Что дает регистрация товарного знака в России

Каждый начинающий предприниматель сталкивается с вопросом: стоит ли тратить ресурсы на регистрацию товарного знака или можно этого не делать и сохранить деньги. Ответ может быть не таким очевидным, как кажется. Давайте разберемся вместе.

Александр Дубок
Руководитель патентного бюро Первоисток

Немного терминов

Товарный знак, бренд, торговая марка – даже далекий от бизнеса человек сталкивается с этими понятиями. Рассмотрим их отличия.

Товарный знак – это юридический термин, который я буду сокращённо называть ТЗ. Согласно ГК РФ товарный знак - это «обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Это может быть сочетание букв, слово, изображение, сочетание слова и изображения или любой другой набор знаков, который отличает продукт конкретного производителя от его аналогов. Важнейший признак товарного знака – его признание и защита на уровне государства, которое подтверждается свидетельством. Если решите оформить товарный знак для своего бизнеса, заложите на его регистрацию сумму на госпошлину от 35000 рублей. А если не хотите вникать в юридические тонкости, то добавьте к этой сумме расходы на услуги поверенного.

Торговая марка – бытовое выражение, примерно соответствующее ТЗ. Обычно его используют в среде предпринимателей, но юридической силы этот термин не имеет.

Наконец, бренд – это лицо товара, выраженное в его репутации, представлении о нём в обществе, социальных сетях. Можно сказать, что если бренд – это «личность» продукта, то товарный знак – это его паспорт. Можно построить свой бренд без оформления ТЗ, но это так же не просто, как жить без паспорта.

Брендинг, маркетинг и товарные знаки

Регистрация ТЗ открывает двери к продвижению товаров. Не защищённый законом продукт постоянно находится под угрозой копирования и контрафакта. Есть категории товаров, которые к этим угрозам не так чувствительны – десять ларьков с одинаковым названием «Шаурма» вряд ли сильно пострадают от открытия одиннадцатого. Но большинство товаров нуждаются в собственном имени, лице, чтобы обрести клиентскую базу.

Без товарного знака бренд лишается рекламы в медиа – телевидение, радио и другие СМИ почти никогда не дают места в своей рекламной сетке незащищённому законом производителю. Это же касается маркетинговых компаний. Фактически, никакая маркетинговая деятельность, кроме самой низовой, невозможна без регистрации ТЗ. Следовательно, невозможно и развитие бренда.

Опасность патентных троллей

Рядом с интеллектуальной собственностью часто можно увидеть желающих незаконно ее присвоить. Таких людей называют патентными троллями. Как чудовища из сказок северной Европы селились под мостами, которые не они построили, и требовали деньги за проход, так и патентный тролль требует денег за бренд, который он не создавал.

Истории самых богатых патентных троллей обычно приходят к нам из США, где деятельность некоторых из них меняла целые индустрии.

Великий изобретатель Томас Эдисон, например, был настолько опытным и амбициозным в патентовании, что вынудил несколько крупных киностудий сбежать из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, чем фактически создал Голливуд.

За рубежом патентные тролли очень мало интересуются товарными знаками – слишком мало денег они приносят по сравнению с патентами на изобретения.

В России же сложилась совсем иная практика. Именно ТЗ становятся жертвами отечественных троллей. Обычно они не выбирают будущую добычу заранее – просто регистрируют как можно больше разных товарных знаков. Такие знаки включают слова с низкой оригинальностью: мир, семья, детство, сказка и так далее. Конечно, использовать их для развития бренда они не планируют. Обнаружив, что кто-то другой использует такое же или очень похожее название или логотип, тролли радостно бегут в суд. Доказать, что вы столкнулись с патентным троллингом, очень сложно.

От этого не застрахованы даже крупные компании.

Например, американская сеть кофеен Starbucks, готовя свой приход в Россию, обнаружила, что название «СТАРБАКС» уже зарегистрировано, и только длительные усилия команды юристов помогли его аннулировать.

Хотя победить патентного тролля в суде – задача непростая, есть способ вообще исключить столкновение с ним. Конечно, мы говорим о регистрации ТЗ. В этот процесс включена проверка знака на оригинальность, наличие тождественных или схожих до степени смешения знаков. Если такие будут найдены, вы сможете просто изменить ТЗ так, чтобы ни один тролль больше не мог на него посягнуть.

Не стать нарушителем

Только малая часть из 700 000 зарегистрированных в России товарных знаков – дело рук патентных троллей. Значительно чаще предприниматели действительно нарушают чужие имущественные права, даже не зная об этом. В таком случае их может ждать административная или даже уголовная ответственность.

За незаконное использование ТЗ обычно назначаются штрафы. Это может быть фиксированная сумма от 5000 до 200 000 рублей (с обязательной конфискацией контрафакта). Если вы не просто используете чужой товарный знак, но и производите под ним товары, вам грозит взыскание до пятикратной стоимости товара и ещё 100 000. Если пострадавшей стороне удастся доказать, что ущерб от нарушения интеллектуальных прав превысил 250 000 рублей, то ответственность становится уголовной и нарушитель может получить тюремный срок.

Возможные сроки зависят от того, является ли обвиняемый физическим или юридическим лицом. Тем не менее, неожиданно получить такие проблемы в процессе обычной экономической деятельности и оказаться преступником вряд ли кому-то захочется. Тем более, что придётся не только ответить по закону, но и провести полный ребрендинг. Государственная регистрация товарного знака поможет и здесь – вы будете уверены, что не нарушаете ничьих прав.

Какие возможности дает регистрация товарного знака?

Регистрация - это не только инструмент юридической охраны. Она также открывает множество возможностей для предпринимателя.

✅ Юридические преимущества

Вместе со свидетельством о государственной регистрации товарного знака предприниматель получает целый набор прав и преимуществ. Получить ТЗ могут юридические лица, индивидуальные предприниматели и, с 2023 года, обладатели статуса самозанятого. Для этого нужно оплатить пошлины, предоставить пакет документов в Роспатент, затем дождаться окончания делопроизводства и положительного решения. Важно постоянно оставаться на связи с экспертами Роспатента и своевременно отвечать на их запросы, иначе всю процедуру придётся начинать заново. Не получив разъяснения по спорному моменту, эксперт попросту откажет вам в регистрации.

Зато с момента регистрации в течение 10 лет ваш товар будет защищён российским законом. Никаких дополнительных пошлин или сборов правила не предусматривают. По истечении 10 лет вы можете продлить действие регистрации ещё на такой же срок.

Пока действует регистрация, вы обладаете исключительным правом на всё, что зарегистрировали. По закону это могут быть словесные, изобразительные, объёмные, а также любые другие обозначения и их комбинации. Кроме того, зарегистрировать можно и звуки – характерный для вашего бренда джингл или музыкальную заставку.

Исключительное право превращает логотип и название в интеллектуальную собственность. Это значит, что теперь на неё распространяются все законы, касающиеся частной собственности – за попытку её украсть государство накажет преступника, а вы, как собственник, можете распоряжаться ей.

Вот лишь малый список возможностей:

  • продажа интеллектуальной собственности целиком или права использовать её по договору лицензии;
  • распространение по франшизе;
  • производство товаров и оказание услуг под защищённым товарным знаком;
  • использование маркировки ®. Её использование для незарегистрированных товарных знаков запрещено законом и может привести к уголовной ответственности;
  • использование товарного знака в качестве нематериального актива. Он может увеличить баланс компании и использоваться как обычный доходный актив.

✅ Защита от подделок

Свидетельство о регистрации ТЗ не только гарантирует, что вы не нарушаете ничьих интеллектуальных прав. Он ещё и не позволяет другим нарушать ваши права. Обнаружив контрафакт, теперь уже вы можете обратиться в суд и взыскать с нарушителей полагающиеся по закону штрафы. И, конечно, поддельный товар будет изъят, чтобы не навредить вашей деловой репутации.

✅ Защита на таможне

Обладатель товарного знака имеет право внести его в реестр Федеральной таможенной службы. В таком случае только вы будете контролировать, кто имеет или не имеет право переправлять ваш продукт через границу РФ. Теперь даже ввести подделку в страну будет невозможно – её просто не пропустят через границу. А вы сможете предоставлять своим партнёрам разрешение на перевозку маркированного товара и контролировать его перемещение.

✅ Реклама

Самая очевидная выгода от использования товарного знака – снятие ряда ограничений для рекламы продуктов вашего бренда. После регистрации вы можете без опаски обращаться к рекламным агентствам, выпускать рекламу на ТВ, в радиоэфире, на страницах печатных и баннерах электронных СМИ, вести соцсети бренда, размещать наружную рекламу.

Во-первых, теперь вы точно знаете, что бренд не используют недоброжелатели, во-вторых, вам доверяют партнёры по маркетинговой деятельности.

Кроме того, только названия, защищённые ТЗ, можно указывать в рекламе на иностранных языках.

✅ Выход на маркетплейсы, открытие точек в торговых центрах

Только те продукты, у которых есть товарный знак, могут продаваться на маркетплейсах. Для площадок это вопрос безопасности. Если правообладатель обнаружит среди их товаров контрафакт, маркетплейс в первую очередь заблокирует его поставщика – иначе законные последствия могут лечь на плечи создателей площадки. С зарегистрированными товарами такого точно не произойдёт.

Точно так же обстоит ситуация с торговыми центрами и крупными сетевыми магазинами – они пустят ваш товар на свои полки, только если у вас будет свидетельство о государственной регистрации.

✅ Франшиза и лицензия - масштабирование бизнеса и привлечение инвестиций

Товарный знак, зарегистрированный в Роспатенте, действует на всей территории РФ. С ним вы можете открыть второй завод по производству кроссовок в другом городе или распространить сеть кофеен по всей области, шить плюшевые игрушки одновременно в Калиниграде и Владивостоке, продавать серебряные украшения сразу во всех ювелирных магазинах страны. Для таких масштабов, конечно, нужны финансы, и товарный знак позволяет получить их несколькими способами.

  • Продажа лицензии или франшизы. За определённое вознаграждение вы можете позволить другим людям, например, открывать рестораны под вашим товарным знаком в других городах, при этом сохраняя на исключительные права на его название. Продажа лицензии подразумевает использование только ТЗ. Франшиза же передаёт готовую модель бизнеса, технологии и опыт, но налагает и ограничения – покупатель франшизы обязан соблюдать установленные продавцом стандарты. Обычно лицензия используется для товаров потребления, а франшиза – для заведений, оказывающих услуги: общепита, парикмахерских, даже частных клиник.
  • Привлекательность для инвесторов. Репутация, узнаваемость бренда и устойчивый рост – отличные инструменты для привлечения сторонних инвестиций в ваш бизнес. Даже без ТЗ вы можете выпускать и продавать акции, но вместе с официальной регистрацией вы получите возможность активнее говорить о своём бренде, а значит – получать больше денег на его развитие.

✅ Ценность товарного знака - ТЗ как актив

Товарный знак является нематериальным активом. Как всякий актив, он может быть зачислен на баланс организации. Для этого в России он должен использоваться непосредственно в производстве или для управленческих нужд не менее 12 месяцев. Невозможно использовать таким образом актив, который вы собираетесь продать: хоть он и произведёт доход в момент продажи, именно в производстве он не использовался, а потому не подходит по правилам, установленным в РФ.

Использование ТЗ в качестве актива позволяет увеличить общую стоимость предприятия для привлечения инвесторов, продажи компании или, наоборот, создания новой. Товарный знак может стать частью уставного капитала. Кроме того, его можно использовать как залог при получении займа.

✅ Международная защита товарного знака

Для крупных и известных брендов иногда достаточно регистрации ТЗ только у себя в стране. Многие заграничные патентные ведомства не зарегистрируют знак, если он полностью совпадает с обозначением, принадлежащим крупной компании.

В 2016 году Укрпатент отказал местным предпринимателям в регистрации наименования «Сбер» из-за схожести с российским Сбербанком.

И всё же такие случаи – редкость. Лучше всего – защитить свой товарный знак в тех странах, где вы собираетесь его использовать.

Существует и более универсальный вариант – регистрация по Мадридскому соглашению. Это соглашение подписало 124 страны, и в каждой из них зарегистрированная символика получит охрану законом. Однако без российского ТЗ (или ТЗ любой другой страны-участницы) получить такую регистрацию невозможно.

Так регистрировать или нет?

Ответ зависит от типа бизнеса, который вы ведёте.

Регистрируйте товарный знак, если:

  • Вы полагаетесь на силу бренда и собираетесь его развивать.
  • Ваш товар уникален, и вы хотите защититься от контрафакта.
  • Вы собираетесь сотрудничать с маркетплейсами и крупными торговыми площадками оффлайн.
  • Вы создаёте франшизу или торгуете по лицензии, либо планируете продать свой бренд.
  • Вам нужно международное признание вашего бренда.

Не регистрируйте товарный знак, если:

  • У вас небольшой бизнес, которому не нужен собственный бренд.
  • Вы не рассчитываете широко рекламироваться.
  • Контрафакт и фирмы-двойники не способны серьёзно навредить вашему бизнесу или невозможны.
  • У вашего бизнеса простое название, отражающее род вашей деятельности.

Подытожим

Регистрация товарного знака – это не обязанность предпринимателя. Она нужна не всем типам организаций, но абсолютно необходима там, где есть возможность потерять деньги из-за контрафакта или перехвата клиентов недобросовестными конкурентами, укравшими вашу символику. Кроме того, ТЗ обезопасит вас от нарушения чужих и защитит ваши интеллектуальные права, откроет возможности для развития бренда и станет финансовым активом.

Подробную информацию о регистрации товарного знака можно почитать здесь.

11
Начать дискуссию