{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Цифровизация рубль сбережет

Почему включение цифровых сервисов в тариф — правильно.

Цифровизация многоквартирных домов точно полезна для как для крупного, так и для небольшого бизнеса. Но как внедрение цифровых технологий отразится на жизни резидентов "умных домов", а главное — как цифровизация повлияет на ежемесячные платежи?

Разберемся?

Техническая эволюция диктует свои законы, которые распространяются на всех. Кому-то эти законы идут на пользу, а кто-то из-за них страдает — в итоге выживает наиболее приспособленный.

Сегодня рынок ЖКХ в России — та сфера, которая меньше других идет по пути эволюционного развития. Это связано с тем, что ЖКХ — более сложная система, содержащая в себе несколько других не менее сложных подсистем.

Например, уберизация сервиса заказа такси прошла достаточно быстро и легко, так как количество участников в цепочке заказа такси невелико: таксопарк, водитель и пассажир. Если обратить внимание, то другие привычные сегодня цифровые сервисы так же состоят небольшого количества участников. Да, сейчас появляются дополнительные нормы их регулирования, но эта надстройка идет поверх уже построенных цифровых процессов.

Сфера ЖКХ подразумевает взаимодействие нескольких уже самих по себе сложных участников: девелопер, управляющая компания, внешние системы сбора и обмена данными (ГИС ЖКХ, Госуслуги и т.д.), государство в лице контролирующего органа и коллектив собственников жилья. Еще одной преградой на пути к быстрой цифровизации ЖКХ является уже имеющаяся фрагментарная цифровизация внутренних процессов всех участников.

Нельзя сказать, что использование определенных цифровых программ в работе перечисленных компаний говорит о их полноценной цифровизации, даже если все их процессы выполняются без применения ручного труда. Применение разрозненных и цифровых продуктов и есть фрагментарная цифровизация.

Многие бизнес-процессы, например управляющей компании, уже подверглись цифровому вмешательству. Автоматическое формирование квитанций, проведение ОСС, рассылка платежей, ведение реестра собственников жилья, расчет зарплат сотрудников, работа с заявками и так далее. При этом не редкость, что для выполнения этих процессов внутри одной компании используется различное ПО. А таких решений для автоматизации процессов — великое множество.

Таким образом, разные УК используют различные цифровые решения, что усложняет процесс сбора данных в одну систему для их обмена между всеми участниками и государственного надзора. Подобная ситуация наблюдается не только в работе управляющих компаний — то же происходит и у других участников. И каждый из них не готов отказываться от использования решений, на внедрение которых было затрачено немало средств.

Для создания рынка цифрового ЖКХ требуется решение, которое будет способно объединить несколько десятков различных программных продуктов, которые автоматизируют выполнение бизнес-процессов всех участников цепочки взаимодействия. Эта задача может решаться путем унифицирования используемых данных и стандартизации процессов, систем и устройств на государственном уровне.

Не секрет, что часто государственное регулирование ведет к увеличению расходов, которые в конечном счете перекладываются на граждан. А в сфере ЖКХ определенно всегда конечным плательщиком являются жители домов, отсюда поднимается вопрос в справедливости, прозрачности и обоснованности увеличения тарифа. На первый взгляд, и цифровизация ЖКХ подразумевает увеличение среднего платежа за обслуживание общедомового имущества.

Инициатива НОЗА и ЕРЗ по включению в нормативы тарифов за коммуналку услуги «Умного дома» вызвала немалую волну возмущения и опасений будущих покупателей квартир. Наверняка, в их голове прозвучал достаточно аргументированный вопрос — «#%@&, еще и за это платить!?».

Сегодня жители домов недовольны качеством обслуживания их общедомового имущества. Неудивительно, что дополнительная строка в квитанции никому не понравится.

По данным Росстата, среднестатистическая российская семья, которая живет в многоквартирном доме платит за коммунальные услуги 5 294 рубля в месяц. Из этой суммы 30% — плата за отопление, 20% — за воду, 12 % составляет плата за электричество, оставшийся платеж уходит на содержание общедомового имущества, взносы на капитальный ремонт, вывоз мусора, услуги консьержей, радио и тому подобное.

С ресурсами все более-менее понятно, но остальные почти 40 % расходов уходят на эфемерные для жителей услуги, результат предоставления которых для них неочевиден, или, что происходит чаще всего, выполнение данных услуг производится из рук вон плохо. Не удивительно, что 30 % россиян считают, что услуги по содержанию общедомового имущества им вообще не предоставляют. Это может быть связано либо с тем, что жителю крайне тяжело разобраться в структуре квитанции, либо с тем, что он просто не видит результата такого обслуживания. Скорее всего, это сумма двух факторов.

Структура квитанций на сегодняшний день — отдельный вопрос. В ней используются замысловатые и непонятные термины, множество строк и ненужных данных. Было бы неплохо получать квитанции по типу счетов, которые мы получаем, используя подписку на стриминговый сервис, да? Долой канцеляризмы!

В итоге многие, кто не видит результата от своих платежей, просто перестают оплачивать платежи, что, в свою очередь, ведет к увеличению общего долга граждан перед УК и РСО. Что в конечном счете начинает отражаться на стоимости предоставления услуг и ресурсов – порочный круг, не иначе.

А теперь недовольным гражданам сообщают, что у них появится дополнительная статья расходов — «умный дом». К сожалению, сейчас понимание системы «настоящего умного дома» еще не вошло в массы. Отсюда и возникает чувство недовольства и возмущения.

На самом деле, включение в тариф услуг умного дома не обязательно приведет к увеличению платежа. По нашему мнению, система «умного дома» или правильнее сказать «умного здания» создается не для того, чтобы приблизить проживание в доме к представлению писателей-фантастов и тем более не для того, чтобы дать кому-то возможность обмануть и содрать побольше денег с граждан.

Система умного здания в правильной связке, включающей в себя передачу данных от устройств резидента и дома, заложенных девелопером, до систем Управляющей компании (УК) и внешних организаций (ГИС ЖКХ, ресурсоснабжающие компании, городские и государственные информационные системы), должна решить проблему непрозрачности рынка ЖКХ, сделать проживание в доме более комфортным, а управление и эксплуатацию МКД более эффективными.

Правильно выстроенный процесс цифровизации должен создать все условия для сокращения коммунальных платежей за счет:

Корректного расчета ресурсов

Из процесса начисления будет полностью исключен человеческий фактор.

Все показания будут передаваться автоматически и «оплата по нормативу», которая часто превышает среднестатистический платеж, просто перестанет существовать. Исчезнут ошибки, возникающие в процессе начислений. Все четко — сколько потратил, столько заплатил. Это приведет к отсутствию вопросов по начислениям, тем самым снизится нагрузка на контакт-центры и клиентские сервисы. А еще прозрачные начисления простимулируют рост платежей и повлияют на снижение общей задолженности.

Прозрачных трат на содержание общедомового имущества

У недобросовестного сотрудника ГБУ «Жилищник»[1] больше не будет возможности списать сотню рабочих лампочек и заменить их «на бумаге». За счет цифровых моделей здания будет видно, какие из устройств и систем действительно нуждаются в замене, а каждый потраченный на их замену рубль будет зафиксирован в системе.

*Данная организация приведена просто как пример. У автора нет никаких претензий к данной компании :)

Повышения энергоэффективности

Экономить ресурсы позволят интеллектуальные системы освещения, теплорегулирования и водоснабжения.

Все это приведет к снижению расходов на оплату труда персонала и коммунальные ресурсы, а технический прогресс несомненно будет вести в сторону удешевления используемых цифровых решений.

Таким образом, добавление в тариф новой статьи расходов либо не повлияет на общую сумму платежа, либо вовсе снизит ее. При этом граждане получат удобные инструменты и сервисы, которые однозначно сделают их жизнь проще.

После вышепрочитанного граждане могут начать волноваться за судьбу управляющих компаний, ведь всем известно, что их бизнес является одним из самых маломаржинальных, а введение прозрачности в их работу может привести к невозможности нечестного ведения дел. Не стоит волноваться, цифровизация даст возможность управляющим компаниям изменить текущий способ заработка.

Они больше не будут навязывать своим жителям ненужные и дорогие услуги. Они получат возможность предоставлять качественные и востребованные сервисы, за которые жители будут готовы платить самостоятельно.

Важно отметить, что де-факто в современных домах уже установлены разрозненные инженерные системы, некоторые из них даже можно назвать интеллектуальными, а их обслуживание уже и так включено в тариф. Вынесение этих расходов в отдельную строку с учетом новых сервисов в понятной форме не так уж и плохо, согласитесь?

Успешные кейсы уберизации и цифровизации привычных для нас процессов говорят о том, что люди готовы платить, а иногда и платить больше, но они должны понимать, за что они платят, а результат должен по-настоящему делать их жизнь проще.

Эволюция может остановить, но ее остановить нельзя — лучшим шагом для рынка ЖКХ будет подчинение.

0
2 комментария
Igor Malkov

какая цифровизация, через пару лет прогнозируют скайнет

Ответить
Развернуть ветку
Лаборатория цифровизации жилья
Автор

Цифровизация МКД — неизбежна и, возможно, она станет первостепенной задачей Скайнета :)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда