{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Главные тренды ДПО в 2023 году: что ждет российский рынок

Ключевые тенденции, определяющие развитие ДПО в России и мире, мы выделили вместе с представителями ведущих российских edtech-компаний — это короткие интенсивные программы с последующим трудоустройством, коучинг и наставничество, персонализация обучения и ряд других тенденций. Игроки также рассказали, на какие проекты они делают ставку в 2023-м и какого результата ожидают.

Локальные тренды: от востребованных профессий до государственного влияния

Локальные российские тренды напрямую связаны с социальной и геополитической ситуацией в стране — сегодня они отражают потребности населения в быстрой переквалификации и скорейшем трудоустройстве.

Меньше воды, больше практики: короткие интенсивные программы с последующим трудоустройством

Цель быстро получить прикладную профессию и как можно скорее (в течение 4–6 месяцев) трудоустроиться или монетизировать свои компетенции будет основным запросом аудитории в 2023 году, основными причинами игроки называют сужение горизонта планирования и перераспределение доходов россиян. Если до 2022 года студенты в основном приходили учиться, чтобы развиваться в текущей профессии, то теперь желание поменять карьерный трек вышло на первое место. В Skillbox отмечают, что 66% студентов приходят в школу, чтобы сменить работу. Среди студентов Elbrus Bootcamp такую цель ставят перед собой 79% обучающихся.

«На первый план в образовании сейчас также выходит релевантность курсов текущим запросам рынка, — считает директор по стратегическому маркетингу школы IT-профессий SkillFactory Никита Старун, — поэтому перед edtech-компаниями стоит задача уже в процессе обучения погружать студентов в индустрию, давать возможность получать практический опыт, решать реальные бизнес-кейсы».

Чтобы быстрее освоить профессию, студенты теперь выбирают более интенсивные программы, к примеру буткемпы. Свои буткемпы есть, например, у Elbrus Bootcamp, «Нетологии», «Яндекс Практикума», SkillFactory. Георгий Бабаян, руководитель и основатель школы программирования Elbrus Bootcamp, утверждает, что главные преимущества такого формата — полное погружение в учебу, большое количество практики, индивидуальная работа с наставниками и комьюнити, мотивирующие на всех этапах программы.

IT, дизайн и менеджмент впереди остальных

Еще в 2022 году образовательные платформы зафиксировали существенный рост спроса на IT-обучение — на 30–50% по сравнению с докризисным периодом. «На данный момент IT-сфера может служить гарантией того, что человек найдет работу с достойной оплатой на фоне сокращений, уходов компаний с российского рынка и других негативных экономических факторов», — объясняет Георгий Бабаян. Курсы по программированию в 2022 году выбрали 59% всех студентов «Яндекс Практикума», в «Нетологии» наибольшей популярностью также пользовались программы в сфере IT, основным фактором роста холдинга Ultimate Education послужили курсы по разработке видеоигр и IT-дизайну. Среди самых популярных направлений игроки выделяют курсы информационной безопасности, iOS-разработки и тестирования ПО.

Интерес студентов к прикладным программам в этом году только увеличится. «IT-специальности — программирование и цифровой дизайн — остаются наиболее востребованными. Среди работодателей есть запрос на специалистов направлений «Программирование», «Дизайн» и «Маркетинг». При этом больше всего трудоустроенных оказалось среди 1С-разработчиков, графических дизайнеров, дата-аналитиков, копирайтеров и веб-дизайнеров», — рассказывает сооснователь и директор по развитию бизнеса Skillbox Сергей Попков. 31% студентов из общего числа новых пользователей выбрали курсы «Управление» в 2022 году в Skillbox, что позволило программе оказаться в тройке лидеров по популярности на платформе.

«На российском рынке сейчас наблюдается потребность в замене программного обеспечения и разработке аналогов вендоров, ушедших с российского рынка, — объясняет Павел Специан, генеральный директор «Компьютерной Академии ТОP», — поэтому в компании прогнозируют увеличение интереса к профессии тестировщика». По его словам, все большей популярностью пользуются программы обучения, которые дают комплексные знания, а не ограничиваются одной специализацией: «Универсальный разработчик должен быть подготовлен к изменяющемуся спросу на IT-рынке и уметь адаптироваться, программировать как на Python, JAVA, так и на Kotlin, Go и любых новых языках программирования».

Причем универсальность будет востребована и в других областях: «Растет спрос на Т-образные профессии и навыки в маркетинге, например, когда таргетолог берет на себя дополнительные задачи по SMM и развивается в этом направлении. Учебные программы также меняются исходя из этого тренда», — говорит Елена Герасимова.

Больше конкретики от экспертов

Рост микропредпринимательства в сфере онлайн-обучения станет одной из тенденций ДПО в этом году, уверен Георгий Бабаян: «На фоне активных маркетинговых кампаний крупных онлайн-школ и обезличенной коммуникации с ними взрослая аудитория отдает предпочтение экспертам, которые активно развивают свой личный бренд и комьюнити. Причем часто средний чек курсов или менторства у таких экспертов может быть сопоставим с покупкой годового курса в онлайн-школе».

Усиление роли государства

Одним из обязательных условий эффективного ведения бизнеса в 2023 году часть игроков называют сотрудничество с государственными заказчиками. Марианна Снигирева, генеральный директор «Нетологии», ожидает от edtech-компаний более глубокой интеграции в реализацию госпрограмм, когда игроки будут получать от государства льготы и гранты на обучение россиян. Сама «Нетология» участвует в программе персональных цифровых сертификатов — обучает студента, а после успешного окончания программы или его трудоустройства получает за него субсидию от 50 до 100% от суммы обучения.

«На фоне ухода зарубежных компаний и оттока кадров за рубеж российская экономика будет нуждаться в специалистах, которые смогут разрабатывать отечественный цифровой софт. Поэтому в этом году можно ожидать продолжение реализации госпроектов по подготовке IT-специалистов», — считает основатель Elbrus Bootcamp Георгий Бабаян. Он также полагает, что в 2023 году продолжится увеличение государственных инвестиций в образование.

Spektr и Ed.Partners отмечают, что финансирование программ профессионального обучения — общий тренд для всех стран с сильным государственным регулированием сферы образования, и предполагают, что, возможно, в этом году государство привлечет к сотрудничеству не только крупных edtech-игроков, но и нишевые ДПО. Из этого вытекает еще один побочный тренд — сотрудничество с вузами: сегодня почти 50% онлайн-программ на рынке высшего образования университеты реализуют совместно с edtech-платформами («Нетология», Skillbox, SkillFactory) — в 2022 году общая выручка таких программ превысила 1,4 млрд рублей.

Россия в глобальном контексте: в ногу с мировыми трендами

Несмотря на геополитическую ситуацию, российский и мировой edtech-рынки развиваются по схожему пути и следуют общим трендам ДПО. Единственным весомым отличием можно считать заморозку венчурного рынка.

Рост количества M&A-сделок

Согласно отчету консалтингового агентства McKinsey, из-за высоких затрат на привлечение клиентов многие мировые edtech-компании в 2023 году будут прибегать к слияниям и поглощениям, чтобы масштабироваться и снизить маркетинговые расходы.

То же касается и России: «Небольшие школы, скорее всего, будут закрываться, продаваться или уходить за рубеж: им в первую очередь не будет хватать маркетингового бюджета и возможностей для роста, Полагаю, что рынок еще больше сомкнется вокруг крупнейших игроков с большим трафиком — «Яндекса», VK и нас», — признается СЕО «Нетологии» Марианна Снигирева.

Коучинг и наставничество

«Глобальный тренд, который точно совпадает с российским, — запрос на менторство и карьерный коучинг во время обучения, — рассказывает Георгий Бабаян, — Мы это видим по студентам Elbrus Bootcamp, которые в течение карьерной недели активно работают с менторами над резюме, портфолио, а главное — мягкими навыками и психологической устойчивостью, которые особенно нужны для успешного прохождения собеседований».

Модель обучения на основе подписки

С 2020 по 2022 год множество зарубежных платформ внедрили подписную модель обучения. Edtech-проектам такая модель позволяет получать рекуррентные платежи и дополнительную прибыль, упаковывая уже записанные курсы в подписку. К началу 2023 года ряд российских компаний реализовали подписную модель — среди них Edutoria, OTUS, XYZ School, HTML Academy, BBE и Moscow Digital School. Управляющий директор Ultimate Education Никита Подлипский считает, что подписка дает клиенту возможность убедиться в качестве продукта, знакомит с преподавателями и платформой в целом и положительно влияет на повышение конверсии других образовательных продуктов школы.

Микрообучение

Более 60% пользователей интернета получают знания из TikTok, YouTube или Instagram*. При этом в связи с обилием контента концентрация внимания человека снижается, и образовательным платформам становится все сложнее ее удерживать.

Поэтому нано- или микрообучение, адаптированное под мобильные устройства, может стать для edtech-платформ если не альтернативой, то дополнением к классическим обучающим форматам. В отличие от традиционных длинных лекций и семинаров такие уроки состоят из блоков, включающих небольшие тексты, короткие видеоролики, игры, которые занимают не больше 10 минут и позволяют обеспечить в четыре раза более высокий уровень вовлеченности студентов. Поскольку концепция lifelong learning становится все более популярной, нанообучение будет одним из важнейших мировых трендов Edtech в 2023 году.

Примеры микрообучения можно найти у таких образовательных гигантов, как Coursera, Udemy и Duolingo. Российские игроки частично реализуют методику микрообучения с помощью инфотейтмента в социальных сетях — в сторис и клипах. Примером edtech-компании из России, полностью сфокусированной на нанообучении, является

Skill Cup — платформа, где можно найти короткие интерактивные курсы по маркетингу, публичным выступлениям, продвижению. Изначально стартап был ориентирован на корпоративных клиентов (продукт опробовали сотрудники BMW, «Азбуки Вкуса», «Спортмастера», Tele2, Mail.ru), однако сейчас доступен и для частных лиц.

Рост интереса к гибридным и офлайн-форматам обучения

Многие потребители устали от удаленки во всех сферах и предпочитают обучение в группах, создавая комьюнити и развивая нетворкинг в процессе обучения, считает Павел Специан.

«Edtech сегодня делает первые шаги в обучении жителей разных городов России цифровым профессиям в офлайн-среде. Так, синергия подходов поможет нам за короткий срок сделать актуальное образование еще более доступным, — делится Сергей Попков. — В прошлом году мы уже открыли семь офлайн-пространств под брендом Skillbox — в Краснодаре, Казани, Санкт-Петербурге, Воронеже, Красноярске и Новосибирске и профориентационный хаб в Москве. И число запросов как от пользователей, так и от работодателей продолжает расти. В регионах большая концентрация IT-компаний, которые заинтересованы в обучении высококвалифицированных специалистов. Офлайн-школы позволят создать площадку для диалога между компаниями и соискателями, выстроить развитую сеть нетворкинга в регионах».

Персонализация, адаптивность и нелинейность

На глобальных рынках растет фокус на управление талантами и обучение с индивидуальными траекториями развития. Персонализированное обучение может помочь студентам запомнить на 30% больше информации и набрать на 20% больше баллов в тестах.

На российском рынке образовательные компании пока что уделяют больше внимания быстрому реагированию на трансформацию рынка труда, — полагает Елена Герасимова. Поэтому индивидуальные траектории развития специалистов пока что не стали УТП ни одной из платформ, но уже вызывают интерес у опытной части аудитории.

Адаптивное обучение и построение персональных индивидуальных траекторий — зарождающийся стандарт сегмента, убежден Сергей Попков. «Процесс обучения подстраивается под входной уровень подготовки студентов, их цели, индивидуальную скорость прохождения, предпочтения по формату контента и возможности выбора кейсов для практики, — объясняет он. — Мы сделали первый шаг к адаптивности еще в прошлом году, обновив нашу LMS. В числе первых запуском курсов с нелинейной моделью обучения были “Веб-дизайн 3.0”, “Микросервисная архитектура”, “Продвижение “ВКонтакте”. Теперь пользователи могут изучать материалы в произвольном порядке, отталкиваясь от своего базового набора навыков. При этом балльная система оценки задач помогает не потеряться в изобилии контента — выбирать задачи по уровню сложности — и строить свою стратегию прохождения. В планах на ближайший год адаптировать курсы с направления “Маркетинг” и “Дизайн” под индивидуальные траектории».

Искусственный интеллект

Массовое внедрение нейросетей, таких как, например, ChatGPT, может привести к новому буму в edtech. RecearchAndMarkets пророчат появление нескольких единорогов на фоне активного использования ИИ и машинного обучения на технологических рынках. Нейросети уже помогают автоматизировать учебный процесс, проверять усвоенный материал и обеспечивают круглосуточную поддержку студентов: инструменты ИИ уже используют Grammarly, Duolingo, Thinkster и другие гиганты. Российские компании тоже уже используют нейросети для проверки домашних заданий, генерации части контента, оптимизации маркетинговых задач и даже создания курсов. Тем не менее многие игроки пока относятся к технологиям со скепсисом, подмечая, что выстроить весь путь студента с помощью ИИ пока невозможно и инструменты необходимо развивать постепенно, постоянно проверяя результаты внедрения.

Планы российского ДПО на 2023 год: новые запуски и кратный рост

Никита Подлипский, управляющий директор Ultimate Education

«На 2023 год наш холдинг ставит себе амбициозные цели по дальнейшему росту и увеличению доли рынка. Мы продолжим развивать продуктовую матрицу в своих нишах. На данный момент в школах холдинга запущено чуть больше 250 образовательных программ. Школы нацелены на расширение своей аудитории и продолжат развивать продуктовые матрицы и сообщества в своих нишах, выходя в смежные направления с наибольшим пересечением интересов своей клиентской базы».

Никита Старун, директор по стратегическому маркетингу школы IT-профессий SkillFactory

«В 2023 году мы планируем кратно расти, параллельно с этим внедряя новую продуктовую и брендовую стратегии, развивая в том числе всю отрасль».

Павел Специан, генеральный директор «Компьютерной Академии ТОP»

«Мы ожидаем прироста за счет диверсификации продуктовой линейки, увеличения количества студентов в сегменте быстрых, коротких курсов. Планируем готовить специалистов «под заказ» рынка, участвовать в реализации государственных проектов, направленных на развитие и поддержку IT-индустрии».

Сергей Попков, сооснователь и директор по развитию бизнеса Skillbox

«В числе основных задач — рост рентабельности бизнеса для обеспечения его устойчивости. С точки зрения продукта сегодня мы работаем над качественным улучшением продуктов текущей линейки, стремясь к повышению результативности и вовлечения пользователей в процесс обучения. Главная задача для нас — сделать дополнительное профессиональное образование прозрачным и понятным».

Георгий Бабаян, руководитель и основатель школы программирования Elbrus Bootcamp

«На 2023 год у нас амбициозные планы. Во-первых, мы планируем запустить ряд новых образовательных программ. С февраля наш флагманский продукт — учебный курс по веб-разработке в формате буткемпа доступен в формате парт-тайм онлайн. Мы полностью сохранили программу курса, но адаптировали ее под график неполного рабочего дня, чтобы студенты могли совмещать работу, уход за семьей и личные проекты. В планах — запуск новой программы «Аналитик данных». Мы планируем увеличить количество новых студентов на 90%. Для нас по-прежнему ключевыми метриками качества обучения остаются процент доходимости студентов до конца курса, NPS и трудоустройство по окончании учебы. В 2023 году мы планируем повысить процент трудоустроенных студентов с 90 до 95% за счет развития партнерств с работодателями в сфере IT».

Елена Масолова, CEO Eduson

«Планируем более 1 млрд рублей выручки только от B2C, без секторов B2B и B2G».

Елена Герасимова, руководитель направления дополнительного профессионального образования в «Нетологии»

«Наши цели остаются оптимистичными: важно выходить на новые сегменты обучения и продолжать строить человечный и сильный бренд. Мы и дальше продолжим реализовывать социально значимые проекты. Рынок постепенно отходит от кризисного состояния, и нужно помогать ему стабилизироваться за счет достижения студентами их карьерных целей».

Эллина Оруджева

* Meta признана в России экстремистской организацией.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда