Талант и стили мышления

Талант и стили мышления

Часто приходится слышать мнение что талант это какое-то врожденное, а то и данное свыше свойство человека. Отчасти это правда, но по большей части я с этим не согласен.

Почему я не согласен? Причина очень проста, такая позиция нравственно чужда моему существу, дело в том, что заявляя будто что-то дано свыше одному, но не дано другому мы автоматически дифференцируем людей на две категории, что может и не редко приводит к таким прекрасным явлениям как: травля, унижение, презрение и прочие виды дискриминации, угнетения и ксенофобии вплоть до экономического и социального рабства.

Лично мой взгляд: подобное представление о таланте это в большей степени наследие эпох давно ушедших, связанное с обожествлением всего необычного, но в самом начале я написал что отчасти это верно…

Почему и в каком смысле это верно?
Ответ прост: люди разные, высокие и низкие, проворные и не очень, смелые и трусливые, уверенные и сомневающиеся, всякие… и это автоматически означает что с разными задачами проще справляются те, кто с рождения и в процессе жизнедеятельности приобрел более подходящий набор свойств (физических и интеллектуальных) . При этом не обязательно считать что этот набор свойств дан кем-то, эта мысль просто лишняя. Да к тому же и вредная, так как содержит серьёзную уязвимость приводящую к уже ранее описанным последствиям.
Более того, в пределе эта мысль и вовсе легко модифицируется до нацизма, ведь одной нации кем-то\чем-то может быть дано высшее начало (аналог таланта) , а другой нет, это же очевидно (нет). Такая вот идеалистическая опасная концепция.

Как обстоят дела в реальном мире?

С этим, как ни странно, всё довольно понятно. Всякая деятельность или, чуть шире, сфера деятельности — это своего рода стиль мышления. И каждый человек может освоить практически любой стиль (я не могу утверждать точно ведь я не проверил это на всех людях и всех стилях мышления) .

Да, некоторые стили мышления освоить некоторым людям сложнее, но это не означает что это не возможно или не нужно делать. Причина как минимум общественная, точнее даже дело в общественном развитии, ваши особенности в совокупности с не присущим вам стилем мышления могут позволить вам иначе взглянуть на ряд проблем в некоторой области и оказать существенное влияние на культуру, если и не всю, то как минимум соприкасающуюся с одной или несколькими сферами вашей деятельности.
Так, к слову, было произведено множество открытий и выявлено не мало новых подходов в искусстве, философии и науке (и даже в религии, отступали от канонов те люди, которые иначе\по своему толковали прежние воззрения и формировали свои направления) .
Вторая причина — пресловутое саморазвитие, но она тоже сводится к первой как к разумному следствию.

Более того, если вы освоите несколько стилей мышления, вы заметите общность в их сущности и не исключено что сможете осваивать всё больше стилей опираясь на это замечание. Тогда про вас будут говорить как о «гении», но вся гениальность будет заключаться лишь в видении подходов к освоению стилей. Причем на это способен любой здоровый человек. (например люди в коме вряд ли смогут что-то освоить, хотя кто знает...)

Когда человек осваивает какую-то сферу деятельности иногда встречаются случаи когда она легко дается человеку, это значит что его стиль мышления похож или совпадает с необходимым (тогда говорят о склонности) , или, что тоже не редкость, человек уже чем-то занимался и развил в себе некоторый стиль мышления, а в новой сфере увидел возможность применения уже привычных подходов, что со стороны может показаться как пресловутый талант.

К сожалению этому не ни учат в школах, ни в ВУЗах, в моей школе висел плакат «учись учиться", больше ничего на нем не было написано))) и о том как "учиться учиться» никто не обмолвился ни разу, думаю в подавляющем большинстве других школ (по всему миру) ситуация не особо отличается (хотя обобщать на основе одного наблюдения, конечно, не вполне корректно).
Однако это очень важный навык, даже скорее лучше назвать это метанавык — навык работы с навыками, их освоением.

Начать дискуссию