2. Насколько зрелыми должны быть бизнес-процессы?
  3. Каково будущее онлайн-ритейла в России в целом?

Чтобы найти ответы, стоит начать с предположительно самого простого — с вопроса №3. Узнать максимально вероятное будущее достаточно легко — нужно просто посмотреть на то, как обстоят дела за пределами страны, там, где онлайн-рынок начал формироваться чуть раньше. И если предположить, что крупнейшие отечественные маркетплейс-игроки представляют собой Amazon и Ebay середины 2010 годов, то можно действительно увидеть много общего:

  • Постоянное поглощение мелких конкурентов;
  • Полная замена торгового интернет-канала для отдельных бизнесов;
  • Ассортиментная экспансия вширь;
  • Ценовой демпинг в сопутствующих услугах;
  • Нереальные (местами ненужные клиенту) SLA;
  • Иногда (особенно в дни распродаж) фатальные сбои в бизнес-процессах.

Раз параллель проводится так легко, то значит, можно уже сейчас предсказать, как будут развиваться события на российском рынке дальше по аналогии с тем, как это произошло с Amazon и Ebay за рубежом. Если сравнивать текущее проникновение маркетплейсов в России и проникновение в мире, то нас ждет как минимум двух-трехкратный рост.

Но недостаточно предполагать. Для оценки верности выдвинутых гипотез компанией Axelot были собраны статистические данные на основании опроса среди клиентов и партнеров, проходившего во время и после выставки СеМАТ. Всего в опросе приняли 272 участника из 20 отраслей. Тройка лидеров по количеству представителей, участвовавших в опросе:

  • Оптовая торговля (70 участников);
  • Услуги (54 участника);
  • Розничная торговля (36 участников).

Далее идут компании из таких категорий, как: «промышленность» (32 участника), «производство продовольственных товаров» (17 участников), «машиностроение» (16 участников), «транспорт и перевозки» (15 участников). Остальные отрасли представлены в опросе менее чем 10 участниками.
Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, и вот что из этого получилось.

Будущее маркетплейсов: взгляд со стороны традиционных каналов сбыта

Как видно на диаграмме, больше половины опрошенных согласны с данными исследований, приведенных выше, и отмечают, что доля маркетплейсов в их отрасли значительно выросла. Что подводит к следующему вопросу:

Будущее маркетплейсов: взгляд со стороны традиционных каналов сбыта

Получается, что более трети респондентов уже вынуждены конкурировать с данными площадками, но, впрочем, они также отмечают, что полного замещения в их сфере не произошло. При этом большая часть сообщает, что использует маркетплейсы в качестве еще одного канала сбыта своей продукции:

Будущее маркетплейсов: взгляд со стороны традиционных каналов сбыта

Подавляющая часть опрошенных сошлась во мнении, что взаимодействие с маркетплейсами не потребовало существенных изменений в бизнес-процессах. Здесь следует заметить, что среди участников опроса отмечается высокий уровень готовности к подобного рода изменениям.

Будущее маркетплейсов: взгляд со стороны традиционных каналов сбыта
Будущее маркетплейсов: взгляд со стороны традиционных каналов сбыта
Будущее маркетплейсов: взгляд со стороны традиционных каналов сбыта

Как видно из результатов, большую роль играет использование системы управления складом, которая непосредственно влияет на качество организации логистических процессов, в том числе при работе с интернет-гипермаркетами.

Особое внимание уделяется и состоянию ИТ-систем.

Будущее маркетплейсов: взгляд со стороны традиционных каналов сбыта
Будущее маркетплейсов: взгляд со стороны традиционных каналов сбыта
Будущее маркетплейсов: взгляд со стороны традиционных каналов сбыта

Как следует из опроса, важно не только наличие системы, но и возможность ее настройки и доработки. Без ИТ-продуктов, поддерживающих параметризацию и адаптацию, не обойтись.

Таким образом получилось выяснить, что неуклонный рост доли маркетплейсов и их проникновение в различные отрасли не остались для офлайн-ритейлеров незамеченными, а также, что все больше продавцов готовы зайти на эти универсальные площадки. Но не менее значимым являются ответы на вопросы, касающиеся качества. Респонденты отметили, что маркетплейсы положительно влияют на стандарты обслуживания и клиентский сервис:

Будущее маркетплейсов: взгляд со стороны традиционных каналов сбыта
Будущее маркетплейсов: взгляд со стороны традиционных каналов сбыта

То есть, помимо удобства использования, множества сервисов и прочих преимуществ, маркетплейсы становятся притягательными и из-за уровня качества. И клиент, и покупатель заходят на эти онлайн-площадки отнюдь не по принуждению, а наоборот, с радостью и оптимизмом. И остается только один вопрос — как долго это продлится? Насколько долго маркетплейсы будут удерживать внимание всех участников рынка, как продавцов, так и покупателей? Насколько долго они будут оставаться одним из популярных каналов сбыта? Вновь нужно обратиться к мировой практике, а там все однозначно — нас ждет еще большее доминирование маркетплейсов, с чем согласны 90% респондентов:

Будущее маркетплейсов: взгляд со стороны традиционных каналов сбыта

Таким образом, в обозримом будущем маркетплейсы никуда не денутся, а только будут набирать популярность — такой вывод можно сделать на основании проведенного опроса. Они не уступят традиционному каналу сбыта, а, скорей всего, составят ему конкуренцию и будут способствовать повышению уровня качества обслуживания.

Другой важный вывод — компаниям, которые готовы как сотрудничать с маркетплейсами, так и конкурировать с ними, необходим достаточно высокий уровень автоматизации бизнес-процессов и, в частности, логистики. Новые условия диктуют новые требования — растет нагрузка на склады, усложняются логистические цепочки, рост конкуренции требует повышения уровня клиентского сервиса. Без использования специализированных продуктов и повышения уровня автоматизации тут не обойтись.

Многие российские компании, определенно, активно работают в этом направлении, но впереди еще много проектов и улучшений. Впрочем, если предположить, что маркетплейсы в России сейчас по уровню развития соответствуют уровню мировых лидеров 2010-х годов, то и в части проникновения автоматизации в бизнес-процессы компаний, сотрудничающих с торговыми площадками, нас может ждать соразмерный рост.

11
реклама
разместить
Начать дискуссию