До 2000 года фермеру нужно было просто выжить

Руководитель компании NITROGEN Александр Ваганов рассказал в каких отношениях с Европой находится сейчас рынок сельхоз оборудования, почему Алтай уникален и оказывает ли государство поддержку в данном направлении.

До 2000 года фермеру нужно было просто выжить

Александр, представьтесь, пожалуйста, нашим зрителям, как сами считаете нужным. Вкратце. Впереди у нас много вопросов.

Здравствуйте, меня зовут Александр Ваганов, я основатель и руководитель компании NITROGEN, мы находимся в Барнауле и производим сельхоз оборудование.

Расскажите, пожалуйста, историю компании NITROGEN? Как Вам пришла в голову идея создания компании? Почему именно эта сфера деятельности? Какие перспективы?

Компания достаточно молодая, работаем с 2020 года. Основной профиль – это оборудование для производства жидких удобрений и рабочих растворов для защиты и питания полей. Как получилось? Просто паззл сложился, я так это называю. Были компетенции в инженерных системах и ресурсы для реализации запроса, который поступил с полей. Плюс мне с детства нравилось что-то придумывать и делать что-то не такое как все. И к этому моменту рынок так сложился, что основным инструментом в поле становится опрыскиватель. Рынок молодой, растущий, как и наша команда.

Планируете ли Вы расширяться – в смысле добавления каких-то новых продуктов? Если да, то какие планы?

Расширяемся мы постоянно. Как в присутствии на новых территориях, так и в линейке продуктов. Сегодня мы есть в России и Казахстане. Планируем зайти в Беларусь и другие страны СНГ. Линейку расширяем как по запросу фермеров под их ТЗ, так и по своему видению улучшения технологий нашего продукта.

Вообще реально выйти на международный рынок с продукцией NITROGEN?

Когда санкции закончатся — конечно.

Не анализировали конкуренцию не только в СНГ, но и глобально по миру?

Из новостей периодически доносится, что Европа мучается без наших удобрений.

Экспорт — это, конечно, отдельный разговор. Кроме логистики тут накладывается и готовность рынка к этим технологиям. Оборудование дорогостоящее и интересно фермерам, у которых земли от 3000 Га. К сожалению, далеко не во всех странах фермер имеет такие площади. Европа достаточно закрыта для товаров из внешних рынков. Я знаю много местных производителей с менее специфическим оборудованием, которые не видят Европу в числе своих рынков сбыта.

Насколько мне известно, Алтай – это традиционно аграрный край. Вы можете немного посвятить наших читателей в особенности именно алтайского фермерства – есть ли какие-то уникальные особенности?

Да, Алтай — это действительно уникальное место. Мне приятно видеть на Российских выставкам большое количество производителей именно из нашего края. Считаю, что это этому способствует несколько факторов.

1. Достаточно большой объем пахотных площадей и большое количество фермеров для того, чтобы стартануть производителю на внутреннем рынке.

2. Относительно сложные условия по климату которые заставляют фермеров много думать и делать для того, чтобы стать эффективными.

3. Научно-техническая база ВУЗов, которые выпускают технарей, а они в свою очередь гонимые желанием достойно жить ищут возможности для реализации своего потенциала.

Насколько тесно Вы сотрудничаете с властями? Может быть, есть какие-то задачи государственной важности?

Поддержка есть! Конкретно мы пользуемся услугами «Мой бизнес», поездки в бизнес-миссии, обучение в школе бизнеса Сколково по курсу «Экспортеры», созданию сайтов и каталогов на английском языке. Ребята действительно болеют за свою работу и делают все возможное для помощи нам.

Единый Сельскохозяйственный налог – вообще это помогает? Вообще в текущей обстановке, на Ваш взгляд, как государство ещё могло бы помочь аграриям? Какие-то реалистичные шаги.

Аграриям нужно не мешать. Они как эффективные собственники сделают всё сами. Желание забрать у всех и потом кому-то поделить, на мой взгляд, не самый эффективный способ действия. Фермер тянет за собой очень большую цепочку производителей. Если он будет жить хорошо, то и мы будет работать и давать возможность кормить тысячи семей.

Ещё про алтайский край в целом. Есть мнение, что, чтобы поднять благосостояние края, нужно вкладываться не в туризм, а в животноводство – как в соседней Монголии. Вы можете это прокомментировать? Может быть, у Вас есть свои идеи как поднимать благосостояние края?

Первое – рожать детей. Нас мало! Второе: жизнь без потрясений лет 10 (хотя, возможно, это невозможно. За последние четыре года мы уже много повидали, но ничего фатального не произошло, развиваемся). В-третьих, развивать производство.

Пока готовился к интервью, наткнулся на любопытную статью, где говорится, что алтайские фермеры увеличили закупки жидких удобрений. А из-за чего увеличивается спрос на удобрения? Может, что-то с природой происходит?

Да всё просто. До 2000 года фермеру нужно было просто выжить (не у всех это получилось). Далее начали вкладываться в почвообработку. Она потянула за собой более мощные трактора. Вспахали, посеяли получили урожай. Раньше 16 центнеров с га это рекорд, но селекция тоже не дремала. Сейчас даже в засушливых регионах края 30 ц с Га это норма. Соответственно, для того чтобы «корову доить», её нужно кормить. Потенциал урожая стал ограничиваться элементами питания в почве. Вот почву и начали кормить. Это называется интенсивная технология земледелия.

Буквально на днях фермерам Кубани разрешили селить туристов в домах, входящих в состав хозяйства. Развивают аграрный туризм. Как Вы думаете, такое пошло бы на пользу алтайскому фермерству? Сам Алтай в целом в последнее время стал очень модным у туристов.

Просто стало сложнее и дороже отдыхать за границей. Но и страна у нас великолепная. Просто со старым курсом и открытыми границами денег внутреннему туризму не хватало чтобы нормально развиться.

Сейчас много обсуждают, что беспилотники можно эффективно применять в сельском хозяйстве – как раз для обработки зерновых культур. Как Вы считаете, есть у беспилотников перспектива в сельском хозяйстве?

Есть. Локальные обработку очагов приводят к эффективности. Возможность зайти в цент поля сразу после дождя, скорость локализации проблемы и меньше потерь. Смысл есть. Технологичность растет, поэтому нам нужно много умных людей, чтобы всем этим заниматься.

Финальный вопрос, и это вопрос глобально об инновациях в сельском хозяйстве – NITROGEN в теории может стать изобретателем и первопроходцем? Или в сельском хозяйстве «резких шагов» никто не делает и всё развивается плавно и размеренно?

Может. И развитие лежит в области «цифровизации». Это как с банками. Сейчас современный банк это IT-компания. В нашей отрасли, в связи с введением систем мониторинга оборота удобрений и средств защиты растений, на какой-то из линий жизни компании мы вполне можем стать больше IT, чем производственной.

11
Начать дискуссию