Особенности проведения звукотерапии в эмбиентном режиме, ч. 2

Перевод статьи Митча Нура

До разработки "Черного класса" я уже более десяти лет работал над конкретными методиками, используя гималайские поющие смычки и гонги в терапевтических целях. Это было слияние психологии и психоакустики, которое имело широкий спектр работы со всем, начиная от проблем, связанных со стрессом, и заканчивая улучшением отношений с самим собой. По мере того как все больше и больше людей начинали заниматься медитацией, йогой, самоосознанием и другими открытиями в области самооценки, среди растущего числа людей, занимающихся этими исследованиями, возник новый вид музыкальной терапии, который получил название “звуковое целительство”. Как мы видим на примере популярности поющих чаш, гонгов и даже киртана, интерес к звуковой среде или групповому звуковому опыту стал почти мейнстримом.

Но при тщательной оценке всех стилей представления звуковой терапии в эмбиентном режиме сами практикующие в некоторых случаях даже не осознают, что они это делают. Например, посмотрите на всевозможные техники, применяемые практиками в сообществе йогов, использующими только гонги; то же самое можно сказать и о тех, кто в том же сообществе применяет поющие чаши. Я не утверждаю, что одни правы, а другие нет, я просто отмечаю, что использование этих очевидных полифонических инструментов, которые хорошо поддаются эмбиентному режиму, предполагает множество различных стилей представления, начиная от тех, кто стремится создать звуковой ландшафт, до тех, кто просто беспорядочно бьет по ним. На конференции по музыкальной терапии в Индии в прошлом году один из докладчиков представил короткую дискуссию о целительном воздействии диджериду в обществе аборигенов. Слушая их выступление, я обнаружил, что они понятия не имеют, о чем говорят, и просто наложили свое мнение о западном использовании диджериду на ту самую культуру, которая зародила этот инструмент. В ходе моего перекрестного допроса они не знали о "певце" в обрядах исцеления аборигенов, о реальном человеке, проводящем исцеление, они были в иллюзии, что всю работу делает диджеридуист.

Этот аргумент можно привести и в отношении многих других звуковых инструментов, используемых для создания эмбиентного режима, когда человек, использующий инструмент, не имеет ни малейшего представления о том, как этот инструмент используется в культуре, из которой он пришел. Существует ли правило, которое гласит, что все звуковые инструменты должны быть сыграны или использованы определенным образом? Конечно, нет, но знание этой информации завершает процесс понимания и углубляет опыт для человека, использующего инструмент, и для тех, кто просто слушает.

Я считаю, что термин "звуковой дизайнер" является хорошей отправной точкой для тех, кто хочет создавать "звуковые ландшафты" или эмбиентый режим, потому что это направление используется в терапевтических целях. Любой обученный музыкальный терапевт может рассказать вам о высвобождении прошлых травм у других людей с помощью музыки; именно поэтому психология является частью их университетского образования. Что касается меня, то мое образование связано с психологией, и методы снятия напряжения и освобождения очень часто используются как часть моего методики звуковой терапии. Я упоминаю об этом потому, что в 75% случаев ко мне по электронной почте обращаются звуковые целители, у которых была "тяжелая ситуация" с клиентом, и им нужен совет.

Меня постоянно поражает, что почти во всех случаях звуковой терапевт не распознал, что травма высвобождается, и в ответ лечил ее еще большим количеством звука, вместо того чтобы остановиться и переоценить ситуацию или разрешить конфликт с помощью диалога. То, что вы использовали мягкий и успокаивающий звуковой ландшафт, не гарантирует, что все пройдет гладко. В большинстве таких случаев я обнаруживаю, что звуковая сессия не была "задумана", а была просто бессистемной попыткой принести максимальную пользу. Это может проявляться даже в сообществе йогов, когда встряска воспринимается как крийя, а не как случай эмоционального освобождения, и к тому времени, когда это точно не оценивается как крийя, ущерб уже нанесен. Я предлагаю тем, кто использует эмбиентный режим в сообществе йогов, изучить исследования крийи, проведенные психологами, чтобы собрать дополнительную информацию, ведь были проведены исследования, различающие крийю и то, что технически не является крийей.

Я рекомендую тем, кто хочет использовать эмбиентный режим в качестве звуковой терапии, серьезно подумать о том, чтобы стать разработчиком или композитором. Важными элементами для рассмотрения являются поток, динамика, ритм, включающий страстные и энергичные колебания, размерность, тональные наложения, которые не являются принудительными, расцветающие гармоники, перекрещивающиеся мосты и, например, тишина. Подумайте об этом, чтобы исправить или пересмотреть методику, лежащую в основе ваших усилий. В целом, звуковой ландшафт - это создание "истории" с помощью звука, поэтому оцените свои способности рассказчика и проанализируйте, как разворачивается ваша история, устраните неувязки и подумайте о типе истории, которую вы рассказываете, начало и конец - важные детали.

Особенности проведения звукотерапии в эмбиентном режиме, ч. 2
Начать дискуссию