Авторское право на персонажа

В статье 1259 Гражданского Кодекса России есть список объектов, которые охраняются авторским правом. К таким объектам причислены анимационные, вымышленные и реальные персонажи, созданные творческим трудом автора и сохраняющие свою узнаваемость, даже если их используют отдельно от произведения.

Например, не все читали книги Алена Милна, но едва найдется кто-то, кто не знаком с Винни-Пухом. Аналогично и с другими известными персонажами, которые стали узнаваемыми отдельно от изначального контекста – конфетки M&M’s, Маша и Медведь, Кот Матроскин, Дядя Федор, Крокодил Гена и т.д. Все эти герои защищены законом, а их использование без разрешения автора грозит административной и уголовной ответственностью.

В этой статье расскажу, как автору книги, создателю сценария для фильма / мюзикла / аниме, компьютерной или настольной игры защитить права не только на произведение, но и персонаж. Эти знания помогут больше зарабатывать на своих произведениях и эффективно пресекать копипаст. Также расскажу, как предпринимателям законно использовать чужих персонажей для раскрутки бизнеса.

Приготовьтесь, статья получилась длинной.

Александр Дубок
Патентный поверенный №2668, руководитель патентного бюро Первоисток

О чем расскажу:

Персонаж как объект авторского права

Чтобы герой произведения получил правовую защиту в качестве объекта авторского права, его образ должен быть хорошо описан и продуман. Например, создателю нужно убедиться, что персонаж имеет отличительные черты:

  • внешнего вида;
  • характера и темперамента;
  • движения;
  • мимики и речи;
  • другие отличительные узнаваемые признаки, позволяющие идентифицировать образ вне произведения.

Чтобы получить правовую защиту, герой не обязательно должен быть нарисованным.

Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума № 5 от 26.03. 2009 предусмотрел охрану для персонажей, выраженных как в графической, так и в устной, письменной, видео-, звуковой и объемно-пространственной форме.

Охране подлежат:

  • вымышленные одушевленные образы, создаваемые и поддерживаемые деятелями искусства – актерами, певцами, деятелями эстрады;
  • анимационные неодушевленные персонажи мультфильмов и комиксов.

👉 Образы реальных личностей, ставшими героями произведений, фильмов, не попадает под защиту авторского права. Их правовая охрана регулируется частью 1 статьи 152.1 ГК РФ «Охрана изображения гражданина».

Использование персонажа в коммерческих целях

Узнаваемый персонаж привлекает повышенное внимание к товарам и услугам, в рекламе которых используется. Это дает возможность авторам произведений дополнительно зарабатывать на продаже продуктов с изображением своих героев, ставших популярными.

Джоан Роуллинг заработала на продаже книг о Гарри Поттере около 1 млрд долларов и дополнительно 60-80 млн долларов на лицензии на аттракционы в Universal Studios в Голливуде и Орландо. Также писательница получает существенный доход от продажи одежды, еды и напитков с изображениями героев своего романа.

Возможность использовать полюбившихся персонажей в коммерческих целях рождает у предпринимателей много идей, как на этом можно зарабатывать. Если автор произведения не знает, какие у него есть права на персонаж и как пользоваться привилегиями, которые дает авторское право, он столкнется с упущенной выгодой в то время, как конкуренты будут задействовать его героев в продвижении своего бизнеса и незаконно зарабатывать.

Виды прав на персонажа

Прежде, чем перейдем к защите прав, разберемся, какие именно права есть у автора. Речь идет о двух крупных группах прав:

  1. имущественных;
  2. неимущественных.

Имущественные права

Имущественные (исключительные) права можно передавать. Передача подразумевает позволение третьему лицу использовать персонажа в коммерческих целях.

Чтобы передача считалась законной, она должна быть документально подтверждена одним из договоров:

  • лицензионным – подразумевает частичную передачу прав на персонаж в обмен на денежную компенсацию;
  • соглашением об отчуждении исключительных (имущественных) прав – подразумевает полную передачу прав.

Если третье лицо задействует героя в своих интересах без наличия договоренностей с автором или правообладателем, оно нарушает закон.

Срок действия имущественных прав – в течение всей жизни автора плюс 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Неимущественные права

Неимущественные права на персонаж передать невозможно, и они бессрочны. В эту категорию прав входят права на:

  • имя – третье лицо не имеет право заявлять, что он автор персонажа, если он таковым не является, даже если владеет имущественными правами на героя;
  • неприкосновенность – создатель творческого образа имеет право требовать, чтобы в его произведение не вносились изменения;
  • обнародование – автор имеет право запрещать или разрешать обнародование творчества.

Договоренности на передачу либо отчуждение неимущественных прав ничтожны, ибо не являются законными.

Виды нарушений прав на персонаж

Третьи лица могут нарушать как имущественные, так и неимущественные права. Наиболее частый способ нарушения имущественных прав – незаконное копирование и воспроизведение произведения.

Например, пошив и продажа мягких игрушек в виде литературного персонажа. Сюда же относится воспроизведение изображения героя на одежде, предметах обихода, кондитерских изделиях без согласования с автором.

Наиболее распространенный способ нарушения неимущественного права – кража: когда третье лицо позиционирует себя в качестве автора, в то время как таковым не является.

Использование персонажей в мемах – это нарушение прав или нет

В российском законодательстве не закреплено понятие «интернет-мема», а потому остается спорным вопрос, можно ли третьим лицам создавать картинки с использованием героев фильмов / мультфильмов / сказок. Ведь фактически это незаконное копирование и воспроизведение чужой интеллектуальной собственности.

С другой стороны, судебная практика показывает, если изображение героя размещать на картинках с юмористическим подтекстом без коммерческого посыла, то нарушением авторских прав это не считается. Также не является нарушением создание и использование юмористических пародий. Последнее утверждено пунктом 4 статьи 1274 ГК РФ.

В качестве подтверждения приведу пример дела №А56-123039/2019. ООО «Си Ди Лэнд Контакт» трижды подавало иск на соцсеть «ВКонтакте» за создание и распространение стикерпаков с картинками «Ждуна». Суд не удовлетворил ни одного иска, обосновывая это тем, что соцсеть использует пародию персонажа, а не само произведение.

Спорное изображение по делу №А56-123039/2019
Спорное изображение по делу №А56-123039/2019

Создание персонажа по образу героя другого произведения

Сценарии сериалов и фильмов часто создают по мотивом литературных произведений. В этих случаях автор книжного персонажа и автор аналогичного героя из фильма / сериала – разные люди, а персонаж становится объектом смежного права.

Например, «литературный» Чебурашка – результат творчества Эдуарда Успенского, а мультипликационный – Леонида Шварцмана. Мультяшный Чебурашка охраняется авторским правом, как и литературный, но на создание и использование первого нужно дополнительное разрешение от первоначального правообладателя.

Другой пример реализации смежного права – воплощение образа из кино или книги на театральной сцене. Исполнение роли актером тоже становится самостоятельным объектом интеллектуальной собственности, но перед постановкой спектакля автору нужно запросить разрешение у правообладателя оригинального произведения.

Использование персонажей в фанфиках – нарушение или нет

В Интернете распространено такое явление, как фанфик. Это когда фанаты художественных произведений придумывают новые сюжетные линии с участием любимых персонажей. Такое творчество не считается нарушением авторского права до тех пор, пока оно:

  1. некоммерческое;
  2. пропагандирует литературу, культурные ценности и пользу чтения;
  3. популяризирует писателей и их произведения.

Авторы фанфиков могут создавать творения, обсуждать их на форумах, переодеваться в костюмы любимых героев, проводить конкурсы, но только не извлекать финансовую выгоду от своей деятельности и не провозглашать себя авторами чужого произведения.

Способы защиты авторского права на персонажа

Чтобы защитить персонажа авторским правом, его не нужно специально регистрировать.

У автора есть право не только на персонаж, но и на его имя / название.

Правовая охрана объекта наступает по факту создания, даже если он еще не обнародован. Действует так называемая «презумпция авторства».

Презумпция авторства подразумевает: кто первый заявил авторство на объект, тот им и является. Если другое лицо не согласно с данным заявлением – ему предстоит доказать обратное. С одной стороны, презумпция помогает не заморачиваться с регистрацией авторских прав, а с другой – делает уязвимым создателя в ситуациях, когда другое лицо пытается выдать себя за автора.

Когда в суде встречаются два лица, борющихся за право называться автором персонажа, суд встает на сторону того, кто может предоставить доказательство временного приоритета.

Нужно доказать, что вы владеете объектом творчества дольше, чем соперник.

В качестве доказательства временного приоритета суд принимает:

  1. электронные файлы с рукописью, эскизами, набросками, чертежами образа героя, по которым можно определить точную дату его создания;
  2. свидетельство о депонировании;

  3. свидетельство о регистрации персонажа в качестве объемного или графического товарного знака;
  4. свидетельство о патентовании персонажа в качестве промышленного образца.

С первым пунктом все понятно – автору просто нужно позаботиться о сохранности творческих исходников, чтобы быть готовым предъявить их в спорной ситуации. В следующих трех пунктах речь идет об официальных документах, которые можно получить в специализированных организациях.

Свидетельство о депонировании персонажа

Депонирование – процедура подтверждения авторства, которая сводится к передаче на хранение ответственному лицу копии творчества. Лицо, оказывающее услугу депонирования, выдает свидетельство, в котором указана дата принятия объекта на хранение и его описание.

Стоимость депонирования в среднем от 11 000 рублей за услугу. Сведения хранятся на протяжении 70 лет.

Аналог депонирования – заверение копии творческого объекта у нотариуса. В данном случае дата заверения служит датой возникновения временного приоритета.

Если персонаж, подлежащий депонированию, имеет визуальную форму, то депонировать нужно его графическое содержание – рисунок, фото, распечатку макета. Если речь идет о литературном герое, нужно составить текстовое, максимально полное словесное описание.

Еще один способ депонировать объект, но уже без обращения к третьим лицам, – отправка почтового отправления самому себе. В этом случае автор должен вложить в посылку копию творческого произведения и в качестве получателя указать свой адрес. После прихода отправления посылку не вскрывать. Дата почтовой отметки считается датой возникновения временного приоритета. Невскрытую посылку предъявляют в судебных спорах для доказательства авторства.

Свидетельство о регистрации персонажа в качестве товарного знака

Более надежный способ защиты персонажа – регистрация в качестве товарного знака (ТЗ). Этой процедурой занимается Роспатент.

Регистрировать персонажа в качестве товарного знака нужно, если планируете его использовать в коммерческих целях. Иначе вам больше подойдет депонирование.

В качестве товарного знака можно защитить как имя героя, так и его двумерное или трехмерное изображение. Длинное словесное описание персонажа не подходит для регистрации. Все потому, что ТЗ тесно связан с коммерческой деятельностью, а длинное описание характера героя вряд ли пригодится для размещения на витрине магазина, в рекламе бренда или на этикетке продукта. Другое дело – уникальное емкое и узнаваемое изображение сказочного героя, например, на обертке конфет.

Реальный пример использования персонажа в качестве товарного знака – Кот Матроскин на этикетках продукции «Простоквашино» (регистрационный номер – 394074). ОАО «Компания ЮНИМИЛК» договорилась с Эдуардом Успенским на использование изображения Кота Матроскина в 2002 году. Сотрудничество оказалось удачным. После размещения Кота на упаковке фирма стала получать больше выручки, а к 2009 году компания зафиксировала прирост прибыли на 45% в сравнении с аналогичным показателем до ребрендинга. Этот пример показывает, как грамотное использование изображения известного героя на этикетке увеличивает интерес потребителей.

Пример изображения мультипликационного героя на продукции
Пример изображения мультипликационного героя на продукции

Зарегистрировать в качестве товарного знака можно не любое изображение. Оно должно:

  • быть уникальным;
  • не вводить в заблуждение потенциальных покупателей;
  • соответствовать нормам морали и этики.

Свидетельство о регистрации выдают на 10 лет, после чего правообладатель может продлевать его срок действия неограниченное количество раз. Стоимость процедуры – от 25 000 рублей без учета госпошлин.

Если сомневаетесь, подходит ли ваш герой для регистрации в качестве ТЗ – обратитесь к поверенным для бесплатной экспресс-проверки.

Свидетельство о регистрации товарного знака служит надежным доказательством наличия временного приоритета. Этот документ принимают в Суде в качестве подтверждение прав на персонажа.

Патент на персонажа

Патентование персонажа – еще один способ подтвердить право на героя литературы / аниме / игры / комикса. В сравнении с ранее перечисленными методами получения временного приоритета, этот менее распространенный.

На это есть 3 причины:

  1. процедура оформления патента более сложная, чем процедура регистрации ТЗ и депонирования;
  2. срок действия патента – всего 5 лет с возможностью продления четыре раза;
  3. охраняется только дизайн / внешний вид героя и не охраняется имя.

Как и в случае с товарными знаками, патент на дизайн / внешний вид героя можно получить, только если планируете использовать его в производственных или коммерческих целях. Например, собираетесь наладить массовое производство фирменных игрушек.

Стоимость получения патента на промышленный образец от 75 000 рублей без учета пошлин.

Как использовать чужого персонажа

Если вы создатель персонажа, то теперь вам должно быть понятно, какие у вас есть права и как подтвердить свое авторство. Теперь рассмотрим, как быть предпринимателю, который хочет использовать чужого героя в коммерческих целях.

Авторское право не обойти

Предприниматели часто интересуются, как обойти авторское право, чтобы использовать героя без выплаты вознаграждения автору / правообладателю. Ответ – только если нарисовать другого героя, который не похож на уже существующего.

Недостаточно поменять в персонаже какую-то одну черту. Например, если переодеть Кота Матроскина в однотонную футболку, он все равно останется узнаваемым. Если перекрасить его в белый цвет – тоже.

Чтобы не иметь дело с правообладателем, нужно либо создать своего героя, либо использовать образ из народного фольклора. Права на героев из последней группы никому не принадлежат.

Использование образа известного персонажа в рекламе дает надежду, что покупатели перенесут приятные, связанные с ним ассоциации, на продукт, который рекламируется. С новым, неизвестным героем на упаковке такого эффекта не будет. Поэтому, если хотите использовать в коммерции узнаваемого персонажа, свяжитесь с автором / правообладателем и заключите лицензионный договор.

Договор должен быть письменным. Устная договоренность «размещу вашего героя на этикетке и буду выплачивать процент от прибыли» не законна.

Если автор / правообладатель умер, разыщите наследников. Исключение – если с момента смерти автора прошло 70 лет.

Когда автор не правообладатель

При подписании лицензионного договора помните, что договариваться нужно с правообладателем, а не автором.

Автор может быть правообладателем. Изначально он им и является. Но если потом передает исключительные права третьему лицу, то право распоряжаться объектом переходит последнему.

Иногда автор может заблуждаться относительно того, какими правами он обладает. Например, в силу незнания законодательства. Чтобы защитить себя от заключения лицензионного договора с человеком, который не имеет полномочий такой договор подписывать, рекомендуем предварительно провести юридическую проверку. Помочь с такой проверкой может эксперт бюро «Первоисток».

Вот случай из практики, когда предприниматель заключил лицензионный договор не с тем правообладателем и попал в неприятную ситуацию.

В 2011 году Эдуард Успенский подал иск против ООО «Флэш-мастер» с требованием прекратить выпускать USB-накопители в виде Чебурашки. Основание – фирма не заключила лицензионный договор с автором и тем самым использовала персонажа в своих интересах без согласия создателя. В свое оправдание руководитель юридического лица утверждал, что ранее заключил лицензионный договор с Объединенной государственной киноколлекцией, которой принадлежат права на мультипликационного Чебурашку. Суд встал на сторону Э. Успенского, поскольку литературный герой и герой из мультфильма – два разных объекта права. Потому компании следовало заключить соглашение и с автором произведения.

Предмет спора USB-накопитель в виде Чебурашки
Предмет спора USB-накопитель в виде Чебурашки

Ответственность за нарушение авторских прав

Автор за нарушение своих прав имеет право рассчитывать на компенсацию в размере:

  • 10 000 – 5 000 000 рублей – точную сумму определяет суд;
  • двукратной стоимости незаконных копий – например, стоимости игрушек в форме персонажа;
  • двукратного вознаграждения за правомерное использование героя в коммерческих целях.

Ответственность за нарушение авторского права регулируется статьей 1301 ГК РФ.

Юридическая помощь в защите персонажа и бизнеса

Использование популярных персонажей в продвижении бизнеса может в разы увеличить прибыль. Патентное бюро поможет все сделать по закону. Поверенный сделает так, чтобы автор не терял возможность зарабатывать на своем персонаже, а предприниматель по незнанию не оказался в центре скандала в качестве ответчика в суде.

К поверенному обращаются чтобы:

  • депонировать персонажа книги, мультфильма, аниме, комикса, фильма или игры;
  • зарегистрировать героя в качестве товарного знака;
  • получить патент;
  • составить и подписать грамотный лицензионный договор;
  • отстоять интересы в суде, если права уже нарушены.

Своевременное обращение в бюро экономит деньги на адвокатов и бережет деловую репутацию, которая может быть быстро испорчена из-за нарушения закона по незнанию.

44
11
Начать дискуссию