Какие налоги платят партнеры «Яндекс Такси» в 2023 году — агентский договор с водителями и новый закон о такси

Всех приветствую, друзья!

Меня зовут Васильев Дмитрий, я адвокат.

Одно из немногих направлений моей работы – сопровождение партнеров Яндекс Такси (такси, курьерская доставка, грузоперевозки).

Работаю я в данной сфере с 2015 г. Если Вы «подключашка» или железный парк, то возможно за эти годы Вам приходилось сталкиваться с моей работой в том или ином виде. За все годы моей работы через меня прошло более 1000 клиентов в сфере такси, включая «подключашки», железные парки, а также диспетчерские со своими заказами (да, такие остались в небольших городах и их довольно много).

С 2014 я консультирую клиентов по вопросам налогообложения. За эти 9 лет мной на одном только портале Pravoved.ru (где я являюсь юристом № 1 в рейтинге юристов РФ) было дано несколько тысяч открытых консультаций, доступных для всеобщего обозрения, а также несколько тысяч персональных консультаций, отзывы о которых также размещены в открытом доступе.

Более подробная информация обо мне на моем сайте и в профиле Правовед. ру. Для индивидуального разбора и решения Ваших правовых задач обращайтесь ко мне лично в телеграм. Буду рад помочь!

Сегодня мы обсудим налогообложение «подключашек» и железных парков в 2023 г.

Информация будет в равной степени касаться как сферы такси, так и сферы курьерской доставки, грузоперевозок, а также перевозок по предварительным заказам (или по-другому «трансферы» — сюда в основном входят классы бизнес и премиум – не путать с такси).

Поясню, что для простоты изложения далее по тексту я буду использовать унифицированный термин «водитель», но описанное будет касаться и пеших курьеров.

Также я поделюсь итогами прохождения нами с клиентами камеральных и выездных налоговых проверок в 2022 г. – за этот год мне есть чем поделиться, поскольку впервые за 8 лет моей работы в сфере такси наш диалог с налоговой дошел до суда, что закончилось полной нашей победой как в первой инстанции, так и в апелляции.

На сегодняшний день с клиентами, с которыми мы сразу настроили грамотную схему работы и грамотный документооборот, у нас за 8 лет моей работы статистика прохождения проверок в нашу пользу ровно 100%. Ни 90%, ни 99%, а ровно 100%.

Если брать клиентов, которые работали по «кривым» схемам, получали проблемы от налоговой и обращались ко мне в последний момент, то здесь конечно бывало разное – не все критические риски «кривых» схем работы и «кривых» договоров с водителями можно исправить уже на стадии претензий со стороны ФНС.

Также обсудим новый закон о такси 2023 г. и что именно он поменяет в агентской схеме.

1. Какие налоги платит партнер Яндекс Такси? Какой договор партнеру заключить с водителем Яндекс Такси в 2023 г?

Партнер Яндекс Такси платит налог только с суммы своей комиссии и не платит налог с суммы денежных средств, перечисляемой водителям.

Суть – партнер (фактически выполняющий роль диспетчерской) берет комиссию 2-6% от суммы каждого заказа (% зависит от региона и парка), при этом через расчетный счет партнера Яндекс Такси проходят все денежные средства, оплачиваемые пассажирами безналичным путем.

Возникает вопрос – с какой суммы нужно платить налог? С суммы удержанной комиссии или с полного оборота по расчетному счету?

В случае если парк (диспетчерская) заключает с водителем агентский договор, то это позволяет ему платить налог только с суммы своей комиссии (агентского вознаграждения).

Правовым обоснованием для этого является п. 9 ч. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ:

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ НК РФ Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

9) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Помимо самой нормы существует огромное количество Писем Минфина, в которых Минфин подтверждает, что агент платит налог только с суммы своей комиссии и не платит налог с суммы денежных средств, перечисляемых Принципалу.

Тем не менее, за годы моей работы часто у клиентов возникали опасения «а вдруг в законе одно написано, а на практике по-другому».

Чтобы исключить такие опасения, мы с такими клиентами направляли запросы в их налоговые органы и за все время получили порядка 100 официальных ответов из налоговых органов от Москвы и Питера до Владивостока и Хабаровска с четким подтверждением того, что Партнер Яндекс Такси платит только налог с суммы своей комиссии.

Обращаю внимание, что все 100 ответов налоговых я готов выслать любому абсолютно бесплатно – напишите мне в телеграм и я вышлю все официальные ответы ФНС (порядка 100 штук).

Пример разъяснений из одного из ответов ФНС РФ:

Выдержка из разъяснений от ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска
Выдержка из разъяснений от ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска

Все годы мы с клиентами всегда спокойно проходили проверки. Причем проверки мы проходили успешно с клиентами, которые работали с любыми агрегаторами – Яндекс, Ситимобил, Гетт, wheely, Didi, Bolt, до этого также Убер и т. д. Проверки практически всегда проходили по одному сценарию:

  • клиент подает декларацию, в которой указывает в качестве суммы своего дохода свою комиссию (железные парки сюда добавляют еще доход от аренды).
  • налоговая получает декларацию, запрашивает выписку в банке клиента, далее видит, что в декларации указана одна сумма дохода, по расчетному счету прошла сумма в разы больше.
  • налоговая присылает письмо клиента почти всегда с одним и тем же содержанием «мы выявили расхождения, дайте пояснения или подавайте уточненку на полную сумму».
  • в ответ мы с клиентом предоставляли документы по конкретно его схеме работы (письмо с описанием сути деятельности и правовым обоснованием на 6 листах, агентские договоры, КУДиР, в случае с офертой еще подтверждение акцепта и т. д.).
  • после этого в 95% случаев налоговая пропадала – наш ответ и документы ее устраивали. В отдельных случаях налоговая что-то дозапрашивала, либо вызывала клиента к себе лично для дачи пояснений и «отставала» уже после этого.

Вообще хочется отметить, что любые требования о предоставлении документов и вызовы в ФНС при агентской схеме работы – это абсолютно нормальное явление. В налоговой нет хрустального шара, из которого она могла бы получать информацию о том, чем занимается налогоплательщик, поэтому она и задает нам вопросы и просит документы для того, чтобы убедиться, что мы платим налоги правильно.

Если у Вас ларек по продаже фруктов, и Вы платите 6% со всей суммы, которая поступает к Вам на банковский счет – налоговая вряд ли будет Вам задавать вопросы. Зачем? Вы и так оплатили 6% со всего оборота, поэтому какие бы вопросы она не задавала – больше 6% с Вас взять не получится.

Агентская схема – это другое. Здесь Вы не платите налог со всего оборота, поэтому налоговая должна проверить, что у Вас есть законные основания для неоплаты налогов с большей части оборота по счету и что Вы реально осуществляете агентскую деятельность, а не какую-либо другую (иначе бы все просто «рисовали» агентские договоры под любые виды деятельности).

Тем не менее в 2020 г. у нас нашлась впервые за все время налоговая – МИНФС № 10 по Московской области, которая захотела предъявить моему клиенту претензии и потребовать от него оплаты 6% со всего оборота.

Причем с этим клиентом я работал с 2017 г., и мы в той же налоговой и у того же самого налогового инспектора успешно отчитывались за 2017 г. и за 2018 г.

Что смутило налоговую в этот раз:

  • 302 счет в Киви банке. Клиент работал через моментальные выплаты сервиса Jump Taxi, счет был в банке Точка. Налоговую сильно смутил тот момент, что денежные средства с расчетного счета ИП переводились на непонятный 302 счет и при этом налоговая в выписке по расчетному счету ИП не видела вообще никаких переводов водителям. Доступа к 302 счету у налоговой нет, поскольку он открывается не на имя клиента. Налоговая решила, что «это какая-то схема обнала» – через непонятный и непрозрачный для налоговой счет вывести окольными путями деньги, забрать все себе в карман, а потом уклониться от уплаты налогов.
  • содержание типового агентского договора с водителем. Клиент в 2019 г. начал работать с сервисом Jump Taxi, оставил для подписания с водителями типовой агентский договор, встроенный в приложение.

В данном агентском договоре был абсолютно адекватный на мой взгляд пункт: «Водитель – лицо, предоставляющее транспортное средство в аренду с экипажем». Логика пункта понятна – в нем имелось ввиду, что водитель конечно же пассажиру предоставляет транспортное средство в аренду с экипажем, но никак не нам. Но налоговая решила за него зацепиться и трактовала его как «водитель партнеру предоставляет ТС в аренду с экипажем». Логики в такой позиции я не вижу, видимо ФНС нужно было за что-то зацепиться.

  • еще один довод – про который все 8 лет мне задают больше всего вопросов. Суть довода простая – мол «в договоре между Яндекс Такси и партнером указано, что партнер – это Служба такси и партнер должен заключить с водителем либо трудовой договор, либо договор гражданско-правового характера, это требование не выполнено, поэтому партнер является перевозчиком».

Действительно в договоре написано про трудовой договор, либо договор ГПХ, вот только вопрос, а что, агентский договор – это не договор гражданско-правового характера?

А какого тогда он характера – уголовно-правового? =))

Любой договор, заключаемый в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, является договором гражданско-правового характера, в том числе и агентский договор, поэтому в этой части никакого противоречия нет.

  • еще одна претензия – отсутствие Отчетов агента с водителями

Что очень важно для нас – все необходимое подтверждение того, что у нас с водителем именно агентские правоотношения, а не какие-то другие, есть в диспетчерской Яндекс Такси. Яндекс в диспетчерской для своих партнеров подготовил необходимое обоснование и отчеты, чтобы мы могли обосновать для налоговой, что мы именно посредники, а не исполнители услуг и могли отчитываться именно как посредник, а именно:

  • Ваше вознаграждение в диспетчерской формируется именно как «комиссия» (что относится к терминологии именно посреднических договоров), а не как вознаграждение за оказание услуг по перевозке.
  • В диспетчерской отдельно отражается комиссия, которую Вы удерживаете с каждого водителя, и которая является Вашим доходом с каждого водителя.
  • В диспетчерской отдельно учитываются статус партнера и статус водителя, при этом Ваше вознаграждение в диспетчерской формируется отдельно от вознаграждения водителей. Если бы Вы были перевозчиком, то тогда не было бы отдельного дохода водителя, а был бы только Ваш доход.
  • Из диспетчерской можно отдельно выгрузить отчет с размером Вашей комиссии, которая учитывается для целей налогообложения – мы его используем в диалогах с налоговой в качестве подтверждения размера своего дохода.
  • По некоторым тарифам Яндекс вообще ограничивает размер Вашей комиссии не более 5% (тариф по подсадке «платный наем»), которую Вы можете взять с водителя (если бы Вы были перевозчиком и все поступления были Вашим доходом, то соответственно Яндекс был бы не вправе регулировать Ваши взаимоотношения с водителем).
  • Еще важный момент – тарифы на перевозку за всех устанавливает сам Яндекс, мы не можем как-то влиять на тарифы. Если бы мы были перевозчиком, то и тарифы устанавливал бы каждый партнер самостоятельно.

То есть фактически в диспетчерской есть более чем достаточное подтверждение того, что партнеры Яндекса являются именно посредниками, а не перевозчиками или еще кем-то.

Важно знать такие тонкие моменты, поскольку Вы можете быть правы по закону, но если Вы не сможете грамотно обосновать свою позицию, предоставить доказательства, то нет никаких гарантий, что инспектор сможет разобраться сам.

Важно понимать, как работает налоговая инспекция – у самого налогового инспектора часто нет вообще юридического образования (экономическое или бухгалтерское), поэтому в инспекции есть юристы, которые помогают инспекторам разобраться в правовых вопросах.

А теперь представьте себе – в России тысячи видов бизнеса, тысячи законов и подзаконных актов, зарплата юриста в ФНС в регионе 30-40 тыс. руб. – где юристу взять мотивацию изучить все существующие законы для всех существующих видов бизнеса? Даже если такую мотивацию найти, и юрист будет сидеть на работе 25 часов в сутки – невозможно знать все.

Ни один юрист не может знать все сферы юриспруденции.

Отсюда вывод – среднестатистические инспектор и юрист в ФНС вряд ли так уж хорошо знакомы со сферой такси и вряд ли с ней работают каждый день.

Поэтому либо Вы сразу своевременно предоставите в инспекцию нужное правовое обоснование своей деятельности и правильности уплаты Вами налогов, либо юристы ФНС начнут «гуглить» информацию о налогообложении в сфере такси и тут уже все зависит от того, что они «нагуглят», поскольку глубоко изучить сферу такси невозможно за месяц, а у юриста на это будет выделено максимум пара часов.

Инспекция несколько раз откладывала принятие решения – видимо тоже сомневались и боялись его принимать. Решение по итогам камеральной проверки было вынесено только во второй половине 2021 г, хотя это была проверка декларации за 2019 г., а декларацию мы сдавали в начале 2020 г., то есть фактически проверка шла 1,5 года.

Решение было вынесено не в нашу пользу, после чего мы подготовили апелляционную жалобу в вышестоящую ФНС (ФНС по Московской области) прекрасно понимая, что там решение оставят в силе (налоговая бы не стала выносить решение без согласования с вышестоящей налоговой).

После этого мы подали заявление в суд об оспаривании ненормативного правового акта – Решения о привлечении к налоговой ответственности моего клиента.

Наши доводы были следующие:

  • мы занимались только подключением водителей, со всеми водителями заключены агентские договоры.
  • фактически мы также были именно посредниками, я не перевозчиками.
  • собственником автомобилей, на которых совершались перевозки, являлся не мой клиент – водители совершали поездки на своих автомобилях или на автомобилях, арендованных ими у третьих лиц.
  • практически на все автомобили были оформлены лицензии и оформлены они были на третьих лиц – сторонние компании, к которым мы не имеем никакого отношения.
  • агентские договоры были подписаны, они никем не оспорены и не признаны недействительными, а значит имеют юридическую силу.

Это вкратце конечно. Само заявление было на 18 страницах с подробным описанием и обоснованием того, почему налоговая неправа.

После подачи иска в суд, судья назначил первое заседание.

Позиция судьи стала «намечаться» прямо с первого заседания. В частности, на первом заседании состоялся такой смешной диалог:

  • судья: «налоговая, почему не согласны с расчетом налогооблагаемой базы, какие доказательства, оспаривающие агентские договоры, вы собрали?»
  • представитель ФНС: «ну, он не представил отчеты агента, также по закону и договору с яндексом он должен был заключать не агентский договор, а договор фрахтования».
  • судья (изумлено): «что значит «должен был?» — Вы его конкретную ситуацию вообще изучали – какие у него правоотношения с водителями были и какие договоры он подписывал?».

Также со стороны судьи были такие реплики как:

  • обращаясь к ФНС: «если по Вашему мнению отсутствие отчетов агента означает то, что агентские договоры не были подписаны, при этом доказательств того, что у него были с водителями какие-либо иные правоотношения Вами не собраны и не представлены, тогда выходит у него вообще никаких отношений с водителями не было – тогда вообще получается он деятельности не вел и никакие налоги платить не должен?».
  • обращаясь к ФНС: «налоговая, это позор, я вообще не понимаю, что мы здесь делаем – с вашей стороны не было собрано вообще никаких доказательств, оспаривающих доводы налогоплательщика».

Тем не менее, судья запрашивал у нас много дополнительных доказательств, в частности:

  • мы делали официальный запрос в Jump Taxi, чтобы получить подробное описание как осуществляется подписание агентского договора у них в сервисе. Нельзя не отметить оперативную помощь со стороны Jump Taxi – они дали очень подробный и быстрый ответ.
  • мы делали официальный запрос в Киви банк – судья просил подробное описание схемы работы 302 счета. Киви дали также оперативный и подробный ответ, суть которого довольно проста – все операции через 302 счет полностью прозрачны и могут быть подтверждены отчетами из Киви Банка, а сама схема работы через 302 счет появилась просто потому, что в Киви банке еще до такси была настроена техническая инфраструктура работы через 302 счет (учет, расчеты и т. д.).
  • мы ходили к нотариусу и заверяли скриншоты из диспетчерской Яндекс. Такси.
  • также с нашей стороны несколько раз были даны дополнительные пояснения.

По итогу 23 марта 2022 г. суд вынес решение в нашу пользу (Решение по делу №А41-89547/21, полный текст решения изготовлен 28 марта), решение ФНС о привлечении нас к ответственности отменил.

Основные цитаты из решения суда:

В части описания позиции ФНС РФ:

Доводы ФНС
Доводы ФНС

В части порядка подписания договоров через Jump Taxi:

Для судьи было важно установить факт акцепта водителями Договора-оферты
Для судьи было важно установить факт акцепта водителями Договора-оферты

Анализ фактических правоотношений между клиентом и водителями:

Судье было важно установить РЕАЛЬНЫЙ характер взаимоотношений с водителями
Судье было важно установить РЕАЛЬНЫЙ характер взаимоотношений с водителями

В части агентского договора и положений транспортного законодательства:

Клиент не мог быть признан перевозчиком, поскольку все лицензии были оформлены на 3-х лиц
Клиент не мог быть признан перевозчиком, поскольку все лицензии были оформлены на 3-х лиц

Итоговый вывод суда:

Вывод, основанный на представленных нами доказательствах
Вывод, основанный на представленных нами доказательствах

Если Вы хотите ознакомиться с полным текстом решения – он выложен на официальном сайте арбитражных судов РФ, либо Вы можете написать мне в телеграм и я вышлю решение.

Налоговая не согласилась с решением суда и обратилась в суд апелляционной инстанции.

Доводы у налоговой были те же. Апелляция длилась примерно 5 минут, решение было также в нашу пользу.

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда № 10АП-8899/2022 от 14 июня 2022 г. я здесь цитировать не буду, поскольку доводы в нем остались в целом те же, но при желании Вы можете самостоятельно изучить полный текст Постановления, который я вышлю любому – для этого напишите мне в телеграм.

После апелляции мы взыскали с ФНС не только судебные расходы, но и отдельно проценты за пользование денежными средствами, поскольку до суда налоговая уже взыскала деньги с моего клиента, а вернуть мы их смогли только после завершения судебного процесса, а это заняло полгода – поскольку все это время наши деньги необоснованно были у ФНС, то мы взыскали с нее проценты по ключевой ставке за пользование нашими деньгами.

Основные выводы, которые мы можем сделать по итогам судебного процесса в точности совпадают с нашими выводами, которые мы могли сделать и до суда – все зависит от правильной схемы работы. Если бы у клиента была кривая схемы работы, лицензии на себя, либо если бы мы не предоставили своевременно все доводы и доказательства с нашей стороны – решение могло бы быть совершенно другим.

Например, если Вы будете подписывать с водителями договоры аренды с экипажем вместо агентских договоров, то закончится все тем же, чем закончилось «ульяновское» дело 2020 г.

Если Вы не хотите ждать, пока налоговая к Вам предъявит претензии и гадать «удастся ли потом что-либо скорректировать задним числом или нет», Вы можете обратиться ко мне на индивидуальную консультацию, и я смогу помочь Вам с настройкой правильной схемы работы.

В сентябре 2022 г. мы, кстати, выиграли еще один суд с одним клиентом по 115-ФЗ (дело вел мой партнер). Сбербанк заблокировал клиенту счет на основании 115-ФЗ со ссылкой мол «подозрительные операции», и мы через суд обязали Сбербанк снять все ограничения — суд признал, что выплаты водителям на основании агентского договора являются полностью прозрачными для банка и обязал банк снять все установленные ограничения. Но про это решение я расскажу как-нибудь в другой раз.

2. Должен ли партнер Яндекс Такси удерживать НДФЛ и платить налоги за водителей в 2023 г?

Нет, не должен. При заключении агентского договора (если фактически Ваша деятельность является агентской), Вы по закону не должны удерживать НДФЛ при перечислении денежных средств водителю.

Письмо Минфина России от 3 сентября 2015 г. № 03-04-06/50972


"Общество, действуя в качестве агента в рамках договора поручения, заключает от имени и за счет физлиц-доверителей договоры на перевозку с лицами, непосредственно осуществляющими перевозку пассажиров. При этом доверители уплачивают обществу вознаграждение, а также предоставляют средства, необходимые для исполнения поручений и возмещения понесенных издержек.
Деньги, полученные от физлиц для исполнения поручений по агентскому договору, будут перечисляться лицам, осуществляющим перевозку пассажиров.
Общество-агент не является источником дохода физлиц, непосредственно осуществляющих перевозку пассажиров.
В рассматриваемой ситуации лицами, от которых физлица-перевозчики получают доход, являются доверители.

Таким образом, общество, действуя в качестве агента, не является налоговым агентом. Соответственно, оно не обязано исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ".

Таких разъяснений МинФина было много.

Также в упомянутых выше запросах в ФНС мы спрашивали налоговые органы о том «должны ли мы удерживать НДФЛ при перечислении денежных средств водителям-принципалам?». И во всех случаях получили подтверждение, что «при перечислении агентом денежных средств водителю-принципалу» партнер Яндекс Такси не должен удерживать НДФЛ.

Пример разъяснений от одной из ФНС по нашему запросу:

Выдержка из разъяснений ИФНС по Центральному округу г. Братска Иркутской области
Выдержка из разъяснений ИФНС по Центральному округу г. Братска Иркутской области

При необходимости пишите мне в телеграм или ватсап – я скину все разъяснения ФНС.

Важный момент – выше речь идет о тех ситуациях, когда Вы на самом деле являетесь посредником-агентом. Если Вы начнете фактические трудовые отношения с водителями прикрывать агентскими – последствия могут быть совершенно другими, в том числе будут риски и переквалификации отношений в трудовые и риски доначисления НДФЛ за водителей.

Разница между агентскими и трудовыми отношениями существенная:

  • трудовые отношения предполагают, что Вы устанавливаете водителю четкий график работы (например, с 9 до 18 с понедельника по пятницу, либо посменно 2/2 и т. п.), также при трудовых отношениях водитель находится в подчинении от Вас (то есть Вы можете давать ему обязательные для выполнения указания и т. д.).
  • агентские отношения предполагают, что у водителя нет никакого графика работы, нет обязанности брать заказы в работу, он не подчиняется Вам, на него не распространяются Ваши внутренние локальные акты. То есть заключение Договора с Вами его вообще ни к чему не обязывает, а только создает для него возможность (но не обязанность) получать и выполнять заказы, но при этом режим работы, график он выбирает самостоятельно.

Причем часто указанные различия можно отследить в диспетчерской и убедиться в том, что у Вас с водителями нет никаких трудовых отношений (в диспетчерской будет отражена информация, что в один день водитель работал 3 часа, в другой 5 часов, потом неделю не работал – то есть будет видно, что график нерегулярный и он сам его формирует).

3. Какие договоры должен подписывать с водителем железный парк со своими автомобилями?

Железный парк должен подписывать с водителями следующие договоры:

  • агентский договор (важны все те же самые нюансы, что и для подключашек).
  • договор аренды (для сдачи автомобилей в аренду).
  • дополнительное соглашение к агентскому договору об удержании арендной платы (для того, чтобы не нужно было сначала переводить деньги водителю, а потом бегать за ним в попытке забрать арендную плату).

Отмечу, что у железных парков намного больше нюансов, которые нужно учитывать в схеме работы, особенно если учесть, что часто подключает водителей одно юридическое лицо, а машины сдает в аренду другое ООО (или ИП).

Важно индивидуально разобрать кейс парка и выстроить оптимальную схему работы, чтобы не попасть потом на проблемы.

Также еще больше нюансов возникает в случае, если Вы осуществляете деятельность Управляющей компании в сфере такси – такие компании я также сопровождаю.

4. Какой договор подписывать посреднику с курьерами Яндекс Такси в 2023 г? Как работать с Яндекс Доставкой?

Партнер Яндекс Такси (Яндекс Доставки) подписывает с курьерами агентский договор. Поясню, что приведенные выше нормы законодательства в равной степени касаются как работы с водителями такси, так и с курьерами. Отличия касаются уже нюансов транспортного законодательства – оно не требует получения лицензий курьерами, но это не влияет глобально на схему работы.

5. Какой ОКВЭД должен выбрать партнер Яндекс Такси в 2023 г? Зависит от вида деятельности.

Для «подключашек»:

  • 62.09 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая (основной),
  • 63.91 Деятельность информационных агентств
  • 63.99 Деятельность информационных служб прочая, не включенная в другие группировки,
  • 82.99 Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки.

Если у Вас Железный парк, то к указанным выше кодам ОКВЭД добавляем еще один:

  • 77.11 Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств.

6. Как составить Агентский договор с водителем такси в 2023 г? Где взять образец (бланк) договора с водителем?

Требования к агентскому договору с водителем такси в 2023 г. следующие

А) сам по себе агентский договор должен быть именно агентским – ни договором аренды с экипажем или договором оказания услуг, а именно агентским договором. К сожалению, как показывает практика, не все различают эти вещи.

Б) содержание договора должно включать следующее:

  • предмет договора.
  • перечень агрегаторов.
  • вид услуг, оказываемых принципалом – такси, курьерские услуги, грузоперевозки.
  • размер вознаграждения агента, порядок расчетов.
  • вопросы перевода бонусов, начисляемых Яндекс Такси.
  • порядок подписания отчета агента, либо их отсутствие.
  • ответственность за ДТП, выполнение требований транспортного законодательства (путевые листы, технический и медицинские осмотры, онлайн касса и прочее).

7. Какую систему налогообложения выбрать партнеру Яндекс Такси – ОСНО, УСН, ПСН (патент)?

Партнеры Яндекс Такси в основном применяют упрощенную систему налогообложения «доходы» (УСН 6%).

Также система налогообложения зависит от того, чем Вы занимаетесь – для подключашек и железных парков системы налогообложения могут отличаться.

Частая ошибка таксопарков заключается в попытке применять ПСН (патент).

Вы можете использовать ПСН только если Вы сами лично будете заниматься перевозками (сами будете за рулем) и только в части того, что сами «накатаете», либо если перевозки будут выполнять водители, с которыми у Вас будут трудовые отношения (то есть они будут у Вас официально в штате).

Для подключённых водителей Вы не можете применять ПСН.

В чем суть – Вы покупаете патент на 1 автомобиль – как будто этот 1 автомобиль создает весь оборот. Но поскольку Ваш оборот будет явно выше, чем способен «накатать» 1 автомобиль, то для налоговой будет очевидно, что «там есть еще другие автомобили и водители».

В такой ситуации, поскольку Вы изначально хотите обмануть налоговую, при выявлении этого факта, у Вас будут большие риски того, что Вы попадете на оплату налога 6% со всего оборота (это если Вы перешли на УСН, если нет, то по ОСНО Вам могут начислить НДФЛ 13% и НДС 20% с оборота).

На практике у меня за годы работы были случаи, когда обращались парки, которые пытались работать на ПСН и которым налоговая потом «вешала» 6% с оборота – далеко не все такие случаи потом можно оспорить.

8. Что меняет новый закон о такси с 1 сентября 2023 г в агентской схеме?

Сам по себе закон ничего не меняет. Вводятся понятия «Служба заказа такси» и «перевозчик», а также реестры служб заказа такси и реестры перевозчиков.

По терминологии нового закона «Подключашки» напрямую подпадают под определение «Служба заказа такси», поэтому вполне вероятно, что нужно будет включиться в соответствующие реестр.

Почему «вероятно», если закон уже принят и текст его известен?

Пока не очень понятно как закон будет работать. В самом законе я не вижу чего-то кардинально нового, но более важно какая будет по нему практика.

Все мы помним обсуждения о том, что «все поменяется» после принятия закона о самозанятых в 2019 г, потом закона об онлайн кассах в 2019 г и 2021 г, потом при введении системы КИС АРТ.

По факту да, изменения были, но глобально ничего не поменялось.

Подробно и с цитатами новый закон о такси 2023 г я здесь разбирать не буду, поскольку планирую этому посвятить в ближайшее время полноценную статью.

9. Какую ответственность несет партнер Яндекс Такси за ДТП?

Здесь все зависит от ситуации:

9.1. Вы подключаете водителя, у которого есть лицензия (оформленная не на Вас, а на стороннюю компанию). Тут все просто – Вы не несете никакой ответственности, поскольку перевозчик – это всегда компания, на которую оформлено разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Поэтому и ответственность будет нести компания, выдавшая лицензию.

В отношении подобных водителей (с лицензией на другую компанию) для «подключашки» риски сведены к минимум, поскольку есть официальный перевозчик, а именно компания, которая выдала лицензию — она за все несет ответственность. Фактически в такой ситуации Вы передаете в лице водителя заказ компании, выдавшей лицензию, а какие уже у нее взаимоотношения с водителем – это нас не касается.

Стоит отметить, что все также зависит от того, кто нас проверяет. Если водителя просто остановит сотрудник ГИБДД/МАДИ, то в большинстве случаев им хватает самого факта наличия лицензии/путевого листа, глубже они при таких проверках «на месте» не будут проверять.

При проведении комплексной проверки (например, при проверке МАДИ) уже будут проверять «по полной», но опять-таки, проверка будут проводиться в отношении компании, выдавшей лицензию.

9.2. Вы подключаете водителя без лицензии – в этом случае для Вас есть риски. Как правило, ключевое значение имеет кто указан в графе «перевозчик».

Потерпевшие обычно предъявляют претензии к Яндексу или другому агрегатору, а уже агрегатор все пытается свалить на Вас.

10. Как заключить агентский договор с водителем Яндекс Такси в 2023 г?

Агентский договор с водителем Яндекс Такси можно заключить следующими способами:

  • через сам Яндекс, то есть через сервис Яндекс. pro. Способ относительно новый, поэтому пока нельзя точно сказать, насколько Яндекс при необходимости готов будет нам предоставить какие-либо дополнительные отчеты для налоговой (как это было в упомянутом выше Решении суда в случае с Jump Taxi), есть подозрения, что вряд ли от Яндекса мы получим какую-либо весомую помощь, но «с ходу» каких-либо явных препятствий для подписания агентских договоров через сервис Яндекс. pro я не вижу.
  • через сервисы моментальных выплат Jump Taxi, Таксиагрегатор, taxiCRM, Force Money, Мозен и т. д. Комментарий аналогичен комментарию про Яндекс. pro, но тут все зависит от конкретного сервиса – по отдельным сервисам у нас есть положительная практика решения задач по налоговой, по другим пока нет.
  • через оферту на сайте. Это самый надежный – все происходит непосредственно на Вашем сайте, и Вы ни от кого не зависите. Если в случае с моменталками Вы от них зависите – если с моменталкой что-то случится, то все подтверждение подписания договоров с водителями у Вас исчезнет и Вы можете попасть на очень серьезные проблемы с ФНС (при отсутствии подтверждения подписания агентского договора у Вас не будет оснований не платить налоги с денег, перечисляемых водителям и не платить за них НДФЛ), то в случае с сайтом все проще – сайт точно никуда не исчезнет и подтверждение у Вас будет всегда.

Суть способа подписания агентского договора через оферту на сайте — Вы размещаете у себя на сайте агентский договор-оферту, в нем прописаны все условия сотрудничества. Однако здесь есть ряд обязательных требований, которые нужно соблюдать, включая:

А) Правильную форму регистрации заявки на сайте.

Б) Наличие правильного договора-оферты.

В) Правильная фиксация акцепта оферты водителем и возможность выгрузки подтверждения для налоговой.

Обычно подтверждение формируется в виде реестра водителей в админ панели на сайте. Реестр формируется по итогам заполнения формы заявки на сайте (к реестру есть ряд требований и очень важно, чтобы они были соблюдены, иначе Вы не сможете подтвердить акцепт оферты водителями у Вас на сайте и как следствие не сможете подтвердить факт подписания договора с водителями). Если подписание оферты через сайт у Вас настроено грамотно, то дополнительно подписывать что-либо на бумаге с водителями не нужно будет.

  • подписание агентского договора в бумажном виде.
  • подписание агентского договора через обмен сканами.

Отмечу, что любой из описанных выше способов является легальным и его можно использовать на практике, однако важно, чтобы каждый вариант (особенно в части электронного подписания) был реализован грамотно, в противном случае налоговая может не принять Ваш агентский договор.

10. Какие самые частые причины проблем у партнера Яндекс Такси?

Чаще всего проблемы у партнера Яндекс Такси возникают по следующим причинам:

10.1. Кривая схема работы и кривые договоры. Например, оформление лицензий на себя, оформление путевых листов на себя, использование типовых «скаченных из интернета» договоров, которые даже не всегда являются агентскими и т. п. Наиболее частые ошибки: договор не отражает специфики деятельности партнера Яндекса, некорректно сформулирован предмет договора (самая распространенная ошибка), некорректно отражена комиссия агента, либо используются термины из договоров на оказание услуг – «исполнитель», «заказчик», «услуги».

10.2. Неспособность предоставить в налоговую правовое обоснование и описать подробно суть своей деятельности. Выше уже писал об этом, повторяться не буду. Очень многие парки предоставляют в налоговую договоры, пишут пояснения в 1-2 абзаца, а при вызове в ФНС пытаются «своими словами» что-то объяснить налоговой. Важно писать в налоговую подробные и развернутые пояснения по своей деятельности, чтобы обосновать, что у Вас фактически с водителем именно агентские правоотношения, а не просто подписан агентский договор с целью прикрыть трудовые или иные отношения.

10.3. Использование ПСН (патента). Аналогично выше уже описывал подробно.

10.4. Ведение расчетов с водителями не путем выплаты с расчетного счета ИП или ООО, а путем перевода денег на свою личную карту, а уже далее с карты оформляется перевод денег водителю. Диалогов с налоговыми в таких ситуациях возникало очень много. Причина понятна – налоговая не видит переводов водителям с расчетного счета и как следствие начинает думать, что Вы «забрали все деньги себе». И хотя во всех случаях, когда клиенты обращались ко мне своевременно, нам удавалось отбить все претензии со стороны ФНС, все равно нужно понимать, что прямые выплаты с расчетного счета ИП или ООО в адрес водителя-принципала, являются для налоговой намного более прозрачной историей. Причем реальной необходимости в расчетах с водителями через переводы с карты на карту нет – даже если Вы не будете пользоваться услугами сервисов моментальных выплат, то все равно можно найти тарифы в банках, которые позволят делать выплаты водителям с комиссией 0,2-0,5% напрямую с расчетного счета без каких-либо лимитов по месячным суммам.

10.5. Неправильное ведение КУДиР (книги учета доходов и расходов). Не знаю почему, но даже бухгалтеры, которые разобрались в агентской схеме работы, часто саму КУДиР ведут некорректно, что в отдельных случаях само по себе может привести к печальным последствиям и доначислению налогов со всего оборота. Ошибок на самом деле допускается много и этот список можно продолжать до бесконечности, но приведенные выше ошибки наиболее часто приводят к проблемам с ФНС.

11. Может ли партнер Яндекс Такси работать с водителями нерезидентами?

Может, у многих парков 99-100% всех водителей являются нерезидентами. Главное, чтобы водитель законно находился на территории России.

На этот счет у нас тоже были судебные споры с МВД (пытались привлечь клиента по ст. 18.15 КоАП РФ) и заканчивались они опять-таки в нашу пользу.

Мы не являемся по отношению к водителю работодателем, поэтому не обязаны на него оформлять разрешение на работу.

Тем не менее есть отличия в работе с нерезидентами:

  • Есть нюансы, связанные с заключением агентского договора. Носят они больше технический характер.
  • Необходимость проходить и оплачивать валютный контроль при перечислении денежных средств водителям-нерезидентам. На практике сейчас эта особенность почти неактуальна из-за того, что при использовании сервисов моментальных выплат в рамках валютного контроля банк у Вас ничего не запрашивает.
  • запрет на расчеты наличными денежными средствами с нерезидентами.

Это принципиальное требование законодательства. Все расчеты с водителями-нерезидентами должны строго идти через банк.

12. По каким причинам банк может заблокировать счет партнеру Яндекс Такси на основании 115-ФЗ?

Я выше уже упоминал, что в 2022 г. нам пришлось судиться со Сбербанком, который заблокировал счет моему клиенту.

Случаев блокировок достаточно много, а снимать блокировки через суд долго и дорого, поэтому желательно изначально работать так, чтобы минимизировать риски блокировки счета со стороны банка.

По некоторым банкам (тот же Сбербанк) блокировка может обойтись довольно дорого таксопарку Яндекс Такси – как правило Вам еще на стадии запроса документов и «обоснования экономического смысла» банк устанавливает ограничения по счету и даже если Вы все представите и потом банк снимет ограничения – все равно пока банк будет рассматривать документы Вы не можете делать выплаты водителям.

Как итог водители, оставшись на 7-10 дней без денег, не особо будут этому рады – кто-то уйдет в другой парк, а кто-то может решить, что Вы его обманываете, Вы мошенник и как следствие может принять «разные меры» — угрозы от водителей в таких ситуациях поступают довольно часто.

Причина блокировок счета в следующем — Центральный банк РФ в соответствии со 115-ФЗ разработал критерии по выявлению подозрительных операций по банковским счетам (критериев много – порядка 18 листов), далее все банки на основании указанных критериев разработали автоматизированные системы по выявлению подозрительных операций.

Если Ваши операции по счету подпадают под критерии подозрительных – банк присылает Вам запрос по 115-ФЗ (какие-то банки сразу устанавливают ограничения даже на период запроса, какие-то нет).

Нюанс в том, что Вы можете вести полностью законную деятельность, однако все равно получить запрос просто потому, что не учитывали в своей деятельности ряд параметров по 115-ФЗ. У партнеров агрегаторов такси часто западают 5 критериев из списка ЦБ РФ.

Также проблема в том, что если один банк Вам заблокирует счет, то могут возникнуть сложности с открытием счетов в других банках.

По этой части рекомендации – соблюдать критерии ЦБ, чтобы автоматизированная система банка не присылала Вам автоматически запросы по 115-ФЗ. Эти моменты мы также разбираем с клиентами на индивидуальных консультациях.

Для получения индивидуальных консультаций, настройки законной схемы Вашей работы с Яндекс Такси как в плане налогообложения, так и в плане ответственности за ДТП и прочих нюансов, Вы можете написать мне сообщение с кратким описанием своей ситуации на:

juristvasiliev@yandex.ru,

WhatsApp 8-960-767-64-03,

Телеграм @Dmitriy_vasilev7

и мы в индивидуальном порядке разберем и обязательно решим Ваш вопрос.

Также всем кому необходимо отправлю все 100 официальных разъяснений ФНС по нашей с клиентами схеме работы, а также судебные акты по упомянутому выше судебному спору с ФНС.

Обращайтесь ко мне лично, буду рад помочь!

С Уважением, адвокат Васильев Дмитрий (№ 1510 в реестре адвокатов, адвокатское удостоверение № 1911, выдано 29.10.2015 г. адвокатской палатой Красноярского края).

Юрист № 1 в рейтинге юристов России по версии крупнейшего правового сервиса РФ Правовед. Ру — https://pravoved.ru/lawyer/362127/.

Если у Вас есть вопросы по обозначенным темам, либо есть личный опыт, которым Вы хотели бы поделиться – пишите комментарии, давайте обсудим.

1111
реклама
разместить
15 комментариев

Зашёл ради интереса на сайт автора. Из услуг нашел только "легализацию дохода от заработка в интернете" - крипта, вебкам, фотостоки и т.д. Уже вызывает вопросы в квалификации - автор относит все эти виды доходов к полученным заведомо преступным путем, так как употребляет термин "легализация". Но материал про такси достаточно нормальный, спасибо. Про 302 счёт не знал

2

"Легализация" и "легализация преступных доходов" - это разные вещи.

Легализация - это перевод деятельности в законное русло (серых доходов, с которых человек раньше не платил налоги, в белые, то есть с которых он начал платить налоги).

Если фотограф размещает свои работы на шаттерстоке, который выплачивает ему доход на иностранные платежные системы, то не каждый разберется как правильно легализовать такой доход, то есть начать с него платить налоги и не нарушить при этом валютное законодательство.

"Легализация денежных средств, приобретенных преступных путем" - это ст. 174 УК РФ и это уже преступление.

2

А за лигалайз марьиванны он топит там?

Мужик, мы же не в 90х сейчас 🤦

Наладил документооборот по инструкции и рекомендациям Васильева. С тех пор есть уверенность в завтрашнем дне. Он эксперт, других не знаю.

2

Дмитрий, единственный юрист, который дал внятное разъяснение как правильно работать в сфере такси и доставке.
Неоднократно проходил камеральные проверки на своих ИП и юр. лицах, все заканчивалось стандартными пояснениями.
Работаю с данным юристом более 2х лет, рекомендую🤝

2