Как заставить себя учиться или как обучаются взрослые

Есть интересный опыт из запуска двухмесячного онлайн-курса. 5 из 7 человек, купивших вип-тариф с сопровождением за 100.000 рублей, даже не открыли письма о начале курса. И за возвратом денег тоже не пришли. А из тех, кто занимался в общей группе, только около 20% сдали все домашки и получили доступ к четвертой бонусной части.

И еще личный опыт обучения в клубе для любителей рисования. Минимальная подписка – 3 месяца, и за последние 5 месяцев (из девяти, что я там состояла) я зашла на сайт клуба дважды: чтобы продлить подписку в сентябре, и чтобы отменить автоплатеж в конце трехмесячного периода.

Почему такие примеры – не редкость? Как заставить себя учиться, когда уже купил интересный и вроде бы нужный курс? И как вообще обучаются взрослые?

Андрогогика (наука об обучении взрослых) говорит о том, что самое главное в обучении взрослых – это личный опыт, на основе которого строится спираль обучения и развития тех или иных компетенций.

Особенности в процессе обучения взрослых:

1) Взрослый человек – самостоятельная и самоуправляемая личность.

Перефразирую: никто не может заставить взрослого на самом деле чему-то научиться, когда ему это не особо-то нужно. Живой пример – тренинги и корпоративные обучения в компаниях. Сотрудники проходят 183-й тренинг по продажам, а продажи компании от этого не растут. Туда же отнесем импульсивные покупки «вроде полезных» курсов/гайдов и проч. по хорошим скидкам – курс уже куплен, а учиться не хочется и не можется.

2) Перекраивать собственный опыт – трудная задача для взрослого человека.

Взрослый за свою жизнь уже накопил собственный жизненный опыт, который становится источником для самообучения и обучения других людей. Если дети легко воспринимают новое, то для взрослых это иногда прямо-таки неподъемная задача. Даже если стоит вопрос о добавлении одного нового элемента в устоявшуюся привычную систему. Поэтому человек годами делает одно и то же, пока не впечатывается носом в стену. И даже тогда продолжает по инерции идти еще какое-то время.

Также из-за накопленного опыта часто возникает конфликт между «Я знаю, что это правильно» и «Преподаватель говорит делать по-другому». В половине случаев это заканчивается провалом обучения, т. к. собственная экспертность учащегося в вопросе не даёт мыслить и действовать по-другому.

3) Мотивация к обучению у взрослого возникает при необходимости решить с помощью обучения какие-либо собственные жизненные проблемы.

Если по-простому: желание учиться есть только тогда, когда всё вокруг в огне и срочно нужно что-нибудь придумывать. Еще один камень в огород общего корпоративного обучения (вебинаров, мотивационных программ, онлайн-тренингов на 10к человек и т. д.) без предварительной беседы со всеми его участниками.

Нет запроса – нет мотивации обучаться – даже важная информация пролетает мимо мозга.

4) Взрослый при наличии мотивации (см. пункт 3) стремится максимально быстро применить полученные знания на практике.

Если человек эти знания вотпрямщас применить никуда не может, или ему для хоть какого-то внятного результата нужен волос единорога, живой лобстер и отправить этот текст 10 друзьям, ценность изучаемого неотвратимо падает.

5) Приоритет учебы для взрослого «плавает» в континууме и зависит от большого количества социальных, профессиональных, бытовых, временных и т. д. и т. п. факторов.

Если перефразировать, хрен еще угадаешь, когда взрослому захочется поучиться, что его может от этого отвлечь и откроет ли он при общей занятости купленный гайд/курс/клуб вообще. По опыту запуска одного из онлайн-курсов: 75% людей, купивших индивидуальный вип-пакет с личным сопровождением эксперта за 100.000 рублей, даже не открыли сообщения о начале курса. И за возвратом денег тоже не пришли, что показательно и странно одновременно.

В сухом остатке:

Вы начнете по-настоящему продуктивно учиться тогда, когда есть важная и срочная проблема/задача и мотивация для ее решения, а все старые знакомые способы уже не работают.

Обучение без задачи (например, просто потому, что у прикольного эксперта новогодние скидки) – это или хобби, или для галочки в голове, вроде «я выучу что-то новое, я молодец», или для получения удовольствия от процесса/общения в групповом чате/добавьте что-то свое.

Если новые знания не получится сразу опробовать на практике, обучение вы скорее всего не закончите или знания так и останутся сугубо теоретическими (и забудутся через пару месяцев).

Как использовать эту информацию:

1. Подбирать обучение под запрос с целью решить конкретную задачу, а не просто для общего развития.

Для этого целесообразно задать себе вопросы:

  • Какую конкретно задачу мне необходимо решить с помощью обучения?
  • Как этот курс (гайд, тренинг, марафон…) поможет решить мою задачу?
  • Что конкретно я должен узнать и чему конкретно я должен научиться, чтобы решить эту задачу?

Сверить получившийся ответ с содержанием курса, по возможности – обратиться со своим кейсом (задачей) к эксперту-преподавателю ДО покупки курса и уточнить, насколько он подходит конкретно вам.

Хорошие эксперты не продают всё подряд всем подряд и помогут сориентироваться. Вполне возможно, что конкретно вам подойдет совершенно другой продукт.

Когда вы проходите какой-либо курс, задавайте преподавателю много вопросов. И самый главный – зачем вы нам это сейчас рассказываете? Эксперт должен знать, где, как и в каком контексте применим каждый кусок информации.

2. Опираться на уже имеющийся опыт при обучении новому и встраивать новую дополнительную стратегию в существующую систему через небольшие изменения, которые не требуют значительных затрат ресурсов (времени, сил, денег).

Один из базовых принципов коучинга звучит так: человек из всех известных ему стратегий поведения всегда выбирает ту, которая кажется ему наилучшей в конкретный момент времени. Поэтому чем больше разных способов решения одной проблемы опробовано человеком, тем больше у него вариантов действия, тем более гибко он реагирует в меняющихся обстоятельствах.

К примеру, прежде чем пытаться полностью изменить свою жизнь, идти к психологу, ментору, окончательно разбираться со своими демонами и т. д. – попробуйте вставать в одно и то же время (даже на выходных) и готовьте сбалансированный завтрак.

У меня было много клиентов, тревожность которых понизилась до субклинического уровня только потому, что они начали спать по предсказуемому расписанию и завтракать.

Джордан Питерсон, клинический психолог

Даже такое небольшое изменение для многих может оказаться слишком сложным. Особенно с завтраками – на третий день заканчивается фантазия, идеи и продукты. Что готовить? Как готовить? Когда готовить? А я не умею… Так бывает. Можно поменять подход, например, составлять меню завтраков на неделю и закупать продукты, чтобы исключить ситуации срывов.

Расширяйте арсенал стратегий поведения и выбирайте те способы решения задач, которые работают именно для вас.

3. Если нет внутренней мотивации что-то изучать, но это необходимо (по любым причинам) – выделяйте среди всего материала те вещи, которые можно максимально легко и быстро проверить на практике как гипотезы, в формате «а вдруг сработает».

4. Если возникает конфликт между собственной экспертностью и экспертностью преподавателя – попробуйте проверить «новый» способ решения на практике, чтобы доказать себе и остальным, что вы были правы, и всё это хрень :) А если способ действительно работает, у вас будет дополнительная стратегия, что тоже весьма приятно.

5. Когда задачу решить необходимо, а курс висит уже много времени, но так и не начат – сверьтесь с мотивацией и целью.

  • Нужно ли сейчас решать эту задачу в первую очередь?
  • Действительно ли задачу необходимо решать именно через это обучение или есть более простые, быстрые и уже известные способы решения?
  • Кому вы можете делегировать решение этой задачи, вместо того чтобы учиться решать её самостоятельно?

Где еще пригодится понимание особенностей обучения взрослых:

  1. Руководителям при составлении индивидуального плана развития сотрудников. Планы не должны быть слишком долгосрочными, потому что мотивация будет неизбежно падать (до 3 месяцев максимум). У сотрудника должна быть возможность узнать, понять и применить новые знания на практике при выполнении текущих задач.
  2. Для выбора «что почитать» и «что посмотреть». Сверяйтесь с тем, какие задачи и проблемы вы хотите решить здесь и сейчас, а не когда-нибудь потом. Механически поглощая образовательный контент, вы замещаете ТикТок более «элитарным» времяпрепровождением.
  3. При написании комментариев :) Если у вас действительно есть желание поделиться своей экспертизой – приведите пример как это может работать по-другому или пример из практики как то, о чем вы прочитали, не работало. И, самое главное, почему и в каком контексте это не работало – дайте другим шанс узнать что-то полезное.

Поделитесь, кто чему сейчас учится? И чтобы что?

22
Начать дискуссию