Смерть - тупик или дверь в новый мир?

Смерть - тупик или дверь в новый мир?

Я давно думаю о этом вопросе, давно собираю мнения и факты. Часть мыслей и переживаний по этой теме отражена мной в стихотворной форме, но это лишь часть, причем в основном чувственная, а не мыслительная.

Что касается мыслительной, я прошёл тернистый путь осмысления "жизни" после смерти от христианского восприятия, через отрицание смерти к её восславлению(в некотором роде).

На самом деле об этой теме я впервые задумался когда мне было примерно 2 года, мне было тогда очень обидно и досадно от таких размышлений (как в прочем и сейчас, периодически).

Но романтизация смерти и её чувственное восприятие не дают полного ответа на вопрос о том, что же ждёт меня как личность после гибели моего физического тела? (спойлер, ничего не даёт полного представления)

Я слышал и встречал адептов разных точек зрения. Всех их перечислять нет смысла, ведь они так или иначе укладываются в спектр вариантов от "ничего" до "всего". То есть ряд людей, чаще всего материалистического толка, считают что после гибели физической оболочки - тела, сознание (как и вообще вся психика) просто исчезают/разрушаются/стираются, а ряд некоторых других людей, чаще всего идеалистических взглядов, считают что после гибели тела, разум обретает всеведение или даже полностью сливается с всем миром.

Но это все можно легко подвергнуть сомнению, я предлагаю взглянуть на посмертие с точки зрения предельной рационализации и честности перед собой, без погружения в мечты о всеведении или грёзы о исчезновении (и прочие промежуточные варианты).

Если рассуждать о загробном мире пользуясь достоверными знаниями (слово "достоверными" выделено жирным шрифтом не просто так, это важно), то фактически можно сделать вывод что никаких достоверных данных о загробное мире нет. Мы - люди не знаем достоверно что происходит с личностью после прекращения жизни тела. Нет никаких проверяемых свидетельств ни исчезновения сознания, ни обретения им каких-либо запредельных знаний о мире, просто нет и всё.

Подобная неосведомленность не должна ни печалить, ни радовать, она по своему хороша тем, что дарит-таки надежду на то, что ТАМ что-то может быть, но так же оставляет в душе тлеть страх, хотя страх уже не перед исчезновением навечно, а страх перед неизвестностью (это разные страхи, по крайней мере для меня).

С чем можно сравнить смерть в таком виде? Ближайшей аналогией, на мой взгляд является горизонт событий чёрной дыры или достижение скорости света.

Смерть не тупик и не дорога в новый мир, смерть - это горизонт познания.

По видимому после смерти назад пути нет, по крайней мере мертвые не общаются с нами (конечно, есть разные истории и даже личный опыт, но я уже оговорился что веду речь сугубо о достоверных данных, а таких на данный момент нет) и в то же время никто не показал достоверно что сознание это не что-то не разрушаемое (быть может мы живём в мире, где наше сознание это 9ти-мерная сущность и смерть 4-мерного тела не уничтожает сознание, но это не более чем домыслы, как и практически всё прочее что скопилось в багаже человечества за многие тысячелетия осознания смерти).

Основная проблема восприятия собственной смерти, особенность не позволяющая сознанию адекватно воспринять реальность - это мы сами. Если рассматривать процесс умирания, то спустя некоторое время сознание, как наблюдатель, перестанет существовать, и наблюдать дальнейшее будет некому, а что же происходит дальше?

Что есть сознание?, умирает ли оно разом или по частям, если состоит из частей? На этот вопрос мы тоже не знаем ответа.

Может показаться что проблема только в этом, в исчезновении наблюдателя, но не так всё просто. Исчезновение наблюдателя само по себе можно рассматривать как исчезновение информации. Вот представьте, вы нарисовали на доске рисунок, а потом стерли его, где теперь рисунок? Где он был пока его не нарисовали? Существует ли вместилище хранящее все возможные рисунки (нарисованные и не нарисованные)? и если существует что оно собой представляет? Если такое вместилище всех не написанных песен, всех не нарисованных картин, не сыгранных партий и не осознанных эмоций есть, может быть именно там и окажется исчезнувший наблюдатель. А что если его нет?

--Ремарка, об этом я написал стих: "Мир неизвестен".

Мы не знаем как устроен мир в его основе. А то, о чем мы здесь рассуждаем лежит далеко за пределами современной научной картины мира оперирующей достоверными знаниями, но об этом рассуждает философия, а точнее отдельная её отрасль - онтология. (Как устроен мир в самой-самой его основе?) Я не буду сейчас рассуждать о том, сможем ли мы познать хоть что-то или обречены на ничего, это вопрос для отдельного обсуждения.

С научной точки зрения принимается предварительная гипотеза о том, что всякая не нарисованная картина просто не существует.

Но что есть существование? Мы - просто люди, и наблюдаем некоторый мир, выделяем в нем объекты (отдельные объекты). И мы говорим что они существуют если встроены в причинно-следственный порядок. То есть если объект\явление не имеет причины и уж тем более если он не имеет следствий, он по определению не влияет на мир, а значит мы его не сможем обнаружить. Вот что есть существование для нас - влияние на мир, точнее даже взаимодействие с миром.Есть конечно особая точка начала мироздания, акт творения, большой взрыв, как её только не называют, до которого времени не было (якобы). Дело даже не во времени, до большого взрыва не было времени как мы его понимаем, но это не значит что не было причины приведшей к самому БВ. Кто-то (в основном сторонники детерминированности мира) на основе ряда "опричинниваний" - продолжения ряда причин в глубину веков делает вывод о наличии некоторой первопричины - бога, но это столь же умозрительно как и на основании "опоследствования" (усматривание предельного следствия череды всех следствий) делать вывод о вечном продолжении существования мира. На самом деле мы не знаем как устроен мир в отношении причин и следствий в его основе, нельзя исключать что в основе мира может лежать несколько причин или причины могут иметь особую форму, или даже банальную беспричинность (в смысле ограниченности возможностей причинно-следственного восприятия реальности, возможно нужно оперировать чем-то более общим нежели причина и следствие, но чем?), но это так, ответвление мысли.

Вернемся к существованию как взаимодействию, только такую форму существования мы признаем как реальное существование, но что если в мире несколько форм существования, что если можно существовать "как-бы", как это делают виртуальные частицы (потому они и виртуальные), или почти существовать, или ещё как-то существовать? Теоретически может быть бесконечное количество способов существования и наш способ - лишь один из многих. Но достоверно мы этого не знаем. Что известно почти наверняка - наш способ существования не единственный (как минимум тот же квантовый мир существует несколько по своему, не совсем так как мы)

Оговорюсь по поводу достоверности. почему меня интересует именно достоверность?, дело в том, что достоверность это своего рода некая форма гарантии, не 100% но обычно достаточно что бы среди 2-х равноценных вариантов она была отлична от 50%, то есть выгодно отличалась бы от случайного броска монетки.

К сожалению мы живем в такое время и в таком месте где никто ничего о мире не знает, мы лишь строим предположения и варианты, но так и не смогли заглянуть в глубины мироздания. Все наши знания ограничиваются одним взглядом ребенка на свою комнату, уютную и одинокую и осознание возможной безграничности бытия сводит нас с ума. Сможем ли мы когда-либо узнать как устроен мир, не ясно. Нет гарантий ни успешного результата познания, ни безуспешного (возможно мы застрянем на "полпути").

Подытоживая, если вы боитесь смерти, логично не бояться её, нет никакой гарантии что вы исчезните, но нет и гарантий того, что вы продолжите существование в какой-бы то ни было форме. Смерть страшна разве что своей неизвестностью, как в прочем и жизнь...

Начать дискуссию