Ведение профессионального блога: что нужно знать, прежде чем начать

На примере личных ошибок

Я занимаюсь PR и коммуникациями более 10 лет, мое агентство выстраивает личные бренды, о наших клиентах пишут крупные российские и зарубежные СМИ, мы ведем социальные сети. За свою профессиональную жизнь я написала сотни тысяч текстов, я знаю все про важность и пользу ведения профессиональных блогов, при этом я сама три раза начинала и оставляла ведение своего Телеграм-канала PR Consultant.

Происходило это по разным причинам: нехватка времени, разочарование в формате и прочее. Я проанализировала и собрала в этот материал весь свой опыт ведения блога, чтобы вы могли избежать моих ошибок и заранее подготовиться к тем сложностям, которые, вероятно, встретятся на пути, если вы решите вести блог на любой из возможных платформ.

1. Держите фокус на вашей аудитории

Стоит сразу ответить себе на вопрос, с какой целью вы ведете ваш профессиональный блог. Для того, чтобы привлекать клиентов? Расширить круг профессиональных знакомств? (Можно добавить свой вариант).

Когда я только начала вести телеграм-канал, моя прямая цель была — собрать пул потенциальных клиентов, косвенная — развить личный бренд. Я начала писать о PR так, чтобы было понятно клиентам, которые чаще всего мало что знают про коммуникации, — буквально на пальцах рассказывала, что такое public relations.

Но подписывались на меня, в первую очередь, коллеги или люди, которые хотели построить карьеру в коммуникациях, для них мой контент уже не подходил, потому что он был про самые основы профессии.

В подобных ситуациях важно держать фокус, помня о том, на какую аудиторию вы работаете и для кого пишите. В попытке угодить сразу всем вашим читателям, вы быстро разочаруетесь в идее ведения канала и, как принято говорить, выгорите.

2. Выбирайте тему шире вашей специализации

Я планировала вести блог о PR и рассказывать исключительно о том, что связано с моей профессией. Но довольно быстро я поняла, что список тем узок, а рассказывать очевидные вещи — мне скучно. В PR хотят глубоко погружаться только очень узкий круг людей и найти эту аудиторию в массе соц сетей довольно сложно, а клиентам детали работы специалиста по коммуникациям не нужны, им интересен конечный результат.

Поэтому я расширила тематику канала, и кроме PR стала рассказывать о коммуникациях в целом, а это включает в себя уже очень многое — и классные рекламные кампании (например, я писала о том, как искусственный интеллект используется в рекламе), и новости, связанные с медиа (противостояние американских СМИ и ТикТок), и какие-то громкие публичные высказывания ньюсмейкеров и все, что привлекает внимание в информационном поле.

3. Цель — создавать интересный контент

Частая ошибка начинающих авторов — они сами ставят себе ограничения по тому, о чем можно и нельзя писать, застревают в одних и тех же форматах. Я вижу, как мои коллеги переписывают скучные исследования крупных компаний, которые мало кому интересны в соц сетях, особенно если они написаны строгим сухим языком.

В блог приходят за другим — за личным мнением, новостями, о которых не напишут СМИ, интересным общением. За два года ведения канала я поняла, что главное — создавать интересный контент. Например, я стала добавлять в юмор (Лучший адвент-календарь), и сразу увидела, как выросла активность моих подписчиков, увеличилось число репостов и комментариев.

То же касается и подачи материала, не стоит бояться ярких фраз, юмора, в текстах должна чувствоваться жизнь. В этом отличие и привлекательность личных аккаунтов.

4. Создание контента требует времени

Это действительно отдельная работа, для которой необходимы дисциплина и время. Много времени. Особенно в начале.

Может показаться, да что там, я все знаю про свою сферу, могу в ночи рассказать все последние новости и кейсы, но нет, для ведения блога на регулярной основе стоит запастись терпением. Даже профессионалу с многолетним опытом придется искать информацию, проверять источники, писать и переписывать тексты, тратить часы на поиски подходящих изображений.

К этому стоит сразу подготовить, определить, в какой момент вы будете писать тексты. Например, часть постов я готовлю заранее на неделю вперед на выходных, когда меньше рабочих задач. По будням я пишу ситуативные посты, связанные со свежими новостями, событиями.

5. Продумайте варианты продвижения

Пункт номер 1 — аудитория сама вас не найдет, сейчас органического трафика нет ни в одной социальной сети.

Пункт номер 2 — аудитория будет вам нужна.

Скорее всего, первый месяц или даже два вы будете на эмоциональном подъеме и вдохновлены идеей, что вы можете писать и публиковать свои мысли, но после того, как азарт поутихнет, вам захочется обратной связи. Это совершенно нормально — желать видеть результат своей деятельности.

Поэтому сразу подумайте, как и где вы будете рекламировать ваш канал. Безусловно, какая-то часть аудитории подпишется на вас, например, из других соц сетей — это будут ваши коллеги, люди, которые вас знают, сестра и мама, дальше круг замкнется, расширение аудитории будет зависеть от рекламной стратегии, поэтому важно спланировать ее заранее.

6. Напишите первые несколько постов, но не публикуйте

Для того, чтобы блог был целостным и интересным, важно выработать свой уникальный формат и язык общения с аудиторией. А это требует практики, нахождения в контексте. Поэтому я рекомендую написать первые 10-20-30 текстов, что называется, в стол, чтобы почувствовать, как именно вам хочется доносить информацию, и какие инфоповоды выбирать.

7. Меньше времени на саморефлексию, больше — на изучение информации

Напоследок хочется пожелать всем нам меньше рефлексировать относительно того, оценят ли блог подписчики и больше внимания уделять самому важному — созданию качественного контента. Ведь именно это и является показателем профессионализма и авторской удачи.

И, конечно, буду рада видеть вас в своем телеграм-канале PR Consultant. Подписывайтесь.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Виталий Лановой

просто берешь и постишь мемы с котиками

Ответить
Развернуть ветку
Yana Udalova
Автор

Иногда можно и их))

Ответить
Развернуть ветку
Melissa Warner

пепси молоко и сливки? мне кажется это так странно, но мне хочется попробовать

Ответить
Развернуть ветку
Yana Udalova
Автор

Поделитесь потом впечатлениями))

Ответить
Развернуть ветку
MAXMA.com

Спасибо за интересную и полезную статью, согласны с вами.
Возник вопрос по легкому креативному контенту.
Ваша цель (как и у многих) — привлечь потенциальных клиентов и в дальнейшем все же конвертировать в сделку. Не мешает ли юмористический контент конверсии?
Ведь высок риск, что придет аудитория, но не та, которая вам нужна в бОльшем количестве. Но при этом понятно, что разные темы отрабатывают разные задачи внутри блога. Юмор широкоохватен, занимает людей и помогает сформировать лояльность читающей аудитории в том числе. Но, опять же, тянет много нецелевых подписчиков.
Как вы сочетаете в блоге экспертность и юмор? В какой пропорции?

Ответить
Развернуть ветку
Yana Udalova
Автор

Хороший вопрос, спасибо за него. Здесь, наверное, стоит обозначить, что мы пониманием под юмором. Я не публикую какие-то мемы или прям откровенные анекдоты)). Но юмор может присутствовать в текстах, придавать им интересность, легкость. Вот к такому формату я прибегаю.

Опять-таки все клиенты — тоже люди. Канал в телеграм — это не научный журнал, каналы листают вечером после работы или с утра за чашкой кофе, они интегрированы в личное пространство сообщений и чатов. Это не научный журнал, который ты вынужден читать по работе, чтобы быть в курсе дел в индустрии. Поэтому юмор в правильном контексте я считаю уместным.

Ответить
Развернуть ветку
MAXMA.com

Спасибо за ответ!
В таком случае понятно. Легкость в написании, добавление ноток юмора влияет на реакцию аудитории в положительном ключе. Согласны с вами :)

Ответить
Развернуть ветку
Юра Эксперт

Спасибо за статью, все верно. Такой вам вопрос как к специалисту. Если вы вдруг заметили, что аудитории гораздо интересен контент, который вам самим не сильно интересен. Стоит ли подстраиваться под аудиторию или все же лучше ориентироваться на себя?

Ответить
Развернуть ветку
Yana Udalova
Автор

Юрий, рада знакомству, спасибо за вопрос. Я продолжаю делать контент, который мне интересен, это главный критерий при выборе тем. Моя мысль была скорее в том, что в начале, выходя в публичное поле, многие хотят показать себя профессионалом, поэтому они пишут сложно, пишут об очень специфических вещах, чтобы все видели: "я даже вот в чем разбираюсь, я молодец". Но часто даже профессиональной аудитории/коллегам это не нужно, потому что это скучно.

Писать о том, что человеку совсем не интересно, не получится, быстро надоест. Надо брать те темы, за которыми интересно следить.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда