Главные тренды ДПО в 2023 году: что ждет российский рынок
Ключевые тенденции, определяющие развитие ДПО в России и мире, мы выделили вместе с представителями ведущих российских edtech-компаний — это короткие интенсивные программы с последующим трудоустройством, коучинг и наставничество, персонализация обучения и ряд других тенденций. Игроки также рассказали, на какие проекты они делают ставку в 2023-м и какого результата ожидают.
Локальные тренды: от востребованных профессий до государственного влияния
Локальные российские тренды напрямую связаны с социальной и геополитической ситуацией в стране — сегодня они отражают потребности населения в быстрой переквалификации и скорейшем трудоустройстве.
Меньше воды, больше практики: короткие интенсивные программы с последующим трудоустройством
Цель быстро получить прикладную профессию и как можно скорее (в течение 4–6 месяцев) трудоустроиться или монетизировать свои компетенции будет основным запросом аудитории в 2023 году, основными причинами игроки называют сужение горизонта планирования и перераспределение доходов россиян. Если до 2022 года студенты в основном приходили учиться, чтобы развиваться в текущей профессии, то теперь желание поменять карьерный трек вышло на первое место. В Skillbox отмечают, что 66% студентов приходят в школу, чтобы сменить работу. Среди студентов Elbrus Bootcamp такую цель ставят перед собой 79% обучающихся.
Чтобы быстрее освоить профессию, студенты теперь выбирают более интенсивные программы, к примеру буткемпы. Свои буткемпы есть, например, у Elbrus Bootcamp, «Нетологии», «Яндекс Практикума», SkillFactory. Георгий Бабаян, руководитель и основатель школы программирования Elbrus Bootcamp, утверждает, что главные преимущества такого формата — полное погружение в учебу, большое количество практики, индивидуальная работа с наставниками и комьюнити, мотивирующие на всех этапах программы.
IT, дизайн и менеджмент впереди остальных
Еще в 2022 году образовательные платформы зафиксировали существенный рост спроса на IT-обучение — на 30–50% по сравнению с докризисным периодом. «На данный момент IT-сфера может служить гарантией того, что человек найдет работу с достойной оплатой на фоне сокращений, уходов компаний с российского рынка и других негативных экономических факторов», — объясняет Георгий Бабаян. Курсы по программированию в 2022 году выбрали 59% всех студентов «Яндекс Практикума», в «Нетологии» наибольшей популярностью также пользовались программы в сфере IT, основным фактором роста холдинга Ultimate Education послужили курсы по разработке видеоигр и IT-дизайну. Среди самых популярных направлений игроки выделяют курсы информационной безопасности, iOS-разработки и тестирования ПО.
Причем универсальность будет востребована и в других областях: «Растет спрос на Т-образные профессии и навыки в маркетинге, например, когда таргетолог берет на себя дополнительные задачи по SMM и развивается в этом направлении. Учебные программы также меняются исходя из этого тренда», — говорит Елена Герасимова.
Больше конкретики от экспертов
Рост микропредпринимательства в сфере онлайн-обучения станет одной из тенденций ДПО в этом году, уверен Георгий Бабаян: «На фоне активных маркетинговых кампаний крупных онлайн-школ и обезличенной коммуникации с ними взрослая аудитория отдает предпочтение экспертам, которые активно развивают свой личный бренд и комьюнити. Причем часто средний чек курсов или менторства у таких экспертов может быть сопоставим с покупкой годового курса в онлайн-школе».
Усиление роли государства
Одним из обязательных условий эффективного ведения бизнеса в 2023 году часть игроков называют сотрудничество с государственными заказчиками. Марианна Снигирева, генеральный директор «Нетологии», ожидает от edtech-компаний более глубокой интеграции в реализацию госпрограмм, когда игроки будут получать от государства льготы и гранты на обучение россиян. Сама «Нетология» участвует в программе персональных цифровых сертификатов — обучает студента, а после успешного окончания программы или его трудоустройства получает за него субсидию от 50 до 100% от суммы обучения.
Spektr и Ed.Partners отмечают, что финансирование программ профессионального обучения — общий тренд для всех стран с сильным государственным регулированием сферы образования, и предполагают, что, возможно, в этом году государство привлечет к сотрудничеству не только крупных edtech-игроков, но и нишевые ДПО. Из этого вытекает еще один побочный тренд — сотрудничество с вузами: сегодня почти 50% онлайн-программ на рынке высшего образования университеты реализуют совместно с edtech-платформами («Нетология», Skillbox, SkillFactory) — в 2022 году общая выручка таких программ превысила 1,4 млрд рублей.
Россия в глобальном контексте: в ногу с мировыми трендами
Несмотря на геополитическую ситуацию, российский и мировой edtech-рынки развиваются по схожему пути и следуют общим трендам ДПО. Единственным весомым отличием можно считать заморозку венчурного рынка.
Рост количества M&A-сделок
Согласно отчету консалтингового агентства McKinsey, из-за высоких затрат на привлечение клиентов многие мировые edtech-компании в 2023 году будут прибегать к слияниям и поглощениям, чтобы масштабироваться и снизить маркетинговые расходы.
То же касается и России: «Небольшие школы, скорее всего, будут закрываться, продаваться или уходить за рубеж: им в первую очередь не будет хватать маркетингового бюджета и возможностей для роста, Полагаю, что рынок еще больше сомкнется вокруг крупнейших игроков с большим трафиком — «Яндекса», VK и нас», — признается СЕО «Нетологии» Марианна Снигирева.
Коучинг и наставничество
Модель обучения на основе подписки
С 2020 по 2022 год множество зарубежных платформ внедрили подписную модель обучения. Edtech-проектам такая модель позволяет получать рекуррентные платежи и дополнительную прибыль, упаковывая уже записанные курсы в подписку. К началу 2023 года ряд российских компаний реализовали подписную модель — среди них Edutoria, OTUS, XYZ School, HTML Academy, BBE и Moscow Digital School. Управляющий директор Ultimate Education Никита Подлипский считает, что подписка дает клиенту возможность убедиться в качестве продукта, знакомит с преподавателями и платформой в целом и положительно влияет на повышение конверсии других образовательных продуктов школы.
Микрообучение
Более 60% пользователей интернета получают знания из TikTok, YouTube или Instagram*. При этом в связи с обилием контента концентрация внимания человека снижается, и образовательным платформам становится все сложнее ее удерживать.
Поэтому нано- или микрообучение, адаптированное под мобильные устройства, может стать для edtech-платформ если не альтернативой, то дополнением к классическим обучающим форматам. В отличие от традиционных длинных лекций и семинаров такие уроки состоят из блоков, включающих небольшие тексты, короткие видеоролики, игры, которые занимают не больше 10 минут и позволяют обеспечить в четыре раза более высокий уровень вовлеченности студентов. Поскольку концепция lifelong learning становится все более популярной, нанообучение будет одним из важнейших мировых трендов Edtech в 2023 году.
Примеры микрообучения можно найти у таких образовательных гигантов, как Coursera, Udemy и Duolingo. Российские игроки частично реализуют методику микрообучения с помощью инфотейтмента в социальных сетях — в сторис и клипах. Примером edtech-компании из России, полностью сфокусированной на нанообучении, является
Skill Cup — платформа, где можно найти короткие интерактивные курсы по маркетингу, публичным выступлениям, продвижению. Изначально стартап был ориентирован на корпоративных клиентов (продукт опробовали сотрудники BMW, «Азбуки Вкуса», «Спортмастера», Tele2, Mail.ru), однако сейчас доступен и для частных лиц.
Рост интереса к гибридным и офлайн-форматам обучения
Многие потребители устали от удаленки во всех сферах и предпочитают обучение в группах, создавая комьюнити и развивая нетворкинг в процессе обучения, считает Павел Специан.
Персонализация, адаптивность и нелинейность
На глобальных рынках растет фокус на управление талантами и обучение с индивидуальными траекториями развития. Персонализированное обучение может помочь студентам запомнить на 30% больше информации и набрать на 20% больше баллов в тестах.
На российском рынке образовательные компании пока что уделяют больше внимания быстрому реагированию на трансформацию рынка труда, — полагает Елена Герасимова. Поэтому индивидуальные траектории развития специалистов пока что не стали УТП ни одной из платформ, но уже вызывают интерес у опытной части аудитории.
Искусственный интеллект
Массовое внедрение нейросетей, таких как, например, ChatGPT, может привести к новому буму в edtech. RecearchAndMarkets пророчат появление нескольких единорогов на фоне активного использования ИИ и машинного обучения на технологических рынках. Нейросети уже помогают автоматизировать учебный процесс, проверять усвоенный материал и обеспечивают круглосуточную поддержку студентов: инструменты ИИ уже используют Grammarly, Duolingo, Thinkster и другие гиганты. Российские компании тоже уже используют нейросети для проверки домашних заданий, генерации части контента, оптимизации маркетинговых задач и даже создания курсов. Тем не менее многие игроки пока относятся к технологиям со скепсисом, подмечая, что выстроить весь путь студента с помощью ИИ пока невозможно и инструменты необходимо развивать постепенно, постоянно проверяя результаты внедрения.
Планы российского ДПО на 2023 год: новые запуски и кратный рост
Никита Подлипский, управляющий директор Ultimate Education
Никита Старун, директор по стратегическому маркетингу школы IT-профессий SkillFactory
Павел Специан, генеральный директор «Компьютерной Академии ТОP»
Сергей Попков, сооснователь и директор по развитию бизнеса Skillbox
Георгий Бабаян, руководитель и основатель школы программирования Elbrus Bootcamp
Елена Масолова, CEO Eduson
Елена Герасимова, руководитель направления дополнительного профессионального образования в «Нетологии»
Эллина Оруджева
* Meta признана в России экстремистской организацией.