Татьяна Баскакова: «С тех пор никому ничего не доказываю»

О поворотном моменте в своей жизни, своих амбициях, о важности своевременного реагирования на ситуацию на рынке, и о том, как фантастика стала реальностью рассказала издатель и главный редактор журнала The Balance Татьяна Баскакова.

Татьяна Баскакова: «С тех пор никому ничего не доказываю»

Представьтесь, пожалуйста. Как зовут. Статус. Должность.

Татьяна Баскакова, медиа-продюсер, основатель агентства коммуникаций со СМИ, эксперт в области развития Личного брендинга, издатель и главный редактор журнала The Balance.

Чем вы занимаетесь?

У меня 2 основных направления:

1. Я помогаю экспертам стать более узнаваемыми и известными через построение сильного личного бренда;

2. Продвижение экспертов через публикации в СМИ (в т.ч. свой журнал), ТВ, интеграции в фильмы.

Как вы к этому пришли? Расскажите, пожалуйста, подробнее вашу бизнес-историю. Два падения и два взлета минимум.

Свою карьеру могу разделить на 2 важных этапа: построение карьеры в найме и собственный бизнес.

Начав карьеру с простых должностей (менеджер по продажам, торговый представитель), я достаточно быстро (по тем временам) росла по карьерной лестнице, и буквально за 2 года я стала руководителем в торговой компании. Далее росла уже по горизонтали, переходя от региональных компаний в более крупные федеральные. Последнее место работы в найме — директор филиала компании 2 ГИС. Моей особенностью работы в найме было то, что я полностью погружалась в работу (часто приходила первая, уходила последняя), забывая о себе. На работе «работала директором», дома «работала мамой и женой». В общем, «никакого баланса».

Однажды, сидя в кабинете в скучном коричневом костюме (как Людмила Прокофьевна из известного фильма), я ожидала редактора для интервью. В назначенное время летящей походкой буквально впорхнула редактор в красивом струящемся и абсолютно не деловом костюме, оставляя шлейф дорогого парфюма. Именно тогда и был поворотный момент в моей не только бизнес-карьере, но и жизни.

Сняв интервью, она в приподнятом настроении упорхнула, а я, оставшись одна, погрузилась в раздумья. В своем городе я работала в одной из лучших компаний, занимая самую высокую должность. У меня была высокая, абсолютно белая зарплата, и многие мечтали оказаться на моем месте. Но… что дальше? Впервые я задумалась о том, как живу, чего хочу, и что может быть по-другому. Тогда мне казалось, что должность редактора журнала — это что-то из мира фантастики. И я приняла решение уходить из найма.

Я начала изучать издательский бизнес. Т.к. ниша была одна (рекламный бизнес), то я понимала свою суперсилу — у меня был опыт руководящей работы, а также мне была близка область маркетинга/пиар/рекламы. Через 9 месяцев я уволилась, открыв свой глянцевый фешн-журнал. Тогда я выбрала безопасную для себя бизнес-модель покупки франшизы. Надо сказать, при увольнении руководство компании настолько оценило мой вклад, что начислило дополнительную премию, не предусмотренную в системе мотивации компании. Это было очень приятно, эту компанию я до сих пор считаю одним из лучших работодателей России. Кстати, в 2021 году она вошла в топ-3 лучших российских компаний.

Кто ваши клиенты в первую очередь?

Эксперты в разных нишах (бьюти специалисты, психологи, юристы, финансисты, коучи, врачи и т.д.), чьи амбиции выше, чем просто работать в профессии. Кто готов расти, становиться лидерами ниши, кто хочет стать узнаваемым и обрести известность. Многие эксперты проходят этот путь со мной и впоследствии запускают собственные товарные бренды, открывают свои салоны, становятся медийными и более статусными.

Какие у вас были необычные клиенты — самые маленькие и самые возрастные, например?

У меня есть эксперт, которая прошла путь от мастера, только получившего профессию и работающего из дома, до предпринимателя, собственника премиального салона, своего бренда косметики и наставника для руководителей и собственников салонов красоты.

Есть клиент психолог, у которой 5 детей, и она профессионал в своем деле. Для меня до сих пор загадка, как ей это удается?

Есть клиент — бывший дипломат Японии, живет на 3 страны, сейчас она известный сценарист-документалист и, кстати, у нее тоже 3 детей.

Какие у вас были факапы? Если были и вы готовы про них рассказать. И главное — какие уроки вы извлекли?

Одна история, характеризует меня.

Поступила на спор на обучение «Подготовка управленческих кадров при президенте РФ» (Президентская программа). Дело было так. Сидели с друзьями, и мужчины, как всегда, обсуждали свои успехи в бизнесе. Надо сказать, в нашем окружении я одна из женщин — работала. И один из друзей рассказал про то, что не прошел по одному критерию (не добрал баллы) на президентскую программу. Я, не думая, сказала: «Ой, может мне попробовать?» — после чего послышались смешки мужчин и ответ того, кто не поступил: «Таня, Я — не поступил, ты понимаешь?» — на тот момент амбиции сработали. Я поступила.

Но когда, поступив, я сообщила в той же компании, то услышала очередное обесценивание : «Ой, да кому это нужно». С тех пор, кстати, никому ничего не доказываю.

Но, хочу сказать, цена этих амбиций — год, где каждый день нужно было ездить на обучение за 30 км от города и так все выходные, целый год. Но этот год дал мне многое, очень довольна этому образованию.

Факап.

В период работы в журнале, как я говорила, купила франшизу федерального глянцевого журнала (на г. Тольятти). Мы быстро вышли на окупаемость и прибыль, но в какой-то момент захотелось большего: купить франшизу в Самаре (это в 100 км от Тольятти). В момент запуска мы не учли одного: в Самаре был сильный конкурент-монополист с более чем 10 медиа. Тогда мы это посчитали как «отсутствие конкуренции», но на деле оказалось, что монополист имел возможность «выдавливать» конкурентов с медиарынка издания за счет 90% демпинга.

1,5 года мы содержали офис Самары за счет прибыли Тольятти и, уходя плавно в минус, и по факту, это лишь привело к убыткам. Вывод: вовремя реагировать на ситуацию и принимать решения. Как в индейской притче «Лошадь сдохла — слезь». Тогда мы ушли в минус несколько миллионов, и это не считая недополученной прибыли.

Второй факап. Запуск онлайн-медиа. В 2012 году медиарынок только зарождался. Были, конечно, гиганты, но это был «новый уровень». И мы решили создать онлайн-медиа в тот же период с развитием франшизы в г. Самаре. В тот момент мы вложили огромные деньги, заплатив достаточно крупной и известной в то время компании в нашем городе, но по факту слили несколько миллионов. Причем, основным моментом, не смогли просчитать и контролировать процесс качества оказания услуги. И рынок онлайн-медиа был не развит. В общем, ушли еще в больший демпинг.

Спустя 10 лет я реализовала эту идею совсем на другом уровне. Запустила свой федеральный журнал The Balance.

Всего за 4 месяца мы начали получать предложения о сотрудничестве с международными ассоциациями и крупными бизнесами. Но опыт того времени получила бесценный.

Вывод: перед запуском нового направления пройти обучение или, что лучше, зайти в наставничество к тому, кто этот путь уже прошел. Причем, я пошла по пути — учиться у лучших.

Кто ваши наставники в жизни и в бизнесе? Они вообще есть?

Я прорабатываю свою жизнь через техники: колесо жизненного баланса, пирамида Маслоу, спиральная динамика. Эти техники прекрасно помогают самостоятельно понять на каком уровне ты находишься, и что делать дальше. Так как у меня первое высшее образование психологическое, я внедрила эти техники в свои инфо-продукты.

Татьяна Баскакова обучалась у таких экспертов, как:
Игорь Манн, Ирина Хакамада, Радислав Гандапас, Максим Ильяхов, Ольга Берек, Роман Масленников, Мария Азаренок и др

И, да, я постоянно обучаюсь как индивидуально, так и в групповом формате. За 2 года зашла в 2 крупных обучения издательскому бизнесу (онлайн-медиа). И еще очень люблю быть кейсом на обучающих программах. Практически всегда ко мне приходят новые коменты с таких коллаборации.

Ваши ценности?

Со временем я поняла, что человек счастлив, когда самореализован и живет в балансе. Именно техника «колесо жизненного баланса» легла в основу моей авторской программы построения стратегии личного бренда.

Ценю в людях искренность, люблю животных (заботу и контроль переношу на животных, а не на сына или родственников. Сейчас у нас 2 спасеныша — коты породы «друг», умнейшие создания, скажу вам).

Не люблю хайп, хотя понимаю, что это очень крутой инструмент пиара. Но именно поэтому, приходят «мои клиенты». Я интроверт, и помогаю экспертам проявляться органично с их характером и самоощущением.

Когда меня спрашивают «что такое Личный бренд и можете ли привести примеры» — люблю приводить в пример Ирину Хакамаду, Игоря Манна, Радислава Гандапаса. И скажу кратко: ни у кого нет сомнений, что они востребованы, имеют хороший доход, но при этом «не пляшут в сторис с бубном». Именно такую стратегию мы создаем с моими клиентами.

Ваш рекомендуемый топ-5 книг и топ-5 фильмов? О финансах и не только.

Возможно, этот список выбивается из популярных книг:

«Кафе на краю земли», Джон Стрелеки. Книга о том, как перестать беспокоиться о жизни и обрести смысл. Вместе с главным героем вы пройдете короткий, но полный удивительных открытий путь — к самому себе.

«Дао жизни», Ирина Хакамада. Книга-практикум о том, как совмещать карьеру, самореализацию и личное счастье. Просто бери и делай.

«Правила жизни успешных людей», Дейл Карнеги. Он обладал уникальным даром пробуждать скрытые способности в людях. Эта книга — сборник историй жизни успешных мужчин и женщин, рассказанных Дейлу Карнеги от первого лица.

«Номер один. Как стать лучшим в том, что ты делаешь», Игорь Манн. Книга о масштабе личности, отражающих амбиции человека.

Фильмы и книги об успешных корпорациях, брендах и персонах.

Ваши цели на 1-5-10 лет? Планируете ли вы так надолго сейчас?

У меня есть видение: кем я хочу быть, как проявляться, что хочу иметь через 10 лет. Бизнес-цели ставлю на 1-3 года, но все они ориентированы на мой образ жизни и мечты «как я хочу жить через 10 лет». Причем, я научилась не втягивать в мечты жизни мою семью, они не обязаны жить по моим правилам и реализовывать мои мечты. Например, многие мои друзья мечтают и живут в проекции «как я хочу», встраивая своих детей в сценарий своей жизни, обрекая их на соответствия их представлениям. Я же ориентируюсь на свои личные цели и мечты.

Какой бы вопрос вы задали сами себе? И — обязательно ответьте на него.

Я постоянно задаю себе вопросы. Один из основных и часто повторяющихся: «Почему ты не сделала это раньше?» Когда принимаю решения, и потом жизнь меняется в лучшую сторону, этот вопрос первый приходит в голову. По сути, я «танцую на своих граблях». Понимаю, что решения нужно принимать быстро. Вот, кстати, 5 книга: «Думай медленно, решай быстро», Даниэль Канеман. Книга о двух системах мышления. Ее автор — лауреат Нобелевской премии.

1
1 комментарий

Роман, спасибо за приглашение на интервью

Ответить