В ноябре 2007 года Индийская организация космических исследований (ISRO) и Роскосмос подписали соглашение о совместной реализации лунной программы. Согласно договоренности русские должны были сделать посадочный аппарат, а индусы создать его орбитальную часть и мини-луноход для исследования поверхности спутника Земли. Зачем совместная работа с Роскосмосом нужна была Индии понятно всем, а вот зачем это было нужно России в 2023 году уже вспомнить трудно. А придется вспоминать. В 1990-2000-х годах многие отечественные высокотехнические производства после чудовищного обрезания бюджетного финансирования вынуждены были выживать на зарубежных контрактах. Так, например, спасли Уралвагонзавод, заключив с Индией огромный контракт на поставку и сборку на местных заводах танков Т-90. По той же схеме остался на плаву «Сухой» со своим крупным контрактом на Су-30 для той же Индии. Поэтому и в 2000-х когда «талантливых менеджеров» с их нефтедолларами и небоскребами всё также не интересовало реальное восстановление собственного производства в России, попытки реализации совместных проектов в сфере космоса помогали нашим научным и промышленным центрам буквально остаться в живых и обрести хоть какое-то подобие собственного бюджета на дальнейшие разработки. Вот и пошла история в сторону совместной российско-индийской программы: по факту Россия учила индийских специалистов и получала какое-то подобие очередной «МКС», где наши специалисты передавали опыт за деньги. Сегодня разбираться, хорошо это или плохо, уже бесполезно, но факт остается фактом: уже в 2009 году наши с индусами сконструировали лунную исследовательскую автоматическую станцию, сложности добавило желание индийской стороны использовать свою ракету-носитель GSLV с его габаритами, отличными от «Союзов». По плану полететь первый аппарат должен был к Луне в 2012 году. Но как всегда в финале все планы поменялись.