В каких случаях помо­жет досудебное урегу­лирование в экономич­еских спорах

В каких случаях помо­жет досудебное урегу­лирование в экономич­еских спорах

Досудебное урегулирование – это разные формы деятельности сторон конфликта, которые ведут к разрешению спора без участия суда. Юридическая практика различает несколько видов досудебного урегулирования. Об их особенностях рассказывает профессиональный медиатор по досудебному урегулированию бизнес-споров (налоговых споров); частный детектив по экономическим (налоговым) вопросам Лилия Ананичева.

В большинстве случаев урегулирование споров в досудебном порядке применяется при решении налоговых и экономических конфликтов и споров. Стороны могут самостоятельно разрешить разногласия – с помощью претензии или прямых переговоров, а также с привлечением посредников – в бизнес-спорах в этой роли выступают медиаторы. В потребительских претензиях к страховым компаниям – спор разрешает финансовый уполномоченный.

Федеральный закон прописывает, когда досудебный порядок обязателен – как в гражданских, так и арбитражных делах. Досудебные процедуры могут применяться и добровольно, если обе стороны к этому стремятся.

Плюсы досудебного урегулирования

Очевидно, что досудебное урегулирование во многих случаях принесет пользу участникам конфликта. Разрешить его до суда проще, быстрее и намного дешевле: услуги адвокатов в судебном процессе будут намного дороже, даже в случае участия профессионального медиатора. Если предпочтителен способ урегулирования с помощью претензии, составить ее по плечу любому квалифицированному менеджеру. Привлекать юриста не потребуется, хотя профессиональные советы не повредят.

Методы досудебного урегулирования

Пленум Верховного суда выпустил постановление, которое поясняет, что именно можно сегодня по законодательству относить к досудебному урегулированию.

1. Направление претензии. Получатель товара или услуги может направить ее контрагенту, который не выполнил свои обязанности. Через 30 дней после направления претензии у стороны, подавшей ее, возникает право подать иск в арбитражный суд.

2. Переговоры. Стороны собираются вместе и обсуждают, какие изменения можно внести в договор: например, перенести сроки исполнения обязательств и/или скорректировать другие условия договора. Достигнутые договоренности оформляются в виде дополнительного соглашения к имеющемуся договору. Кроме того, в ходе переговоров могут быть найдены и другие способы разрешения конфликта: например, погашение задолженности передачей имущества или перевод задолженности на другое лицо.

3. Медиация. Переговоры, которые стороны проводят с помощью стороннего специалиста – медиатора. При этом компании, находящиеся в противостоянии, могут даже не встречаться друг с другом напрямую, а общаться только с посредником. Такой специалист помогает в острых конфликтных ситуациях и в ряде других.

4. Обращение к финансовому омбудсмену или другие госорганы также считается одним из видов досудебного урегулирования. Это относится к потребительским спорам с банками и страховыми компаниями на суммы менее 500 тысяч рублей. Прибегнуть к суду заявитель сможет только по окончании рассмотрения его обращения финансовым омбудсменом.

Как составить претензию

Это делает пострадавшая сторона, чаще всего, когда средства за поставленные товары и услуги не поступают в обозначенный в договоре срок, или наоборот – получив некачественный товар.

Что нужно указать:

- Точные данные об обеих сторонах конфликта

- Сумма денег, о которой идет речь

- Информация об обстоятельствах и действиях (или их отсутствии), предпринятых сторонами

- Обязательно указать, в чем состоит нарушение прав заявителя с указанием пунктов договора

- Изложить, что именно требуется от оппонента и указать срок устранения нарушений

- Можно также продублировать банковские реквизиты, когда требуется перечисление денег

- Дата, подпись автора документа

Рекомендуется приложить к письму копию договора. Письмо с требованиями лучше передать лично, позаботившись о том, чтобы получатель расписался на экземпляре, остающемся у отправителя, и указал свою должность. Претензия может быть также направлена по почте, при этом следует оформить письмо с уведомлением о получении. Допускается направить претензию по электронной почте или в мессенджере, если они согласно договору являются постоянным способом общения между оппонентами.

Случаи, когда досудебный порядок урегулирования является обязательным

Согласно постановлению Пленума Верховного суда в некоторых конфликтах стороны обязаны сначала попытаться договориться в досудебном порядке. Вот основные из них:

- Поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

- Отказ от договора пожизненной ренты

- Отказ от договора о пожизненном содержании

- Арендные отношения

- Прекращение договора перевозки грузов, пассажиров, ОСАГО, КАСКО

Ряд видов арбитражных споров, например, корпоративные споры, признание сделок недействительными, взыскание заложенного имущества, банкротство также обязывает участвующие в конфликте стороны прибегнуть к досудебному урегулированию.

Если в ходе урегулирования в досудебном порядке соглашение не было достигнуто, то в иске необходимо предоставить документы, которые подтверждают проведение процедуры. Однако при подаче встречного иска досудебное урегулирование не является обязательным.

Когда досудебное разрешение конфликта обязательно, а стороны не выполнили эту процедуру, то суд при обнаружении этого факта может вернуть иск или оставить его без рассмотрения.

Особенности примирительных процедур

Урегулировать конфликт мирным путем стороны могут попытаться путем переговоров, которые можно вести как с участием посредника (медиация), так и без него. Если обе стороны готовы сесть за стол переговоров, они могут пересмотреть условия договора, сроки и обязательства. Результат должен быть обязательно зафиксирован на бумаге в виде дополнительного соглашения.

Медиация (участие в переговорах профессионального медиатора) необходима в случаях, когда:

- Обращение оппонентов к медиатору происходит на добровольной основе.

- Между медиатором и сторонами, участвующими в конфликте, соблюдаются условия конфиденциальности.

- У сторон при принятии решений и проведении переговоров одинаковые права.

- Медиатор абсолютно объективен, независим, так как не относится к категории заинтересованных лиц.

Медиацию можно начать не только в досудебном порядке, но и во время уже начатого процесса - в таком случае суд может утвердить достигнутое соглашение в качестве мирового.

Основное преимущество участия медиатора – в том, что такой способ позволяет соблюсти конфиденциальность, сберечь репутацию, а также сохранить партнерские отношения даже после конфликта. В то же время, в ходе медиации обе стороны могут достичь своих целей. Медиация – достаточно гибкая процедура, которая позволяет найти нестандартные выходы из ситуации, в отличие от суда, который подходит к решению конфликтов максимально формально.

Если же в ходе переговоров стороны понимают, что к согласию прийти не удастся, то составляется и направляется претензия, ответы на которую фиксируются, что нужно для дальнейшей подачи иска.

Где применяется медиация

Услуги медиатора востребованы сегодня во многих сферах экономики – везде, где возникают экономические споры: в финансах и недвижимости, на промпредприятиях, в торговле, сфере услуг, гостиничном бизнесе. В практике автора статьи медиация неоднократно давала хорошие результаты в спорах о долях участия в бизнесе. Также широко используется при банкротствах.

Бывают и случаи, когда медиация применяется в совокупности с поиском пропавших контрагентов. Например, однажды автор участвовал в подобном деле: промышленному предприятию поставили не то оборудование. Когда нарушение было обнаружено, поставщика по прежнему адресу уже не было. Мы нашли эту компанию, и после переговоров она поставила то оборудование, которое было необходимо по договору.

Когда конфликт не удалось разрешить в досудебном порядке

Если переговоры или медиация не принесли должного результата, то при обращении в суд нужно предоставить все документы, подтверждающие факт попытки досудебного урегулирования, например составленный протокол разногласий, соглашение сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия, заявление об отказе сторон от продолжения процедуры медиации.

44
1 комментарий

Татьяна, здравствуйте. Не подскажете, как бороться с компанией МоеДело, которая не хочет возвращать деньги за оплаченный наперёд годовой тариф, еще до того, как он начал действовать?

Ответить