Границы

Границы

В этой статье речь пойдет о границах, точнее о их отсутствии.

Многие споры и конфликты, по моему опыту, не редко сводятся к такому ключевому понятию как "граница". Даже очень многие, на самом деле. Я заметил это и решил немного переосмыслить эту концепцию. Да, это именно концепция, и теоретически можно обойтись и без неё, жить без границ так сказать.

Так что же такое граница? Граница это некоторая линия (или поверхность\гиперповерхность) отделяющая одну часть целого от другой. Можно было бы воспользоваться другим определением (это определение я родил сам), но думаю все прекрасно знают что такое граница и интуитивно это понимают. Есть целая ветвь математики заточенная под границы - топология, но мы про неё здесь говорить не будем.

Примерами естественных границ может служить граница между сушей и морем, твердым и жидким, твердым и газообразным, жидким и газообразным, границы можно усмотреть в самых разных процессах и явлениях.

Существуют ли границы в реальности? может да, может нет, никто доподлинно не знает, но все люди (или почти все) вольно или не вольно пользуются этой достаточно древней концепцией. Серьёзно, концепция очень древняя. (по ощущениям ей десятки тысяч лет)

&предыстория&

Началось всё с того, что я обнаружил что нахожусь в плену иллюзий древних концепций и решил понемногу высвобождаться из них. (это немного описано в статье с стихотворением "Ты тоже?..", ссылка ниже) С переменным успехом мне это удается, но пока результаты не утешительные. Одной из концепций номинированных на переосмысление стала концепция границ.

Что именно меня не устраивает в границах? а вот что: граница это очень определенный объект, а реальном мире не всегда (никогда?) можно достичь такой определенности. Да, концепция бесспорно удобная, это нельзя отрицать, но она удобна далеко не всегда.

Вот пример, граница между ребенком и взрослым, где она проходит? Помните, граница это точное положение, то есть нужен точный возраст когда ребенок становится взрослым, какой это возраст? 18 лет? то есть когда мне 17 лет 11 месяцев 30 дней 23 часа 59 минут 59 секунд я ещё ребенок, а ровно в 18 лет стану взрослым?Практика показывает что люди взрослеют в разном возрасте.

Вот ещё пример. Граница между морем и сушей, где она?

Границы

Казалось бы, чего тут сложного, вот и граница:

Границы

Но давайте присмотримся чуть ближе:

Границы

Ещё ближе:

Границы

Вот так нормально.
Граница условна, в реальности вода постепенно смешивается с песком, потом переходит в мокрый песок, влажный и только потом в сухой. Здесь нигде нет точного места где слева весь песок был бы сухим, а справа была бы только вода.

На деле мы имеем такую ситуацию, которая к слову встречается и в остальных случаях когда применяют концепцию границ: мы точно знаем 2 вещи, где находится вода (справа от черной линии) и где находится суша (слева от красной линии), а между ними есть плавный(или не очень) переход, градиент.

Границы

То же относится и к возрасту, мы точно знаем возраст когда человека можно считать ребёнком (например 10 лет), и точно знаем возраст когда человека можно считать взрослым, пусть будет 30+ лет, а между этими возрастами есть сложный, не всегда понятный, градиент перехода одного возраста к другому, отличающийся от человека к человеку.

Смысл именно в том, что есть вещи которые мы можем узнать точно, это место где точно есть вода и место где точно есть суша, две условные точки. А граница это лишь одна точка между этими двумя и она известна не точно (фактически между этими известными точками не точка-граница, а целая кривая о которой пойдет речь в второй статье-продолжении).

Это кстати имеет непосредственное отношение к общению между людьми, конструктивному диалогу так сказать, а не только к исследованию мира.

Например, общаются два путешественника и обсуждают возле какого дерева им разбить палатку, один указывает на дерево и говорит что "здесь", а второй в упор не видит дерева. Начинается полемика которая может перерасти в скандал. (ситуация надуманная, но типичная: один не понимает, другой думает что над ним издеваются).

В чем проблема? вот в чем, каждый путешественник говоря о дереве вспоминает(представляет) некоторое дерево которое считает эталонным, это может быть собирательный образ дерева или самое первое дерево которое он увидел в детстве, не важно, главное что есть некоторая выборка деревьев (опыт) на основании которой каждый судит о том, как должно выглядеть дерево.Так вот первый путешественник, прожив в засушливых\аридных условиях считает деревом даже околокустраниковые растения, а второй только могучие дубы, поэтому один увидел в неприметном кустике дерево, а второй нет (хотя они смотрели на одно и тоже растение).

Чаще всего такие несоответствия представлений заканчиваются недоумением, удивлением или просто игнорируются, но иногда это может привести и к серьезным последствиям (особенно в политике).

Причем здесь границы? дело именно в том, где для каждого из путников проходит граница между деревом и кустарником. Этой границы как таковой нет, есть лишь растения которые оба путника могут точно назвать кустарником, и растения которые оба путника могут точно назвать деревом, а вот где граница между ними...

Если бы они не отделяли\разграничивали строго деревья от кустарников, то проблем было бы меньше, а может и вообще не было бы (по крайней мере в той ситуации).

Подобное отсутствие границ, к слову, можно наблюдать практически всюду, взять даже границу между столом и воздухом, она вовсе не является некоторой плоскостью, плоскость это абстракция, фактически поверхность стола всё время обменивается атомами и молекулами с воздухом, да и границы атомов и молекул весьма условны, есть ли они вообще? Можно формально указать границу каждого атома пользуясь соображениями о движении электронов, но фактически всё сведется к границе взаимодействий, а фундаментальные взаимодействия не ограничены (теоретически), они лишь убывают с разной скоростью.

Но здесь мы уже переходим в область иных рассуждений и я опишу их в следующей статье, эта была в сущности о отсутствии границ и она уже порядком затянулась.

Начать дискуссию