{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Модели монетизации: оперирование

В нашем исследовании потенциала рынка цифровизации многоквартирных домов мы выделили три основных сегмента монетизации: инсталл, сервис и оперирование. В этой заметке хотим подробнее рассказать про неочевидный, но важный сегмент — оперирование или предоставление резидентам дополнительных услуг и сервисов, основанных на интеллектуальных системах здания.

Государство медленно, но верно двигает рынок строительства и жилищно-коммунального хозяйства России в сторону тотальной цифровизации. Утвержденная стратегия развития отрасли до 2030 года явно говорит об этом.

Стратегия обещает, что до 2030 года будут достигнуты значимые для рынка цели, такие как создание единой цифровой системы управления строительной отраслью и ЖКХ, подключение всех диспетчерских служб к системам мониторинга инцидентов и аварий, создание цифровых двойников зданий, масштабное внедрение интеллектуальных приборов учета, переход на электронные системы общих собраний собственников и другие.

Это конечные цели, реализация которых подразумевает внедрение побочных, но не менее важных инструментов. Например, предложение правительства об обязательном оборудовании всех строящихся домов в стране интеллектуальными приборами учета, включает в себя предложение о создании единого мобильного приложения для контроля и управления функциями этой системы.

То, как скоро цели стратегии будут достигнуты, сильно зависит от мотивации игроков рынка к участию в процессе цифровизации.

Согласно исследованиям ООН, Всемирного банка и Всемирного экономического форума, есть прямая связь между уровнем развития электронного правительства и параметрами качества госуправления. На данные исследований обратили внимание в РАНХиГС и вывели закономерность — чем выше уровень цифровизации, тем регулятивнее правительство и ниже уровень коррупции. При этом, согласно данным ежегодного доклада ООН в 2018 о развитии электронных правительств в мире, в долгосрочной перспективе цифровизация государства это не только институциональные улучшения и повышение качества государственных услуг, но и большая вовлеченность и удовлетворенность граждан.

Лучшим примером цифровизации государственных сервисов для граждан является портал «Госуслуги», который за пару лет после окончания бета-тестирования насчитывал базу из 86 млн пользователей. На сегодняшний день сервис «Госуслуги» — это стандарт и самый удобный инструмент получения государственных услуг.

В 2016 году было объявлено о создании не менее масштабной системы, но направленной на сегмент жилищно-коммунального хозяйства — «ГИС ЖКХ», которая должна была объединить управляющие и ресурсоснабжающие компании, органы исполнительной власти и местного самоуправления, базы Росреестра, ФНС, Генпрокуратуры и, собственно, резидентов МКД.

К сожалению, пока «ГИС ЖКХ» не смогла повторить успех «Госуслуг» и приблизиться к эталону цифровых решений в сфере ЖКХ.

Дело в том, мы об этом говорили в заметке «Цифровизация рубль сбережет», что рынок ЖКХ сложная система, касающаяся не только государственных и гражданских интересов, но и затрагивающая интересы бизнеса.

С мотивацией государства к цифровизации все понятно: повсеместная цифровизация — путь ко всеобщему счастью. С гражданами тоже ясно — улучшение качества жизни, а если говорить о сфере ЖКХ, то еще повышение прозрачности платежей и снижение финансовой нагрузки. Мотивация бизнеса тоже ясна — получение прибыли.

Сегодня бизнес в основе своей выбирает простой путь получения прибыли. Поставщики оборудования и сопутствующего софта сконцентрированы на сегменте инсталлирования, который, по нашей оценке, имеет финансовый потенциал в размере от 240 до 480 млрд рублей до 2030 года.

Но важно понимать, что рынок инсталлирования и продажи устройств не оправдает финансовые ожидания, если при оборудовании зданий не будет предусматриваться проброс в сторону сегментов сервиса и оперирования путем создания комплексного (end2end) решения, покрывающего интересы государства, УК и резидента. Так как заказчики просто откажутся от неэффективных инвестиций.

Комплексный end2end-подход открывает доступ к «голубому океану» возможностей — сегменту оперирования, который увеличит число игроков, дав им способ использовать новые экономические модели.

К примеру, при оснащении МКД интеллектуальными системами, согласно вышеупомянутому подходу, бизнесу открывается такой перечень услуг для резидентов МКД:

Интеллектуальная домофония: возможность управлять функциями домофона со смартфона

  • Удаленное открытие домофона
  • Двусторонняя аудио-видеосвязь
  • Выбор периода времени, в течение которого будет доступен вызов (режим «не беспокоить»)
  • Доступ к видеопотоку с камеры домофона
  • Фотофиксация посетителей с ведением архива
  • Получение уведомлений при возвращении членов семьи домой

Интеллектуальная система контроля и управления доступом

  • Бесконтактный доступ на территорию ЖК и места общего пользования как пешеходов, так и водителей
  • Автоматическое формирование электронных пропусков для курьеров и сотрудников сервисного обслуживания при заказе услуг через внутренний маркетплейс УК

Автоматическая система учета ресурсов

  • Интеллектуальный анализ потребления ресурсов
  • Подсказки и уведомления, помогающие оптимизировать расходы

Безопасность и видеонаблюдение с элементами машинного зрения

  • Возможность подключаться к избранным видеокамерам
  • Контроль инцидентов на территории и в местах общего пользования с уведомлениями на смартфон
  • Поиск определенных лиц на территории
  • Контроль за ребенком и личными вещами — при пересечении заданных границ будет отправлено уведомление на смартфон

Интеллектуальные системы парковочных пространств на базе машинного зрения

  • Определение свободных парковочных мест на территории ЖК
  • Прогнозирование загруженности парковочных пространств по времени и дням недели
  • Подсказки для водителей во время парковки — «ваша машина будет мешать передвижению других автомобилей, ее могут задеть. Пожалуйста, перепаркуйтесь, рядом достаточно места»

Предлагаемое комплексное решение дает возможность не только поднять уровень комфорта проживания, но и снимает барьер доступа между городом и квартирой, создавая место для широкого перечня предложения товаров и услуг. Крупные онлайн-ритейлеры могут быть интегрированы во внутренний маркетплейс управляющей компании с предоставлением автоматического контролируемого доступа курьерским службам на территорию и места общего пользования ЖК.

Мы перечислили очевидные способы монетизации интеллектуальных систем здания. При этом допускается их комбинированное использование, что дает еще большее число возможных сервисов, за использование которых может взиматься дополнительная плата с резидентов в формате необязательных платежей.

По нашим расчетам, платеж за использование дополнительных сервисов может составлять около 270 рублей в месяц с квартиры. Что, очевидно, немного в рамках одного домохозяйства за дополнительный комфорт и безопасность членов семьи. Но с учетом того, что использование данных сервисов не требует постоянных вложений, их реализация может существенно увеличить доход как управляющих компаний, так и других участников процесса — технологических и телекоммуникационных компаний, онлайн ритейлеров, компаний, осуществляющих услуги разработки программных продуктов и сервисного обслуживания.

От цифровизации ЖКХ выгоду получат не только граждане и государство, а также бизнес, который получит доступ к совершенно новому сегменту рынка.

Но это возможно только при радикальном изменении коммерческого поведения поставщиков и разработчиков оборудования и софта с вектора, направленного на оснащение зданий, в сторону обслуживания установленных систем и предоставления резидентам релевантных и корректно работающих сервисов.

0
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Лаборатория цифровизации жилья
Автор

В том-то и дело, что проблем предостаточно

Правильное внедрение цифровых технологий в процессы управления и эксплуатации должно помочь в их решении :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Лаборатория цифровизации жилья
Автор

В этом еще никто не плавал:)

Дело в том, что цифровизация жилой недвижимости — это сфера, в которой есть несколько интересантов, и большая часть из них — бизнес и граждане. В их интересах, чтобы все было максимально прозрачно. Для государства это так же важно.

Тут в пример можно привести банковский сектор. Удобно ведь сейчас пользоваться всеми инструментами с помощью красивых мобильных приложений? А как насчет содержания жилья?

Мы считаем, что эксплуатация жилья отстает от других сфер экономики, и стремимся нивелировать этот разрыв.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда